Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа».
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» в условиях ФГОС создает условия для обучения и повышения уровня читаемости детей,развития интереса к чтению.Он заинтересовал меня своей новизной, современными технологиями,которые позволяют развивать творческие способности детей и дал возможность реализовать свой творческий потенциал не только на уроках,но и во внеурочной деятельности.
Принципы учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа»: целостность картины мира реализуется через межпредметные связи (интегрирование),учет индивидуальных способностей школьников, прочность и наглядность, охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Свойства используемой мной методической системы:
-комплектность-умение работать с учебником и несколькими источниками информации: учебники, словари, например, в учебнике русского языка, в одном из трех находятся словари: орфоэпический, фразеологический, толковый, этимологический, словообразовательный, орфоэпический, обратный или грамматический. Все словари не просто для примера, а конкретно для каждого упражнения из учебника «Русский язык» или текста для учебника «Литературное чтение». Дети быстро находят слова и ориентируются в словарях, и меня это радует. Кроме этого есть хрестоматия –еще один дополнительный источник;
-умение делового общения (работа в парах, группах, коллективом);
-интерактивность- диалоговое взаимодействие систематически;
-инструментальность - это предметно-механические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний (использую лупы, рамочки, цветные карандаши как маркеры для решения конкретных учебных задач). Учебник «Литературное чтение» уже с маркировкой, которая выполняет те или иные учебные задачи, а сами дети маркируют в тетради, выполняя конкретное задание.
Практические задания.
1.Тетрадь с печатной основой -3 класс, часть 2,басня Эзопа, древнегреческого поэта-баснописца, жившего около 600 года до н.э. «Путники и медведица». Прочитайте. Найдите мораль в тексте басни и закрасьте эти строки желтым цветом. -Какие строчки закрасили?
2.Со 2 класса используется рамочка для работы в «Музейном доме». «Музейный дом»- это серия репродукций картин в учебнике «Литературное чтение», часть 1,2,которые используются как на уроках русского языка (развитие речи),так и на уроках литературного чтения. -Найдите в конце учебника «Литературное чтение»,3 класс,1 часть ,репродукцию картины «Подсолнух» нидерландского художника Винсента Виллема Ван Гога, жившего с 1853 года по1890 годы. Возьмите рамочку на парте и приложите к вазе. С помощью рамочки дети учатся кадрировать изображение, выделять в нем целостные значимые фрагменты, учатся отмечать детали. Что вы заметили на вазе? (Подпись). А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите подпись-это автограф самого художника Ван Гога.
Кроме использую интерактивный Оn-lain журнал,он находится на сайте «Академкнига» представителей учебно-методического комплекса ,в котором есть раздел : Поход в «Музейный дом». Он содержит 85 репродукций живописных произведений. Каждая репродукция снабжена электронной лупой, позволяющей рассмотреть самые мелкие детали живописных произведений. Репродукции снабжены электронными рамками для выделения фрагментов.
3. «Музей в твоем классе» -так называется следующий раздел в On-lain журнале. Электронное пособие включает 20 репродукций картин русских художников , которые являются предметом специального внимания; 70 работ, которые служат дополнительными источниками информации; разнообразные интерактивные инструменты для работы с картинами (лупа, горизонтальная и вертикальная рамки для выделения фрагментов и круглая рамка для выделения деталей).Система вопросов и интерактивных заданий позволяет не только научить школьника находить и видеть в картине то, что изображено ,но и реконструировать то, что вышло за рамки изображения. Уровень подготовки школьников разный ,поэтому вопросы и задания развернуты и избыточны, учитывается возраст, возможности учеников, опыт впечатлений и переживаний.
4.Мы все хотим, чтобы дети научились говорить и писать, то есть свободно говорить и писать, выражая свои мысли и чувства. Но самый первый шаг на пути к этим долго формируемым умениям -это умение слушать. «Маленький ручей о чем-то все говорит и говорит, сам себя перебивая. Но и его можно понять, если умеешь слушать.» В том же On-lain журнале есть раздел под названием «Книжный клуб».Здесь находятся произведения в записи.
5.Хотела бы обратить внимание на раздел On-lain журнала под названием: Интерактивные тесты. Тест 2: «Детский фольклор: игровая природа и древние корни.» Тест 3: «Японские хокку». 6.Остановимся на хокку. Хокку- весь мир в трех строчках. Хокку-японское трехстишие. В первой строке-5 слогов, во второй-7 слогов, в третьей-5 слогов. Не более 10 слогов в каждой строчке. Одна строчка чуть длиннее других. Строчные буквы допускаются. В стихотворении должны быть самые необходимые слова. Для хокку характерны недосказанность, искреннее чувство, глубокая мысль. Не нужно употреблять слов как будто, словно, похож. Рифмы не должно быть. События хокку должны создавать ощущение, что они разворачиваются у вас на глазах. Природа и переживание -основы смысловых частей. Мои ученики тоже пытались сочинить хокку: Лилия Койфман.
Звезды в поднебесье. Молния, громы. Звезды на небе.
И сердце бьется во мне. Как в сердце удар. Прекрасна летняя ночь!
Прекрасная ночь. Тишина и покой. На душе покой.
7.Обратите внимание, что тексты в учебниках литературного чтения построены по технологии критического мышления (чтение с остановками, диалог, беседа по прочитанному, определение событийной стороны текста (поступки, события, герои). Вернемся к нашему тексту-басне Эзопа. Я объединила два упражнения по теории критического мышления «Древо мудрости» и «Толстые и тонкие вопросы». «Древо мудрости». На доске нарисовано дерево,ученики читают текст, составляют вопросы, вешают на дерево ,на листочках, другие ученики отвечают. «Толстые и тонкие вопросы»-это тоже составление вопросов, но здесь нужно помнить ,что «тонкие» вопросы- это вопросы, требующие односложного ответа, «толстые» вопросы- это вопросы ,требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умение анализировать. Можно попросить составить каждой паре учеников «толстый» и «тонкий» вопросы, предварительно прочитав текст, записать вопросы на разных листочках, зачитав вопросы, предложить ответить другим ученикам и прикрепить на дерево листочки с вопросами. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка, развитие знаний, умений и личностных его качеств, оживляется познавательный процесс, активизируется и формируется личность. Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого воображения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...
Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"
В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения http://nsportal.ru/node/1308226/edit
http://nsportal.ru/node/1308226/edit...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".
В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"...
Статья "Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах"
Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном уроке, в ч...