С.Есенин «Берёза».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Учить анализировать лирическое произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_13.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. С.Есенин  «Берёза».

Цель: учить анализировать лирическое произведение.

УУД. Предметные.  Анализирует текст стихотворения (строфы, рифмы). Находит и выразительно читает описание берёзы. Выявляет авторскую позицию. Определяет интонационный рисунок стихотворения и читает стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определяет партитуру выразительного чтения. Определяет главную мысль. Описывает картину. Выделяет эпитеты, сравнения.

Метапредметные. Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки.

-Давайте подарим тепло и добро друг другу.

Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется –

Так красота на земле рождается.

 II. Актуализация опорных знаний.

- Так красота на земле рождается… . У нас есть возможность прикоснуться к ней. Ведь красота – это прекрасные произведения искусства. Какие виды искусства вы знаете? (Картины, стихи, музыкальные произведения.)

- Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.

- Мы прикоснёмся к красоте поэтического слова.

-Давайте, вспомним с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Поёт зима – аукает».)

- Кто автор? (Есенин С.А.)

III. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения.

 IV. Постановка цели урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим работу по изучению стихотворений этого известного русского поэта.

- Назовите фамилию автора.

- А что вы уже знаете о С. Есенине?

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, тему нашего урока.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. («Берёза».)

V. Открытие нового знания.

- Стихотворение «Берёза» С.Есенина - это первое опубликованное стихотворение. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.

Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса 
С чистым голосом поэта.

- Вот такой он, Есенин, волшебник, мастер слова, чародей!

1. Подготовка к восприятию.

- Нам нужно внимательно и бережно относиться к каждому авторскому есенинскому слову, чтобы увидеть его красоту. Постараемся, ребята?

- Посмотрите на живописные картины природы, которые так прекрасно воспевал в своих произведениях Сергей Есенин.

- Что изображено на иллюстрациях?

- Какое из этих деревьев стало символом России?

- Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного и возвышенного. В поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Её всегда называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д.

2. Первичное восприятие.

 Выразительное чтение стихотворения «Берёза».

3. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось?

- Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом.)

- Какой берёзу увидели вы?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования.)

- Кто не знает этих строк? (Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. В этом году этому стихотворению исполняется - 98 лет. Представляете! Но оно до сих пор любимо всеми. Как же удалось Есенину создать такое совершенство?

Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать неповторимый мир, созданный поэтом.)

4. Вторичное восприятие текста. Словарная работа.

- Прочитайте про себя стихотворение внимательно, не спеша. Подчеркните непонятные слова и выражения.

- Как вы понимаете слова: Кисти, кайма, бахрома?

-А откуда вы знаете?

Кисть -  пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.

Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

-А теперь прочитаем вслух первое четверостишие.

5. Проверка вторичного восприятия.

 Выборочное чтение, сопровождающееся беседой-размышлением с выделением выразительных средств стихотворения.

1.Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

- О чём здесь говориться? (Говориться о берёзе под окном, о том, что она покрыта снегом.)

- С чем автор сравнивает снег? Почему? (С серебром. Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.)

- Какое изобразительное средство использует поэт? (Сравнение.)

- Как вы понимаете слово «принакрылась»?

- Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.

- Прочитаем второе четверостишие.

2.На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

- С чем и почему сравнивает поэт ветви берёзы?

- С платком, у которого есть кисти.

- Да и такой платок называется шаль. Есенин говорит, что берёза принакрылась снегом, как будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, концы веток выглядят как кисти бахромы. А кто украшал себя шалью? (Девушки.)

- Значит, Есенин сравнивает берёзу с девушкой.

- Какой литературный приём использует автор? (Метафору.)

- А что такое метафора? (Это употребление слов в переносном смысле.)

- Фраза: «На пушистых ветках»

- Какой здесь приём? (Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.)

("Пушистые" - это эпитет, так как слово «пушистые» называет признак предмета в переносном значении.)

- А какие ещё литературные приёмы вы помните? (Олицетворение – это, когда неживым предметам приписывают признаки и свойства живых.)

- А здесь используется этот приём? (Да. В третьем и в четвёртом четверостишии.)

- Давай прочтём их.

3.И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

4.А заря,/ лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

- Где здесь олицетворение? (Сонная тишина, лениво обходя кругом, обсыпает.)

- А метафора? (Да, «горят снежинки в золотом огне». «Новым серебром».)

Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.

Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

Метафора-это употребление слов в переносном смысле.

6. Работа над выразительностью чтения.

 Выразительное чтение уч-ся стихотворения.

- Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую берёзу.

- А как ещё можно показать красоту?

- Можно нарисовать.

- Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина «Берёза»? (Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая, голубая.)

- Какое время дня рисует поэт? (Утро.)

- Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи.)

- Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «горят снежинки в золотом огне».)

- Прочитайте, как занимается заря зимой. (Лениво.)

- А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки.

Физкультминутка.

VI. Закрепление нового материала.

1. Работа в парах.

- А теперь мы проверим, как вы стихотворение запомнили.

- Какие же приёмы использует С. А.Есенин для того, чтобы выразительнее описать белую берёзу?

- Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали бы?

- Представьте, что вы композиторы, какую музыку написали бы вы?

- Наш урок заканчивается. Подведём итоги работы .

VII. Подведение итогов урока.

- Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились? Как в дальнейшем эти умения вам пригодятся?

- Зачем нужно постигать тайны поэтического слова?

- Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила Есенина на создание прекрасных стихотворений.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.

На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Берёза"

Урок литературного чтения посвящён стихотворению С.Есенина "Берёза"....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза".

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин "Берёза"....

Урок по литературному чтению. «Зимние картины природы. С. Есенин « Берёза»»

Урок разработан по требованием Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы групповой р...

Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»

Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...

Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".

Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....