Главные вкладки

    С.Есенин «Берёза».
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Киселёва Лариса Николаевна

    Учить анализировать лирическое произведение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_13.docx20.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. С.Есенин  «Берёза».

    Цель: учить анализировать лирическое произведение.

    УУД. Предметные.  Анализирует текст стихотворения (строфы, рифмы). Находит и выразительно читает описание берёзы. Выявляет авторскую позицию. Определяет интонационный рисунок стихотворения и читает стихи, выражая чувства поэта. Самостоятельно определяет партитуру выразительного чтения. Определяет главную мысль. Описывает картину. Выделяет эпитеты, сравнения.

    Метапредметные. Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    Я рада видеть каждого из вас!

    И пусть зима прохладой в окна дышит,

    Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

    Друг друга любит, чувствует и слышит.

    - «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки.

    -Давайте подарим тепло и добро друг другу.

    Когда ладошки наши касаются,

    Душа с душою встречаются,

    И сердце добром наполняется –

    Так красота на земле рождается.

     II. Актуализация опорных знаний.

    - Так красота на земле рождается… . У нас есть возможность прикоснуться к ней. Ведь красота – это прекрасные произведения искусства. Какие виды искусства вы знаете? (Картины, стихи, музыкальные произведения.)

    - Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.

    - Мы прикоснёмся к красоте поэтического слова.

    -Давайте, вспомним с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Поёт зима – аукает».)

    - Кто автор? (Есенин С.А.)

    III. Проверка домашнего задания.

    1. Чтение наизусть стихотворения.

     IV. Постановка цели урока.

    - Ребята, сегодня мы продолжим работу по изучению стихотворений этого известного русского поэта.

    - Назовите фамилию автора.

    - А что вы уже знаете о С. Есенине?

    - Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, тему нашего урока.

    Зелена, а не луг,

    Бела, а не снег,

    Кудрява, а без волос. («Берёза».)

    V. Открытие нового знания.

    - Стихотворение «Берёза» С.Есенина - это первое опубликованное стихотворение. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.

    Говорить учил леса,
    Травы, рощи в брызгах света.
    И слились их голоса 
    С чистым голосом поэта.

    - Вот такой он, Есенин, волшебник, мастер слова, чародей!

    1. Подготовка к восприятию.

    - Нам нужно внимательно и бережно относиться к каждому авторскому есенинскому слову, чтобы увидеть его красоту. Постараемся, ребята?

    - Посмотрите на живописные картины природы, которые так прекрасно воспевал в своих произведениях Сергей Есенин.

    - Что изображено на иллюстрациях?

    - Какое из этих деревьев стало символом России?

    - Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного и возвышенного. В поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Её всегда называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д.

    2. Первичное восприятие.

     Выразительное чтение стихотворения «Берёза».

    3. Проверка первичного восприятия.

    - Понравилось вам стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось?

    - Какой увидел берёзу поэт? (Берёза белая, принакрылась снегом.)

    - Какой берёзу увидели вы?

    - Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, рассматривая берёзу? (Чувство любования.)

    - Кто не знает этих строк? (Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь это – первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. В этом году этому стихотворению исполняется - 98 лет. Представляете! Но оно до сих пор любимо всеми. Как же удалось Есенину создать такое совершенство?

    Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать неповторимый мир, созданный поэтом.)

    4. Вторичное восприятие текста. Словарная работа.

    - Прочитайте про себя стихотворение внимательно, не спеша. Подчеркните непонятные слова и выражения.

    - Как вы понимаете слова: Кисти, кайма, бахрома?

    -А откуда вы знаете?

    Кисть -  пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

    Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

    Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.

    Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

    -А теперь прочитаем вслух первое четверостишие.

    5. Проверка вторичного восприятия.

     Выборочное чтение, сопровождающееся беседой-размышлением с выделением выразительных средств стихотворения.

    1.Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    - О чём здесь говориться? (Говориться о берёзе под окном, о том, что она покрыта снегом.)

    - С чем автор сравнивает снег? Почему? (С серебром. Напоминает серебро, когда снег сверкает на солнце.)

    - Какое изобразительное средство использует поэт? (Сравнение.)

    - Как вы понимаете слово «принакрылась»?

    - Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.

    - Прочитаем второе четверостишие.

    2.На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    - С чем и почему сравнивает поэт ветви берёзы?

    - С платком, у которого есть кисти.

    - Да и такой платок называется шаль. Есенин говорит, что берёза принакрылась снегом, как будто накинула на себя шаль, поэтому снег на ветках напоминает кайму, концы веток выглядят как кисти бахромы. А кто украшал себя шалью? (Девушки.)

    - Значит, Есенин сравнивает берёзу с девушкой.

    - Какой литературный приём использует автор? (Метафору.)

    - А что такое метафора? (Это употребление слов в переносном смысле.)

    - Фраза: «На пушистых ветках»

    - Какой здесь приём? (Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.)

    ("Пушистые" - это эпитет, так как слово «пушистые» называет признак предмета в переносном значении.)

    - А какие ещё литературные приёмы вы помните? (Олицетворение – это, когда неживым предметам приписывают признаки и свойства живых.)

    - А здесь используется этот приём? (Да. В третьем и в четвёртом четверостишии.)

    - Давай прочтём их.

    3.И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    4.А заря,/ лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    - Где здесь олицетворение? (Сонная тишина, лениво обходя кругом, обсыпает.)

    - А метафора? (Да, «горят снежинки в золотом огне». «Новым серебром».)

    Эпитет - образное определение, называет признак в переносном значении.

    Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

    Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

    Метафора-это употребление слов в переносном смысле.

    6. Работа над выразительностью чтения.

     Выразительное чтение уч-ся стихотворения.

    - Прочитайте это стихотворение так красиво, чтобы все увидели нарядную, тихую сияющую берёзу.

    - А как ещё можно показать красоту?

    - Можно нарисовать.

    - Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина «Берёза»? (Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая, голубая.)

    - Какое время дня рисует поэт? (Утро.)

    - Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи.)

    - Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «горят снежинки в золотом огне».)

    - Прочитайте, как занимается заря зимой. (Лениво.)

    - А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки.

    Физкультминутка.

    VI. Закрепление нового материала.

    1. Работа в парах.

    - А теперь мы проверим, как вы стихотворение запомнили.

    - Какие же приёмы использует С. А.Есенин для того, чтобы выразительнее описать белую берёзу?

    - Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию нарисовали бы?

    - Представьте, что вы композиторы, какую музыку написали бы вы?

    - Наш урок заканчивается. Подведём итоги работы .

    VII. Подведение итогов урока.

    - Что вам понравилось сегодня на уроке? Чему вы научились? Как в дальнейшем эти умения вам пригодятся?

    - Зачем нужно постигать тайны поэтического слова?

    - Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она вдохновила Есенина на создание прекрасных стихотворений.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.

    На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

    урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Берёза"

    Урок литературного чтения посвящён стихотворению С.Есенина "Берёза"....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                     КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

    Урок литературного чтения С. Есенин "Берёза".

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе Сергей Есенин "Берёза"....

    Урок по литературному чтению. «Зимние картины природы. С. Есенин « Берёза»»

    Урок разработан по требованием Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы групповой р...

    Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»

    Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...

    Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".

    Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....