Урок по литературному чтению. «Зимние картины природы. С. Есенин « Берёза»»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок разработан по требованием Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы групповой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедиловская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования

Киреевский район

Урок по литературному чтению

2 класс

Тема урока: Зимние картины природы.

             С. Есенин « Берёза»

Настроение стихотворения, литературные приёмы, используемые для оживления природы, авторское отношение к природе.

УМК « Школа России»

Автор: Л.Ф. Климанова

Автор урока: учитель начальных классов

Корпачёва Светлана Анатольевна

2013г.

Цель: ознакомить детей с краткой биографией С. А. Есенина и его стихотворением "Берёза".

Задачи:

  1. дать понятие метафоры;
  2. продолжить формировать умение видеть образные языковые средства;
  3. совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях;
  4. развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение;
  5. расширять словарный запас учащихся;
  6. воспитывать познавательную активность учащихся; прививать любовь к родной природе.

Тип урока: групповая работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,  работа в группах.

Методы  ведения урока:  словесный (беседа), практический,  проблемный, самостоятельная работа, творческая работа.

Использование литературных приёмов: звукопись, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет С.А.Есенина, портреты К. Бальмонта, Ф. Тютчева, К. Фета, С. Михалкова, карточки с отрывками из их стихотворений, музыка П.И.Чайковского, репродукции картин, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, план анализа стихотворения , карточки с описанием литературных приёмов, магнитные буквы, снежинки белого и синего цвета, карточки для рефлексии.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные результаты:

  1. развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
  2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
  3. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные результаты:

регулятивные УУД

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

познавательные УУД

- строить рассуждения;

- обобщать, делать выводы.

коммуникативные УУД

-строить понятные для партнёра высказывания;

- владеть диалогической формой речи.

Характеристика деятельности     учащихся:

Познакомиться  с произведением классической литературы о зиме;  учиться  выразительно  читать стихи;  видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на  картинах; воспитывать любовь к природе;

активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское  отношение к природе, способствовать развитию воображения, связной речи,   художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения   анализировать; воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд №1)
  2. Речевая разминка.

Изображение снежинок (слайд №2 ) Определите название текста для речевой разминки.

(Слайд №3)  Жужжащее чтение  стихотворения « Снежинки»

Определите жанр: басня, сказка, стихотворение( рифма, ритм, красочные литературные приёмы).

Различные приёмы чтения  ( работа в группе).

Инструкция для  1 группы:

  1. Задание: начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.
  2. Индивидуальное чтение.
  3. Командир выбирает чтеца.

(1 минута)

Инструкция для  2 группы:

1.Задание: начните читать громко и постепенно  переходите на шёпот.

2. Индивидуальное чтение.

3. Командир выбирает чтеца.

(1 минута)

Инструкция для  3 группы:

1.Задание: прочитать восхищённо.

2. Индивидуальное чтение.

3.Командир выбирает чтеца.

(1 минута)

Вывод: определите цель  данной работы.

Найдите сравнение: снежинка (хрустальная льдинка)

Почему автор сравнил снежинку с хрустальной льдинкой?  (8 минут)

3  Проверка домашнего задания.  (7 минут)

Ф. Тютчев « Зима» ( чтение наизусть).

С каким временем года связана снежинка?  Расшифруйте фамилию поэта, который написал стихотворение о зиме:   втечтю  (Тютчев). (слайд №4)

Работа  в группах на столах и индивидуально на доске.( нарезанные буквы)

Индивидуальное сообщение о Тютчеве;

Чтение стихотворения наизусть ( з человека) и анализ чтения.

Индивидуальное задание (доска) : соедините авторов и их произведения.

Анализ стихотворения:

  1. Автор стихотворения.
  2. Название.
  3. Темп: быстрый, средний, медленный.
  4. Настроение: смог передать, не смог передать.
  5. Ошибки.

Итог: обоснуйте, почему Тютчев назвал  зиму Чародейкой? (слайд № 5)

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)

Самоопределение к деятельности.

Приём звукописи.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением известного поэта, который многие стихотворения посвятил зиме.

Постарайтесь услышать его фамилию.

В этом имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что- то есть в нём

От русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь  – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты…

Назовите фамилию поэта.

Только скажут-

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…      Н. Браун.

Получение новых знаний

а) Рассказ о С. Есенине (Слайды № 6 – 11)

Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново недалеко от города Рязань, на берегу реки Оки. Здесь вы видите  дом, где он жил ( сени, спальня, кухня). Окончил 4 класса в сельском училище, затем церковно - учительскую школу. Сергей начал рано писать стихи, с 9 лет, но сознательное творчество началось с 16- 17 лет. Есенин любил русскую природу, воспевал  в стихах свою Родину, поля, леса. Его называли певцом русской природы.

Повесить на доску портрет  С. Есенина

б) Знакомство с названием стихотворения : уберите  из строчки все глухие  согласные  и прочтёте название стихотворения :  СБКЕТРФЁПЗТА ( берёза) – (повесить карточку Б ЕРЁЗА- вспомнить опасную орфограмму.

Учебник Стр. 196-197 ( автор, название)

в) Первичное чтение: учителем

задание перед чтением: представьте себя художниками, подумайте во время чтения, какие бы вы взяли краски для изображения зимнего пейзажа.

(слайд №12) Музыка П. И. Чайковский « Времена года»: « Декабрь», чтение наизусть.

Анализ  первичного восприятия:  ответ на поставленный вопрос (совещание в группе) (30 сек.),  рассуждение.

Это первое опубликованное  стихотворение С. Есенина. Ему было 19 лет.

г) Вторичное чтение: словарная работа ( « жужжащее» чтение)

Выделить карандашом непонятные слова. Чтение непонятных слов

(Бахрома, кайма, кисти, заря)

Работа со словарём: каждая группа ищет определённое слово, читает,  сверяется с образцом в презентации.

  1. КИСТЬ,2.  БАХРОМА ,3. КАЙМА, 4.ЗАРЯ

ВЫВОД: цель работы со словарём.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (презентация «Физкультминутки)

д) Работа над литературными приёмами.

Каждый автор старается украсить своё произведение, используя различные литературные приёмы. С какими из них вы уже знакомы?

Название приёма и его характеристика.

Задание: найти  применение данного литературного приёма  у Есенина.

Задание по группам  (подчеркнуть) Сравнение:  снег  точно серебро, похож на белую бахрому;

Олицетворение: сонная тишина, принакрылась, а заря лениво, обходя кругом, обсыпает;

Метафора: снежною каймой, распустились кисти, белой бахромой, и горят снежинки  в золотом огне, обсыпает ветки новым серебром;

Эпитет:  на пушистых ветках,  сонная тишина.

Проверка задания: сверка с образцом

на презентации. (слайд № 13)

Вопрос 4.  ( стр. 197) – учебник обсуждение в группах.

Как вы думаете, когда снег похож на серебро, когда на золото?  ( в разное время суток, при разном освещении).

Как понимаете выражение? Заря обсыпает ветви новым серебром (заря изменяет цвет снега)

Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.

Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?

Поэт любовался  березой, восхищался ее  красотой.  Есенин  выразил  в стихотворении свою любовь к природе.

Применение новых знаний:

а) Отработка выразительного чтения:

Задание: наметьте паузы, определите темп чтения.

Самостоятельная работа.

Выразительное  чтение стихотворения, его анализ  ( 2 человека)

Итог: Какое настроение создаёт стихотворение у читателя?

Выбери вариант:  грусть,  радость, тревога, печаль, восторг, спокойствие.

б) Картины  зимней природы: (Никита)

У кого из вас зима является любимым временем года? Почему?

в) Соединить понятия с Есенинскими  (карточки) – работа в группах,

Сверка с образцом (презентация) (слайды № 14 – 16)

Рефлексия:

а) Вы на мгновение превращаетесь в снежинки: подумайте, с каким настроением вы заканчиваете работу на уроке:

Снежинка радости: белая,

Снежинка грусти: синяя

Итог:  закончите предложения: (на карточках)

Домашнее задание: стр. 196-197, наизусть,  вопрос 3- ответить.

(слайд №17)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. – Москва: Просвещение, 2012

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – Москва: Просвещение, 2006

3.http://shteltn.ucoz.ru/load/fizkulminutka/fizkultminutka_quot_snezhinki_quot/2-1-0-13

4. http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1405.php 

5. http://fotki.yandex.ru/users/oxana2/view/6210/?page=1

6. http://www.nastol.com.ua/download/11744/1280x1024/

7.http://fotki.yandex.ru/users/igorbalynin/view/300676/?page=1

8. http://xsonz.ru/master/graphics/142-snezhinki.html

9.http://www.artpoisk.info/artist/aleksandrovskiy_stepan_fedorovich_1842/portret_poeta_fedora_ivanovicha_tyutcheva

10.http://vk.com/id158088761?z=photo158088761_284255674%2Falbum158088761_0%2Frev

11.http://www.liveinternet.ru/users/3914486/post233470232/

12. http://bundoora.ru/gosudarstvennyjj-muzejj-zapovednik-s-a-esenina-selo-konstantinovo.htm

13.http://fotki.yandex.ru/users/deizi2009/view/372487?page=0

14. Часть, использованных в презентации фотографий села Константиново и музея С. Есенина, сделаны лично Корпачёвой С. А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по литературному чтению 2 класс

Слайд 3

Снежинки Летают снежинки, Почти невидимки, Как много всегда их зимой. И вот я снежинку, Пушистую льдинку, Поймал наконец-то рукой. Заплакала тихо Хрустальная льдинка… На тёплой ладони Осталась слезинка. А. Мельников

Слайд 4

Фёдор Иванович Тютчев

Слайд 5

Чародейка Зима Ч Чародейка Зима

Слайд 6

Снежинки. Снежинки. Сергей Есенин

Слайд 7

Снежинки. Снежинки.

Слайд 8

Снежинки. Снежинки.

Слайд 12

Сергей Есенин Берёза

Слайд 13

Кисть - 1) пучок нитей, служащих для украшения чего-либо. Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей. Кайма – полоса по краю какого- либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом. Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

Слайд 14

№ понятие Есенинское определение «+» 1. берёза пушистые 2. ветки золотой 3. бахрома точно серебро 4. тишина белая 5. заря снежная 6. кайма лениво 7. огонь белая 8. снег сонная Итоговый балл _________

Слайд 15

№ понятие Есенинское определение «+» 1. берёза белая 2. ветки пушистые 3. бахрома белая 4. тишина сонная 5. заря лениво 6. кайма снежная 7. огонь золотой 8. снег точно серебро Итоговый балл_______

Слайд 16

5 баллов- произведение усвоено отлично. 4 балла – усвоено не полностью. 3 балла – подучите стихотворение.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА УРОК!

Слайд 18

Использованные источники: http://shteltn.ucoz.ru/load/fizkulminutka/fizkultminutka_quot_snezhinki_quot/2-1-0-13 http://www.bfoto.ru/bfoto_ru_1405.php http://fotki.yandex.ru/users/oxana2/view/6210/?page=1 http://www.nastol.com.ua/download/11744/1280x1024/ http://fotki.yandex.ru/users/igorbalynin/view/300676/?page=1 http://xsonz.ru/master/graphics/142-snezhinki.html http://www.artpoisk.info/artist/aleksandrovskiy_stepan_fedorovich_1842/portret_poeta_fedora_ivanovicha_tyutcheva http://vk.com/id158088761?z=photo158088761_284255674%2Falbum158088761_0%2Frev http://www.liveinternet.ru/users/3914486/post233470232/ http://bundoora.ru/gosudarstvennyjj-muzejj-zapovednik-s-a-esenina-selo-konstantinovo.htm http://fotki.yandex.ru/users/deizi2009/view/372487?page=0 Часть, использованных в презентации фотографий села Константиново и музея С. Есенина, сделаны лично Корпачёвой С. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Проверочная работа по литературному чтению "Зимние картины" УМК Планета знаний

Проверка знаний в форме теста по разделу "Зимние картины" по произведениям:1. К.Г. Паустовский. Первый зимний день.2. С. А Есенин. Пороша...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению в 4 кл. Н. Рубцов "Берёзы"

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме Н. Рубцов "Берёзы", "Тихая моя Родина"...