Конспект урока по литературному чтению в 4 кл. Н. Рубцов "Берёзы"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме Н. Рубцов "Берёзы", "Тихая моя Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_4kl._n._rubtsov.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Свердлово Калининского района Саратовской области»

Урок литературного чтения

Н. Рубцов «Берёза», «Тихая моя Родина»,

4 класс

Подготовила:

учитель начальных классов

Сорокина Марина Анатольевна

2020г.

Урок – конспект литературного чтения в 4 классе

                                УМК«Начальная школа XXI»

Составила:Сорокина Марина Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ«СОШ с.Свердлово»

Тема:   Н. М. Рубцов   «Берёзы»,   «Тихая   моя   родина».

Цели:

1.) Ввести учащихся в мир поэзии Н. Рубцова, достичь глубины

 Понимания текста и авторской позиции.

2.) Продолжить  освоение  навыков  выразительного  чтения  и  анализа

поэтического  текста.

3.) Воспитание любви к природе,к родине,к родному краю.

Оборудование:  учебник,  интерактивная  доска,  карточки.

Ход  урока

I. Организационный   момент.

Я  рада  видеть  вас,   ребята!

Вы  поприветствуйте   гостей,

К  ним  повернитесь,  поклонитесь

И  улыбнитесь  им  скорей,

И  улыбнитесь  вы  друг  другу,  

Я  улыбнусь,  конечно,  вам,

И  с  настроением  отличным

Начать  урок  предложу  вам!

II. Проверка  домашнего задания.

-Что  мы  изучали  на  прошлом  уроке?

-Что  такое  басня?  

- Что  такое  мораль  басни?

Чтение  детьми  басни  по  ролям.  

 – Какова  мораль   этой  басни?

-Чему  нас  учит  эта  басня?

III. Актуализация  новых  знаний.

- Сегодня  на  уроке  вы  познакомитесь   с  творчеством   прекрасного   русского  поэта  Н. М. Рубцова. (Слайд   1)

- Прочитайте  эпиграф.                 (Слайд   2)

- Как  он  соотносится  с  темой  нашего  урока?

- О чем  же  пойдет  речь  на  уроке?

Рассказ  о  Н. М. Рубцове.          (Слайд  3)

Николай  Михайлович  Рубцов   родился  в  1936  году   в  поселке  Елецк   Архангельской  области.   Вскоре  его  родители  переехали  в  Вологодскую   область.   Мать  умерла  рано,   но  совсем  осиротила  мальчишку  война.    Его  отец  погиб  на  фронте.   С  1942  года   начинается  детдомовская  жизнь  Коли  Рубцова.    Писать  стихи  он  начал  ещё  подростком.   Главное  в  его  стихах- родная  природа,  которую  он   ощущал  как  тайну.   Его  родина – это  деревня,  и  его  стихи – это  повествование  о   глухом,   нетронутом   уголке  России,  это  рассказ  о  земле  с  её   деревенскими  жителями,  о  широком  необъятном  просторе.

IV. Знакомство  с  новым  материалом.  Стихотворение Н. Рубцова  «Березы».   Чтение  учителем.     (Слайд  4)

V. Самостоятельное чтение  стихотворения  детьми   (про  себя).

- Какие  чувства  вызывают  у  поэта  березы?

-  Какие  воспоминания  они   пробуждают?

-  Почему  при  виде  берез  у  поэта  набегают  слезы?

-  Что  вы  можете  сказать   о  поэте,   каким  его  себе  представляете?

-  Сравните  рифму  1  и  3  строки,  а  потом  2 и 4.  

-  Что  можно  сказать  о  рифме?

-  Как   надо  читать  это  стихотворение?

VI.  Отработка  выразительного  чтения   стихотворения  вслух  детьми.

- Сейчас  мы  будем  отрабатывать  выразительное  чтение  стихотворения.

- Понравилось  ли  вам  стихотворение?

Берёза  -  это  символ  Родины,  образ  русской  деревни,   воспоминания  детства,   самое  почитаемое  дерево  на  Руси.   Это  дерево  возвышенно –прекрасно  и  на  крутом   холме,  и  в  поле,  и  у  палисадника,  и  на  обочине  дороги.   В   зеленом  царстве  нет  подобного  березе  дерева,  оно  одно.

Легенда  рассказывает,  что  давным – давно   жила  на  свете  девушка.                        

                              (Слайд  5)

И  была  она  красоты  необыкновенной.   Тоненькая,  стройная,  коса  золотая  до  земли.   Ласковая  была,  приветливая.   Все  любили  её,  только  о ней  и  говорили.  Черная  зависть заползла  в  сердце  злой  колдунье:   не  с  ней  говорят,  не  ей  любуются.   Решила  она   извести  со  свету  ту  девушку,  и  превратила   злая  колдунья  её  в  дерево.   А  то  деревце  тоже  красоты  невиданной:  белоствольное,  ветки  зеленые,  как  косы  перевелись.  Шумит  ласково,  путников  от  жары  в  своей   тени  укрывает.  Люди  любовались   нежным  деревцем  и  ласково  назвали  его  березкой.

Злится  ещё  пуще  колдунья.   Напустила  она  холод.   Только  березка  по-новому  красавицей  обернулась.           (Слайд  6)

- Поэты  и  художники  всегда  чувствовали  поэтическое   очарование  березы.  Образ  березы  как  символ  Родины,  России  постоянно  встречается  в  произведениях  многих  выдающихся  художников.

«Березовая  роща»   И. И. Шишкина          (Слайд  7)

«Березовая  роща»     А. И. Куинджи      (Слайд  8)

«Берёзовая  роща»   И. И. Левитана        (Слайд  9)

«Февральская  лазурь»   И. Э.  Грабаря    (Слайд  10)

«Золотая  осень»    И. И. Левитана          (Слайд  11)

- Когда   ты  наедине  с  прекрасным,   оно   воспринимается  лучше  и  глубже.   Душа   светлеет.  О  березе  написано  много  стихов,  много  песен.

- Какие  песни  о  березе  знаете?        (Дети  называют  названия  песен)

Физминутка.

     1.  Упражнения  для  глаз      (восьмёрка)

     2.  Раз,  два  -  выше  голова,

          Три,  четыре – руки  шире.

          Пять,  шесть – всем  присесть,

          Семь,  восемь – сесть  попросим.

VII. Знакомство  со  стихотворением   «Тихая  моя  родина».

1. Чтение  стихотворения  учителем.

- Понравилось  ли  вам  стихотворение?    

- Какую  картину  представили?

2. Словарная  работа        (Cлайд  12)

- Какие  устаревшие  слова  встретились  в  стихотворении?

- Что  они  обозначают?

- Прочитайте  стихотворение  самостоятельно.

- Почему   стихотворение  имеет  такое  название?

- Какое  настроение  возникает  при  чтении?

- Какие  картины  изобразил  поэт?   Что  он   вспоминает?     Прочитайте.

- Какие  строки  говорят  о  любви  поэта  к  родному  краю?

- Как  надо  читать  это  стихотворение?

- Посмотрите  на  знаки  препинания  в  конце  первой  строки.

- С  какой  интонацией  надо  прочитать  эти  слова?

- Что  стоит  в  конце  второй  строки?

Этот  литературный  приём  называется   умалчивание.   – Как  надо  прочитать  эту  строку?  

- С  какой  интонацией  надо  читать  следующие  две  строки?   - Какие  слова  говорят  о  том,  что  автор  здесь  давно  не  был?  

- Какие  слова  повторяются  вновь  и  вновь?  Этот  литературный  прием  называется   повтор.

- Какие  ещё  приметы  старого  ищет  поэт  в  своем  селе?

-  Как  надо  читать  эти  строки?  

-  Какое  же  желание  осталось  у  автора?

- Найдите  строки  о  речке.  

– Как  называется  этот  литературный  прием?

Речка   за  мною  туманная  //  

Будет  бежать  и  бежать.

- Этот  литературный  приём,  нам  показывает,  что  жизнь  сравнивается  с  рекой.

- Почему  речка  туманная?    Найдите  повтор.  

- Этот  прием  показывает,  что  все   меняется,  но  память  остается  навеки  привязанной  к  тем  местам,  которые  были  дороги.

- Какие  слова  говорят  об  этой  привязанности? Это эпитеты.

3.Чтение  стихотворения  учащимися.

- С  каким  стихотворением  перекликается  это  стихотворение?

VIII. Беседа  о  малой  Родине.

Для  Н. М. Рубцова    родина – это  его  родная  деревня.  -А  что  является  родиной   для  вас?          (Cлайд 13)

Чтение  детьми  сочинений  о  своём  селе.

- Как  мы  должны  относится  к  своей родине?

- Что  вы,  дети,  можете  сделать  на  благо  нашей  родины?

- А  когда  вырастите?

- Даже  если  вы  уедите   в  города  или  будете  жить   в  другом  селе,  всегда  помните  о  своей  малой  родине,  о   своей  школе,  о  родных  и   близких,  о  своих  друзьях.

IX. Работа  с  пословицами.

- Ярко  выражено  отношение  народа  к  Родине  в  пословицах.   Возьмите  карточки.  Восстановите  из  слов  пословицы.

- Прочитайте  пословицы.

- Как  понимаете  их  смысл?

1.  Человек     без   Родины,                                   чем  Родина   наша.

2.   За   Родину  -  мать                                            и  в  горести   мила.

3.   Нет   на  свете   ничего   краше,                       а  чужая – мачеха.

4.   Своя   земля                                                        не   страшно    умирать.

5.   Родная  сторона   мать,                                      что  соловей  без

Чтение  учителем  стихотворения. (Cлайд  14)

Если  скажут  слово  «Родина»

Сразу  в  памяти    встаёт

Старый  дом,  в  саду  смородина,

Толстый  тополь  у  ворот.

В  лужах   первые  кораблики,

Под  скакалкой  топот  ног

И  большой  соседней  фабрики

Громкий  радостный  гудок.

Или  степь от  маков  красная,

Золотая  целина…

Родина  бывает  разная,

Но  у  всех  она одна!

- Берегите  и  любите  свою  родину!

X. Подведение  итогов.

- Хорошим  ли  человеком  был  Н. Рубцов?   Почему?

- Хотелось  ли  вам  иметь  такого  друга?

XI. Рефлексия.

- Кому  понравился  урок  и  он  доволен  своей  работой -  покажите  зелёный  сигнал,  а  кто  считает,  что  он  мог  и  лучше  сегодня  работать  - покажите  красный  сигнал.

XII. Домашнее  задание.

1. Выучить  наизусть  1  стихотворение  по  выбору.(Cлайд  15)

2. Нарисовать  рисунок  и  подтвердить  его  словами  из  текста.

Список   используемой  литературы

1. Литературное  чтение:  4  класс:  учебник   для  учащихся  общеобразовательных  учреждений: в 2 ч.  Авторы –составители: Л. А.   Ефросинина,   М. И.  Оморокова. – 2 –е  изд.,  дораб.- М.: Вентана – Граф,  2008. – 160 с.:  ил.

2. Сборник  пословиц  и  поговорок  -  Саратов.    Приволж.  кн.  изд–во,  1976  г.   -  287с.,  ил.

3. Школьный  грамматико-орфографический  словарь  русского  языка:  Пособие  для  учащихся.  – 2-е изд.,  перераб.  и  доп. -  М.:  Просвещение,  1985. – 289 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...