Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс.
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Миронова Марина Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы "Литературное чтение" /авторы; Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.– М.: Просвещение, 2014 г. ("Школа России"), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФГОС, ООП НОО и учебным планом МОАУ "Моготская СОШ" на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом директора школы № 50-п от 30.05.2018 г.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса "Литературное чтение" в 1 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Количество часов в год – 132  (33 учебные недели)   

Основным видом организации учебного процесса является  урок

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная

Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2018 г.

Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2018 г.

Виды и формы контроля

Виды контроля

Формы контроля

Текущий контроль

  1. Устный опрос
  2. Работа по карточкам (индивидуальный контроль)

Тематический контроль

  1. Разноуровневые задания по основным разделам курса
  2. Задания творческого характера

Итоговый контроль

  1. Проверочные работы в разделе "Проверим себя и оценим свои достижения"
  2. Проектная деятельность:

Проект  "Живая Азбука"

Проект  "Создаём музей  "Город букв"

Проект  "Составляем сборник загадок"

Проект  "Альбом "Наш класс – дружная семья" Год первый"

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

        Добукварный период

"Азбука" — первая учебная книга. Знакомство с учебником.

Речь устная и письменная. Предложение.

Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Слог. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах.

Ударение. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова.

Звуки в окружающем мире и в речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам.

Звуки в словах. Гласные и согласные  звуки в словах, их особенности.

Слог-слияние. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния

Повторение и обобщение пройденного материала. Работа со схемами-моделями. Определение количества предложений в звучащей речи.

Гласный звук [а], буквы А, а.  Характеристика звука [а].  Чтение предложений с восклицательной интонацией (А-а-а!).

Гласный звук [о], буквы О, о. Характеристика звука [о].  Составление небольших рассказов повествовательного характера.

Гласный звук [и], буквы И, и. Характеристика звука [и]. Включение слов в предложения. Наблюдение за значением слов.  

Гласный звук [ы], буква ы. Характеристика нового звука.  Наблюдения за изменением формы слова.

Гласный звук [у], буквы У, у. Характеристика нового звука.  Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Букварный период

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Отработка навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой.  Наблюдение за родственными словами.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Формирование навыка плавного слогового чтения. Составление слов из букв и слогов.

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление рассказа по сюжетной картинке. Наблюдение за изменением слов.

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Отработка навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Наблюдение за особенностями артикуляции звуков [р], [р’]. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.  

Буквы Е, е. Наблюдение за буквой е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Отработка навыка плавного слогового чтения.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Выделение новых звуков из слов.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Различение парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Выделение звуков [б], [б’],  из слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Сравнение, группировка и классификация  изученных букв.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и текстов. Чтение предложений с интонацией. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Буквы Я, я. Знакомство с буквой Я как показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных. Чтение текстов и анализ их содержания по вопросам. Составление рассказа по вопросам.

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Чтение предложений в соответствии с интонацией.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.  Выделение звука [ч’]  из слов. Его характеристика, обозначение буквой. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Озаглавливание текста.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Чтение слогов-слияний, установление на основе наблюдений, что в ши пишется всегда и, в ше е.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Озаглавливание и пересказ текста.

Буквы Ё, ё. Анализ слов с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Звук [j’], буквы Й, й. Распознавание нового звука в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определение места звука [j’] в словах.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Классификация слов в соответствии с их значением. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Чтение коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Буквы Ю, ю. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Самостоятельный слого-звуковой анализ слов.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Развитие осознанности и выразительности чтения. Отработка техники чтения.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Определение роли новой буквы – разделительного твердого знака (ъ). Чтение слов с разделительным мягким знаком. Отработка техники чтения.

Русский алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.

Послебукварный период

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"". Герои произведения. Чтение по ролям. Определение основной мысли произведения.

К. Ушинский "Наше  Отечество". Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса.

История славянской азбуки. В. Куприн  "Первоучители словенские". Развитие осознанности и выразительности чтения.

В. Куприн  "Первый  букварь". Знакомство со  старинной азбукой. Развитие осознанности и выразительности чтения.                                       

А.С. Пушкин "Сказки". Знакомство с интересными моментами биографии А.С. Пушкина. Словесное рисование. Выразительное чтение.

Л.Н. Толстой "Рассказы для детей". Нравственный смысл поступка.

К.Д. Ушинский "Рассказы для детей". Поучительные рассказы для детей.

К.И. Чуковский "Телефон". Инсценировка стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

К.И. Чуковский. "Путаница", "Небылица".  Выявление особенностей стихотворения-небылицы.

В.В. Бианки "Первая охота". Озаглавливание текста рассказа. Пересказ текста на основе опорных слов.

С.Я. Маршак "Угомон",  "Дважды два". Распределение ролей, чтение по ролям.

М.М. Пришвин "Предмайское утро".  Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания. Рисование словесных картин.

М.М. Пришвин "Глоток молока".  Дополнение текста-описания. Рассказ о герое рассказа.

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Разыгрывание диалога. Сравнение рассказа и стихотворения.

Весёлые стихи С.В. Михалкова "Котята".  Выразительное чтение стихотворения. Чтение наизусть.

Весёлые стихи Б. Заходера  "Два и три". Выразительное  чтение стихотворения.

Весёлые стихи В. Берестова.  "Прощание с другом", "Пёсья песня". Выразительное чтение стихотворений.

Наши  достижения.  Планируемые результаты изучения.

Отработка навыка выразительного чтения.

Вн/ч  "Как хорошо уметь читать!"

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  

Введение

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

"Жили-были буквы"

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

Литературные сказки  И. Токмаковой, Ф. Кривина. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой. Знакомство с понятием "рифма".  Заучивание наизусть. 

Стихотворения  И. Гамазковой, Е. Григорьевой, С. Маршака.  Выразительное чтение стихотворений. 

Творческая  работа: волшебные превращения.  Описание внешнего вида героя, его характера с привлечением текста произведения и своего читательского и жизненного опыта.

Проверим себя и оценим свои достижения. Оценка планируемых достижений.

"Сказки, загадки, небылицы"

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сказки авторские и народные. "Курочка Ряба".  "Теремок".  "Рукавичка".  Чтение сказок по ролям. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки.

Загадки.  Тема загадок. Сочинение  загадок. 

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.   Определение настроения прочитанных песенок. Выразительное чтение песенок. 

Потешки. Герои потешек.  Знакомство с русским фольклором.  Чтение по ролям.

Небылицы.  Сочинение  небылиц.  Рифмы Матушки Гусыни.

Сказки А.С. Пушкина.  Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительное чтение диалогов из сказок.

Русская народная сказка "Петух и собака". Инсценировка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Подробный пересказ сказки.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Определение главной мысли сказки. Совершенствование навыка смыслового чтения.

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. Звенит капель!

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

Лирические стихотворения А. Майкова, С. Маршака, И. Токмаковой. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

Литературная загадка. Сочинение загадок. Определение особенностей загадок как малого литературного жанра.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Чтение  стихотворений наизусть.

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.

И в шутку и всерьёз

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. Выразительное чтение стихотворных произведений.  Звукопись как средство выразительности.

Юмористические рассказы для детей  Я. Тайца,  Н. Артюховой. Характеристика героя юмористического рассказа. Чтение по ролям.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. Характеристика героя стихотворения. Заучивание наизусть.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой,  К. Чуковского,  И. Пивоварова,О. Григорьева,  Т. Собакина. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.  Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям.

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений.

Я и мои друзья

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского, Д. Тихомирова. Заголовок —"входная дверь" в текст. План рассказа.

Стихотворения Е. Благининой,  В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа,  Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Стихотворения  В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина, С. Маршака. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений.

О братьях наших меньших

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения.

Рассказы В. Осеевой. Совершенствование навыка смыслового чтения.

Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Научно-популярный текст. Поступок героя.

Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского. Различение художественных и научно-популярных текстов.

С. Аксаков "Гнездо". Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений. Проверка навыка чтения.

Проект "Живая Азбука"

Проект  "Создаём музей  "Город букв"

Проект "Составляем сборник загадок".  

Проект "Альбом "Наш класс – дружная семья" Год первый"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА  /1 класс/

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

  • называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
  • понимать свою принадлежность к определённому народу России, с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
  • знать и рассказывать о традициях своей семьи, проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
  • размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
  • понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках "Литературного чтения" о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
  • понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам "Литературного чтения", беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;
  • понимать, что такое "хорошо" и что такое "плохо";
  • относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
  • относиться с уважением к родному языку.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
  • понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий;
  • контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
  • оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
  • определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: "У меня всё получится", "Я ещё многое смогу", "Мне нужно ещё немного потрудиться", "Я ещё только учусь", "Каждый имеет право на ошибку" и др.;
  • стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
  • понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст), сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);

3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);

  • находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
  • работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
  • соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации;
  • находить заданное произведение разными способами;
  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
  • сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
  • создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
  • участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
  • внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
  • участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • задавать уточняющие вопросы на основе образца;
  • принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
  • подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

Виды речевой и читательской деятельности

  • воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
  • чётко и правильно произносить все звуки;
  • плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
  • читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
  • определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
  • определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
  • восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
  • соотносить иллюстрации и текст;
  • называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
  • уметь отвечать на вопросы: "Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?", "Чем понравилось / не понравилось произведение?";
  • выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
  • отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
  • отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
  • объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • соотносить название рассказа с его содержанием;
  • отвечать на вопрос: "Почему автор дал произведению именно такое название?";
  • читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
  • читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
  • задавать вопросы по прочитанному произведению;
  • при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
  • пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
  • выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
  • определять особенности прозаического и поэтического текстов;
  • высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
  • сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

  • восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
  • составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
  • придумывать окончание сказок по образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
  • самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
  • обсуждать прочитанное или прослушанные произведение;
  • соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

  • на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
  • отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
  • понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.);
  •  отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
  • знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
  • определять тему произведения, выставки;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата

план

факт.

I четверть – 34  часа

1

"Азбука" — первая учебная книга. Знакомство с учебником.

03.09

2

Речь устная и письменная. Предложение.

04.09

3

Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

05.09

4

Слог. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах.

06.09

5

Ударение. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова.

10.09

6

Звуки в окружающем мире и в речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам.

11.09

7

Звуки в словах. Гласные и согласные  звуки в словах, их особенности.

12.09

8

Слог-слияние. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния. 

13.09

9

Повторение и обобщение пройденного материала. Работа со схемами-моделями. Определение количества предложений в звучащей речи. 

17.09

10

Гласный звук [а], буквы А, а.  Характеристика звука [а].  Чтение предложений с восклицательной интонацией (А-а-а!).

18.09

11

Гласный звук [о], буквы О, о. Характеристика звука [о].  Составление небольших рассказов повествовательного характера

19.09

12

Гласный звук [и], буквы И, и. Характеристика звука [и]. Включение слов в предложения. Наблюдение за значением слов.  

20.09

13

Гласный звук [ы], буква ы. Характеристика нового звука.  

Наблюдения за изменением формы слова. 

24.09

14

Гласный звук [у], буквы У, у. Характеристика нового звука.  Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Составление рассказа по сюжетной картинке.

25.09

15

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова.

26.09

16

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Отработка навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой.  Наблюдение за родственными словами.

27.09

17

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Формирование навыка плавного слогового чтения. Составление слов из букв и слогов. 

01.10

18

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. 

02.10

19

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. Составление рассказа по сюжетной картинке. Наблюдение за изменением слов.

03.10

20

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Отработка навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.

04.10

21

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Наблюдение за особенностями артикуляции звуков [р], [р’]. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

08.10

22

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. 

09.10

23

Буквы Е, е. Наблюдение за буквой е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Отработка навыка плавного слогового чтения. 

10.10

24

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Выделение новых звуков из слов. 

11.10

25

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

15.10

26

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

16.10

27

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

17.10

28

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Различение парных по глухости-звонкости согласных звуков.

18.10

29

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Выделение звуков [б], [б’],  из слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. 

22.10

30

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Сравнение, группировка и классификация  изученных букв. 

23.10

31

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

24.10

32

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и текстов. Чтение предложений с интонацией. 

25.10

33

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

29.10

34

Буквы Я, я. Знакомство с буквой Я как показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

30.10

II четверть – 32  часа

35

Буквы Я, я. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных.

06.11

36

Буквы Я, я. Чтение текстов и анализ их содержания по вопросам. Составление рассказа по вопросам.

07.11

37

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Чтение предложений в соответствии с интонацией.

08.11

38

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

12.11

39

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

13.11

40

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.  Выделение звука [ч’]  из слов. Его характеристика, обозначение буквой.

14.11

41

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Составление рассказа по сюжетной картинке. 

15.11

42

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. 

19.11

43

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Озаглавливание текста.

20.11

44

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

21.11

45

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.  Чтение слогов-слияний, установление на основе наблюдений, что в ши пишется всегда и, в ше е. 

22.11

46

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

26.11

47

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Озаглавливание и пересказ текста.

27.11

48

Буквы Ё, ё. Анализ слов с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. 

28.11

49

Буквы Ё, ё. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

29.11

50

Звук [j’], буквы Й, й. Распознавание нового звука в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определение места звука [j’] в словах.

03.12

51

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Классификация слов в соответствии с их значением. 

04.12

52

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия.

05.12

53

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

06.12

54

Буквы Ю, ю. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

10.12

55

Буквы Ю, ю. Самостоятельный слого-звуковой анализ слов. 

11.12

56

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Развитие осознанности и выразительности чтения.

12.12

57

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Отработка техники чтения.

13.12

58

Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

17.12

59

Гласный звук [э], буквы Э, э. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.

18.12

60

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

19.12

61

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.

20.12

62

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

24.12

63

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

25.12

64

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Определение роли новой буквы – разделительного твердого знака (ъ).

26.12

65

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Чтение слов с разделительным мягким знаком. Отработка техники чтения.

27.12

66

Русский алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. 

29.12

III четверть – 36  часов

67

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"". Герои произведения. Чтение по ролям. Определение основной мысли произведения.

14.01

68

К. Ушинский "Наше  Отечество". Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса.

15.01

69

История славянской азбуки. В. Куприн  "Первоучители словенские". Развитие осознанности и выразительности чтения.

16.01

70

В. Куприн  "Первый  букварь". Знакомство со  старинной азбукой. Развитие осознанности и выразительности чтения.                                       

17.01

71

А.С. Пушкин "Сказки". Знакомство с интересными моментами биографии А.С. Пушкина. Словесное рисование. Выразительное чтение.

21.01

72

Л.Н. Толстой "Рассказы для детей". Нравственный смысл поступка.

22.01

73

К.Д. Ушинский "Рассказы для детей". Поучительные рассказы для детей.

23.01

74

К.И. Чуковский "Телефон". Инсценировка стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

24.01

75

К.И. Чуковский. "Путаница", "Небылица".  Выявление особенностей стихотворения-небылицы.

28.01

76

В.В. Бианки "Первая охота". Озаглавливание текста рассказа. Пересказ текста на основе опорных слов.

29.01

77

С.Я. Маршак "Угомон",  "Дважды два". Распределение ролей, чтение по ролям. 

30.01

78

М.М. Пришвин "Предмайское утро".  Знакомство с текстом-описанием. Дополнение текста-описания. Рисование словесных картин.

31.01

79

М.М. Пришвин "Глоток молока".  Дополнение текста-описания. Рассказ о герое рассказа.

04.02

80

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Разыгрывание диалога. Сравнение рассказа и стихотворения.

05.02

81

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Разыгрывание диалога. Сравнение рассказа и стихотворения.

06.02

82

Весёлые стихи С.В. Михалкова "Котята".  Выразительное чтение стихотворения. Чтение наизусть.

07.02

83

Весёлые стихи Б. Заходера  "Два и три". Выразительное  чтение стихотворения.

11.02

84

Весёлые стихи В. Берестова.  "Прощание с другом", "Пёсья песня". Выразительное чтение стихотворений

12.02

85

Проект "Живая Азбука".

13.02

86

Проект "Живая Азбука".

14.02

87

Наши  достижения.  Планируемые результаты изучения.

18.02

88

Отработка навыка выразительного чтения.

26.02

89

Отработка навыка выразительного чтения.

27.02

90

Отработка навыка выразительного чтения.

28.02

91

Проверка навыка чтения.

04.03

92

Вн/ч  "Как хорошо уметь читать!"

05.03

93

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

06.03

94

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

07.03

95

Литературные сказки  И. Токмаковой, Ф. Кривина. Определение главной мысли, характера героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

11.03

96

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой. Знакомство с понятием "рифма".  Заучивание наизусть. 

12.03

97

Стихотворения  И. Гамазковой, Е. Григорьевой, С. Маршака.  Выразительное чтение стихотворений. 

13.03

98

Творческая  работа: волшебные превращения.  Описание внешнего вида героя, его характера с привлечением текста произведения и своего читательского и жизненного опыта.

14.03

99

Наши проекты. Проект  "Создаём музей  "Город букв".

18.03

100

Проверим себя и оценим свои достижения. Оценка планируемых достижений

19.03

101

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания

раздела. Сказки авторские и народные. "Курочка Ряба".  "Теремок".  

"Рукавичка".  Чтение сказок по ролям. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки.

20.03

102

Загадки.  Тема загадок. Сочинение  загадок. 

21.03

IV четверть – 30  часов

103

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.   Определение настроения прочитанных песенок. Выразительное чтение песенок. 

01.04

104

Потешки. Герои потешек.  Знакомство с русским фольклором.  Чтение по ролям.

02.04

105

Небылицы.  Сочинение  небылиц.  Рифмы Матушки Гусыни.

03.04

106

Сказки А.С. Пушкина.  Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительное чтение диалогов из сказок.

04.04

107

Русская народная сказка "Петух и собака". Инсценировка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Подробный пересказ сказки.

08.04

108

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Определение главной мысли сказки. Совершенствование навыка смыслового чтения.

09.04

109

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений.

10.04

110

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания

раздела. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

11.04

111

Лирические стихотворения А. Майкова, С. Маршака, И. Токмаковой. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

15.04

112

Литературная загадка. Сочинение загадок. Определение особенностей загадок как малого литературного жанра.

16.04

113

Наши проекты. Проект "Составляем сборник загадок".  

17.04

114

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Чтение  стихотворений наизусть.

18.04

115

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.

22.04

116

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания

произведений раздела. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. Выразительное чтение стихотворных произведений.  Звукопись как средство выразительности.

23.04

117

Юмористические рассказы для детей  Я. Тайца,  Н. Артюховой. Характеристика героя юмористического рассказа. Чтение по ролям.

24.04

118

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. Характеристика героя стихотворения. Заучивание наизусть.

25.04

119

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой,  К. Чуковского,

И. Пивоварова,О. Григорьева,  Т. Собакина. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

29.04

120

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.  Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям.

30.04

121

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений.

06.05

122

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского, Д. Тихомирова.

Заголовок —"входная дверь" в текст. План рассказа.

07.05

123

Стихотворения Е. Благининой,  В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа,

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

08.05

124

Стихотворения  В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина, С. Маршака. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

13.05

125

Наши проекты.  Проект "Альбом "Наш класс – дружная семья" Год первый"

14.05

126

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений.

15.05

127

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения.

16.05

128

Рассказы В. Осеевой. Совершенствование навыка смыслового чтения.

20.05

129

Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Научно-популярный текст. Поступок героя.

21.05

130

Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского. Различение художественных и научно-популярных текстов. 

22.05

131

С. Аксаков "Гнездо". Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.

23.05

132

Проверим себя и оценим свои достижения.  Оценка планируемых достижений. Проверка навыка чтения

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...