С.В. Михалков. «Зеркало»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Струнина Людмила Александровна

Урок литературного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературное чтение 4 класс

Струнина Л.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Мичуринска

Тема урока: С.В. Михалков. «Зеркало»

Цель урока: создание условия для усвоения кейса-текста по произведению  С. Михалкова.  Басня "Зеркало"

Задачи урока: 

- учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; 

-развивать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Планируемые результаты: 

Личностные – умения нравственно-этического оценивания через выявления морального содержания и нравственного значения действий персонажей

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Познавательные УУД - использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы; строить речевые высказывания в устной форме
  • Коммуникативные УУД – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные - закрепить литературоведческие понятия "басня", "мораль", "аллегория" “ирония”, "баснописец"; наблюдать отличия басни от произведений других жанров; выделять мораль басни; понимать подразумеваемую, не выраженную в басне информацию; выразительно читать от лица разных героев и автора.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, планшеты.

Тип урока: урок открытия новых знаний с применением технологии моделирования и учебного сотрудничества.

Ход урока:

  1. Организационный момент.    

 Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу.  Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

И сегодня мы побываем в мастерской у одного художника слова Слайд 2. В мастерской художника слова.pptx

2.Актуализация опорных знаний.
Рассмотрите модели обложек. Как вы думаете, что их объединяет? (на доске)
(прямоугольники убираются, под ними фамилия автора названных
произведений – Михалков)
Как старик корову продавал
Заяц-симулянт
Хижина дяди Тома
Школа
В течение нескольких уроков мы изучаем творчество этого замечательного
писателя. Слайд 3. А что вы уже знаете о творчестве С.В.Михалкова? Слайд 4.

В 2013 году Сергею Владимировичу исполнилось бы 100 лет. Давайте посмотрим ролик (демонстрация фрагмента фильма о Михалкове – 3-4 минуты). О Михалкове.mp4
https://yandex.ru/video/search?text=фрагмент%20из%20вестей%20о%20михалкове%20человек%20эпохи&path=wizard&noreask=1&filmId=1312044379972510661&reqid=1511014708301382-955106187567517490197631-man1-4548-V

Сегодня продолжаем знакомиться с творчеством С.В.Михалкова.
3.Проблемный диалог. Выявление места и причины затруднения.
Рассмотрите модели обложек. Что объединяет эти модели? (Это басни). На модели добавляется заместитель жанра – перевернутый треугольник.
Чем одна из моделей обложек отличается от других?
Выскажите свое предположение: кто может быть автором модели крайней
обложки? (Михалков, т.к. изучаем творчество этого писателя). На модели
добавляется фамилия автора – Михалков.
Осталось дополнить модель заголовком.
Послушайте внимательно загадку. Ключевое слово отгадки и будет названием произведения.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна. (Зеркало)

На модели добавляется заголовок – «Зеркало»

Слайд 5
Попробуйте сформулировать тему урока. (С.В.Михалков «Зеркало»).
Слайд 6
Какую цель поставим? (выяснить, к какому литературному жанру можно
отнести произведение С.Михалкова «Зеркало», т.е. проверить наше
предположение).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Попробуйте составить план, исходя из цели урока.  (Работают в группах – на листах), затем проверка и учитель пишет на доске.
1. Познакомиться с новым произведением
2. Обсудить особенности произведения и определить его жанр
, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.
3. И, если предположение окажется верным, познакомиться с еще  одной гранью творчества С.Михалкова.
- Какие знания и умения пригодятся? (знания о том, что такое басня; умение
анализировать произведение; умение работать с текстом; умение работать в
группах и парах и др.)
5. Реализация построенного проекта.
Итак, план работы намечен, предстоит его реализовать.
1-й пункт - «Узнать новое произведение» Но прежде, чем вы ознакомитесь с новым произведением, выскажите свое предположение: о чем в нем может пойти речь?
Каким образом проверим предположение? (прочитать или послушать)
а) Чтение произведения учителем. Чтение «Дождиком» детьми.
Совпали предположения? Давайте обменяемся впечатлениями об услышанном.
Понравилось ли вам произведение? Какие чувства испытали?
Выполнили 1-й пункт плана? ( Дети на своих планах ставят +)
2-й пункт - «Доказать или опровергнуть, что данное произведение является
басней».
Слайд 5. Сначала вспомните, что такое басня? (Дети отвечают.)

Басня – это короткий стихотворный  или прозаический  рассказ нравоучительного характера, в котором в иносказательной форме сатирически высмеиваются человеческие поступки и отношения. Героями басни чаще всего являются животные или вещи. В басне всегда есть мораль (нравоучительный вывод), олицетворение (наделение неодушевленных предметов человеческими качествами), аллегория (иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи  конкретного жизненного образа). В баснях мало описания, но много действий, диалогов.
Давайте сравним наши ответы с ответами в словарях или интернете. (Дети работают со словарями и на планшетах)

Вспомнили все признаки басни.
А теперь в группах попытайтесь доказать или опровергнуть наше предположение, что данное произведение является басней. Но сначала назовите правила работы в группах. Слайд 7.

б) Самостоятельное чтение басни.
Можно взять карточку-помощницу. Чтобы вам было легче работать, я уже заготовила карточки: Слайд 8.

  1. Размер –

2. Герои –

3. Аллегория –

4. Олицетворение –

5. Мораль –

в)Ответы групп, дополнения.

С какой целью Михалков ее написал? Что высмеивается в этой басне?
Удалось ли доказать, что данное произведение является басней?
Выполнили 2-й пункт плана?

в)  Работа в группах с текстом

- Найдите в тексте  обидные слова, которыми называл Носорог животных: Верблюда, Слона, Жирафа, Страуса, и как каждый из них реагировал на оскорбление? Карточка №2 (устно)

Герои басни

Что пережили? Как ведут себя

Что я понял(а)

 Верблюда    - Горбун! Горбун! -                             возмущался

Слона -      Толстокожий                                           - удивлялся

Жирафа- Дяденька, достань воробышка!    -    огрызался

Страуса-  Недощипанный, голоногий   -                прятал голову

Проверка по одному человеку от группы.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

а) Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.

- А если бы вы попали в такую ситуацию, как бы вы отреагировали на обиду?

- Реакция какого героя вам ближе?

   - Нравиться ли нам, когда нас обижают?

 Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

б) Задания группам.

1) Игра "Живые картины" (2 группа 6человек).

- Ваша задача, используя только  мимику и жесты обыграть басню.

2) Игра "Радиотеатр" (1 группа).

- Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто  вы заслуженные артисты  России читает это произведение  по радио. Только вспомните все, о чем мы говорили: о характеристике героев, об их отношении на обиду. Постарайтесь передать образ каждого героя.

3) Задание  «Тонкие» и « толстые вопросы» (карточка-помощница)

- Я предлагаю вам составить и задать друг другу вопросы к басне.

«Тонкие вопросы» (1 уровень сложности)

 « Толстые вопросы» (2 уровень сложности)

Вопросы ,требующие однословного ответа. Например: «кто? », «что?», «Когда?», «Как зовут», «было ли?»

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Например, «Дайте объяснение, почему…?», «объясните , почему…», «В чем различие?», «Предположите, что будет если?»

4) Игра "Мастерская писателя"

Представьте, что у вас есть возможность встретиться с главным героем басни. Напишите ему письмо.

  1. Рефлексия учебной деятельности

    Обратимся к целям урока, которые мы определили в самом начале.

Удалось ли нам их достичь?

Что хотел показать Михалков своим произведением.

Какие открытия сделали на уроке?

Что вас удивило?

О чём хотите узнать больше?

Что бы вы изменили в себе после этого урока?

Какое задание было интересно выполнять?

Какое задание оказалось сложным? Почему?

  1. Оценки. Игра «Комплимент». Вы должны оценить  вклад друг друга в урок и поблагодарить  своих одноклассников  за проведенный урок передавая это перо тому, кому адресован комплимент.    ПОЧЕМУ  ПЕРО?  Перо павлина – символ благородства, богатства, любви,  возрождения. Символ доверия,  высокой духовности,   творчества и воли. В Древней Греции считали, что  взявший в руки перо, наделялся таким качеством, как мудрость. Эти качества есть в человеке, может они иногда скрыты от наших глаз. Такой человек  обязательно проживет достойную жизнь.
  2.  Домашнее задание (по выбору):

(записано на листочках разного цвета)

-прочитать басню, похожую на басню С.Михалкова, сравнить две басни

-придумать продолжение басни С.Михалкова

-пересказать басню от имени одного из героев

-сочинить басню в прозаической форме с моралью, выраженной в пословице "Человек с коротким умом обзаводится длинным языком".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Класс - зеркало учителя"

Статья для журнала "Первоклассные родители"...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

Фильм. Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна"

Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист И. Ильинскийhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540923/...

Диафильм И. А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".

усвоение кейса-текста по произведению           С. Михалкова.  Басня "Зеркало"...

Урок литературного чтения 4 класс по теме: С.В. Михалков басня "Зеркало"

На уроке учащиеся знакомятся с басней, развивают умение анализировать, передавать при чтении настроение с помощью интонации, силы голоса, темпа....