Урок по литературному чтению «Е.И.Чарушин рассказ «Кабан» 4 класс
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Сидорова Татьяна Николаевна

Урок по литературному чтению

«Е.И.Чарушин  рассказ  «Кабан»

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4kl.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 класс

Программа «Школа России»

Тема: Е.И.Чарушин рассказ «Кабан»

Цели: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность творчеством Е.И. Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Задачи:

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания и помочь самим определить направление в изучении темы;

помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми; расширять и активизировать словарный запас; прививать любовь и бережное отношение к природе, животным;

помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

Оборудование: портрет Е.И. Чарушина; презентация, карточки с тестами, электронная физминутка, выставка его книг;; учебник «Литературное чтение. 4 класс», составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Слайд № 1

Ход урока.

1.Оргмомент. Психологический настрой на урок. Актуализация знаний.

(урок начинается под музыку из передачи « В мире животных»)

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнём.

Ребята, посмотрите, сегодня у нас в школе гости! Они пришли посмотреть, как мы учимся, как мы проводим уроки. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей плодотворной работы!

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?(из передачи «В мире животных»)

-Почему я начала урок с этой музыки?

( Мы изучаем раздел « Природа и мы» )

-С какими произведениями этого раздела мы познакомились?

( М. Пришвин «Выскочка»,Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»,А.Куприн «Барбос и Жулька»)

- Сейчас, чтобы закрепить наши знания о произведениях я предлагаю вам карточки с тестовыми заданиями. (раздаю каждому).Внимательно читаем задание и отвечаем. По окончании меняемся работами с соседом и проверяем. Молодцы !

  1. Мотивация учащихся.
  • Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок. На нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Слайд № 2

Игра «Верите ли вы...».

Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие?

Что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?

Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?

Что можно жить в деревенском доме и мечтать воспитывать кенгуру?

Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?

  1. Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина

Слайд № 3

  • Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека?

Кем он может быть по профессии?

Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. Кто читал произведения Чарушина? Какие? О чем он писал?

Давайте послушаем рассказы учащихся о писателе.

Слайд № 4

1-й у ч е н и к.

Рассказывают, что, будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Наелся «невообразимой гадости» — каши из грязного куриного корыта — и заболел брюшным тифом. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.

Слайд № 5

2-й у ч е н и к.

Отец Жени Чарушина был архитектором и художником. Ватман, тушь, краски - все это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал.

Слайд № 6

3-й ученик.

В отличие от отца, он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Слайд № 7

4-й ученик.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал их в лесу, на охоте и у себя дома. Молодцы, спасибо!

Ребята, умеете ли вы наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное.

Кто попробует описать животное, не называя его? Вы послушайте и определите, о ком был рассказ. (Ученик)

Слайд № 8

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Завершите фразу».

  • Вот начало фразы, а вы ее продолжите. Слушаем:

Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с...

Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...

Из его книг можно узнать о...

Художник, который рисует животных, называется...

Слайд № 9

  1. Работа с текстом.

Ребята ,прочитайте, как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ. Предположите, о чем будет это произведение. (Ученики делают свои предположения.)

«Стратегия ключевых слов».

Слайд № 10

Вот записаны фразы:

я рисую животных;

все звери играют;лл

хрустнуло что-то сзади;

идут на меня;

все из рук попадало;

хочет сшибить, растоптать, забодать; 

громадные, с желтыми клыками;

ползу, перебираюсь по загородке;

чуть я не слетел;

стыдно стало.

Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

Слайд № 11

Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события. (Работа в группах. Один ученик из группы делает свой прогноз.)

Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками»: после прочтения каждого абзаца учитель задает вопросы по содержанию текста и прогнозирует дальнейшие события, например, второй абзац: Почему автор пришел рано в зоосад?

Слайд № 12

Вопросы после чтения:

  • Соответствует ли название рассказа его содержанию?
  • Кто испугал автора? Сравним, оправдался ли наш прогноз?
  • Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?
  • Кабан - страшный зверь? Почему автор его испугался?
  • Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как автор.

Слайд № 13

  1. Словарная работа. Теперь поработаем со словарными словами, которые встретились нам в тексте:

Объяснение лексического значения слов сопеть, гуськом, зоосад, марал.

ФИЗМИНУТКА

Слайд № 15 

А теперь прочитаем рассказ про себя.(под музыку)

  1. Повторное чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).

  1. Беседа по содержанию.
  • Каких животных описывает Чарушин?

В зоосаде на каждом вольере висит табличка, в которой дается краткое описание животного. Поскольку мы путешествуем по зоосаду, то познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями. 

Слайды № 16-20

Дети изучают по слайдам информацию об олене, ягуаре, слоне, медведе, волках.

  1. Формирование практических навыков.
  • Что насторожило художника? Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

Знаете ли вы, что в старину кабана называли вепрь?

Слайд № 21

Что написано на табличке про кабана? (Ученик рассказывает о кабанах: «Кабан - крупное животное. У кабанов, особенно у самцов, хорошо развиты клыки, растущие в течение всей жизни. Клыки кабана — страшное оружие, позволяющее ему успешно защищаться от таких сильных хищников, как медведь и волк. За поразительную способность наносить молниеносные удары, часто смертельные, охотники называют взрослых самцов секачами. У самок клыки небольшие, и, обороняясь, они кусают, рвут и топчут ногами».)

Слайд № 22 (информация появляется построчно по щелчку)

Появляется табличка: «Интересно! Ничего не вижу!»

  • Как повел себя художник, увидев непрошеных гостей? Каким было его эмоциональное состояние? Прочитайте.

Появляется табличка: «Все из рук попадало!»

  • Понравилось ли это Сережке?

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

табличка: «Прощай, моя акварель!» 

  • Какие чувства он испытывает?

Табличка: «Делать что-то надо!»

  • Что он решает? Прочитайте, как описаны его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

Табличка: «Вспотел со страху!»

  • Что происходит в самый кульминационный момент? Прочитайте.

Каким было состояние автора?

С какой целью создаются зоосады? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица земли.)

  1. Стадия рефлексии.

Слайд № 23

Нам нужно составить синквейн

Составление коллективного синквейна «Кабан».

Кабан

Громадный, беспокойный.

Чавкает, хрюкает, защищается.

У кабана есть клыки.

Хищник.

Давайте теперь подведем итоги: С каким писателем мы с вами познакомились? Как называется его рассказ? Понравился он вам?

Что вы узнали о Е.Чарушине?(Чарушин очень любил животных, наблюдал за их повадками, образом жизни, одним слово животные для него были близкими друзьями. Действительно и для нас животные – наши друзья. Нужно их беречь, заботится о них.

А теперь мы исполним песню про зверят

Оценки за урок.

  1. Домашнее задание.

Слайд № 24

  1. Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...

интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе

Паустовский К.Г. "Корзина с еловыми шишками"  .На уроке углубляются и обобщаются знания о норвежском композиторе, развиваются умение анализировать эмоциональное состояние героев,  прочитанно...

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Черемуха" 2 класс.

Урок разработан по программе "Школа России". Основа урока - это развитие речи детей через алгоритм наблюдения, использование схем-ассоциаций для быстрого запоминания стихотворения....

Урок по литературному чтению в форме КВН 3 класс УМК "Школа России"

Урок посвящен творчеству великих руссих писателей...

Интегрированный урок по Литературному чтению и ИЗО во 2 классе

« Литературное чтение» Ефросинина Л.А., 2 класс "Уж небо осенью дышало"...

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...