Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Мельникова Римма Ивановна

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Предмет: «Литературное чтение»

Система и УМК «Школа 2100»

2 класс

 Учитель: Мельникова Римма Ивановна

Тема: Сравнение богатырской сказки “Сказки про Илью Муромца” и былины “Илья Муромец и Святогор”.

Цели:

  1. развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
  2. учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связанный ответ;
  3. обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование:

  1. Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри, сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие книги “Дела давно минувших дней...”)
  2. Запись на доске: ’’Русский народ создал огромную изустную литератур: сказки, мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины - говорившиеся нараспев, под звон струн - о славных богатырей, защитников Земли”. JI.H. Толстой.
  3. Репродукции.
  4. Детские рисунки “Сказочные богатыри”.
  5. Выставка книг.
  6. Карта “Киевская Русь в IX - XII”.
  7. Магнитофонная запись Римского-Корсакова.
  8. Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс, 2 часть (с. 174-187).

Ход урока.

  1. Постановка учебного задания.

Учитель: - Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию...

Напрасно вы думаете, что это легко: уметь ЧИТАТЬ и ВИДЕТЬ красивое, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ возвышенное, ПОНИМАТЬ умное и ЧУВСТВОВАТЬ глубокое.

Звучит музыка, объявляется тема "Дела давно минувших дней... ”, приоткрывается дверца...

- Мне хотелось бы пригласить вас ещё на одну встречу с богатырской сказкой об Илье Муромце и былиной “Встреча Ильи Муромца со Святогором”. Звучит музыка.

  1. Повторение пройденного.

У: - Мы познакомились с понятием “устное народное творчество” Как вы его понимаете?

Дети:

- Устное - передаётся из уст в уста,

- Народное - придумывает сам народ,

- Творчество - творить, придумывать, создавать.

У: - Какие жанры устного творчества вы знаете?

Д: - Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.

У: - Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой?

Дети читают.

Ш. Беседа учителя с элементами литературного анализа.

Блиц-Турнир:

  1. При чтении произведений, что узнали нового?
  2. Кому понравилась сказка?
  3. А кому былина?
  4. Почему? Чем понравилась?
  5. Традиционна ли концовка сказки?
  6. Стихотворный жанр былин - зачем?

(Былины сочинялись как стихи, исполняли особые люди - сказители, нараспев, играли на гуслях.)

У: - Давайте обратимся к зачину сказки.

     - К зачину былины.

     - Сравните концовки в сказке в былине. 

     - Что общего?

(Общие сказочные герои, есть зачин, концовка, троекратные повторы, язык простой, народный, созданы на народные сюжеты, со злом нельзя бороться злом, только добро может победить зло, оставаясь добром.)

  1. Найдите сказочные обороты, которые доказывают народность языка.

IV. Постановка проблемы.

У: - Так, а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”?

Д: - От слова “быль”, “было”.

У: - Вы говорите “был, “было”, а в былине - то много сказочного, придуманного. Вот как это объяснить?

Д: - Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми.

У: - А вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X-XI вв. Беломорские крестьяне (показ по карте) долгими зимними вечерами плели кружево и мастерили из архангельской ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами, и то, что были на нашей земле люди - богатыри, защищавшие свою Родину. Например, родной дядя великого князя Владимира — Добрыня Никитич. А Микула Селянинович был такой пахарь, который в трудные для Родины дни, стал её защитником. Но Илье Муромцу - реального двойника нет. Да это и неважно. Главное, что люди, подобные былинному герою выходцы из простых крестьян, оставили глубокий след в русской истории.

V. Работа в группах (дружинах).

В руках у учителя “Дракон ” - мягкая игрушка - рукавица

У: - Ай, же вы, удалы, добры молодцы и красны девицы!

       Я вижу силушку вашу великую.

       А проверить я хочу, кто из вас сильнее?

(Из-за сказочной “Двери ” достаёт задание для каждой группы, задание записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-итем, рисунок- кольчуга.)

Задания:

  1. дружина.

- Найдите и выразительно прочитайте отрывок и сказки со слов: “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч”... до слов ... “не обижай беззащитных”.

  1. дружина.

- Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов: ... “Тут Святогор — богатырь да опомнился”... до слов ... “они друг с другом побратались”.

- Второе задание для всех дружин одинаково: Найди в сказке, былине слова, которые сейчас не употребляются и придумайте миниатюру на богатырскую тему.

(Идёт работа в группах звучит тихая музыка) На доске “Памятка”:

  1. Внимательно выслушайте ответы.

                              2. Оцените полноту ответа:

                                        - последовательность изложения;

    - использование примеров;

    - наличие вывода.

  1. Исправьте ошибки, дополните ответы.
  2. Дайте оценку.

Учитель: - Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышко в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно солнышко — почему?

Ответы учащихся.

Учитель: - Когда наше государство только появилось на карте, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. У южных границ русского государство кочевали хазары, половцы, печенеги (показ по карте). На Руси их называли басурманами, т.к. они были другой веры, не христианской. Они, кочевники, постоянно вторгались в пределы Руси. Разоряли села, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от печенежских набегов, и это было такое благо, что прозвание “солнышко” казалось людям недостаточной благодарностью князю. Поэтому они добавили “Красно”.

Слушаем ответ III дружины.

От каждой дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает подготовленное выступление о доспехах.

- Русские мастера научились делать прекрасное оружие: и латы, металлические доспехи, броню, которые защищали тело от стрел, мечей, копий врага.

- Это были и меч булатный - меч, который ковали из очень твёрдой стали, секрет которой был раскрыт лишь в XIX веке.

Шлем пернатый - покрытый множеством металлических пластинок, которые, как оперение, покрывали голову воина.

Кольчуга — металлическая рубаха, изготовленная из тысяч железных колечек, соединённых между собой.

Щит — защищавший туловище воина.

И во всём этом облачении богатырь садился на богатырского коня (показ репродукции “три богатыря”).

Обсуждение заданий, выполненных каждой дружиной.

Оппонирование.

Оценка.

  1. Подведение итогов.

Учитель (в руках Дракон): - Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.

- Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества?

Дети: - Любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости.

- Они говорят нам о том, что война - это зло, жестокость.

- Надо чтобы все народы, как Илья Муромец и Святогор, побратались.

- Спасибо за урок!

  1. Домашнее задание.

- Написать свою сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»

Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе  по теме: Рассказ Е.И.Чарушина «Томкины сны»   Цель:- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавли...

Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...

Интегрированный урок по литературному чтению по программе «Школа 2100». Тема урока: «Введение в раздел «Мы с мамой и папой». Э.Н.Успенский «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Цели урока:·         познакомить учащихся с новым разделом по литературному чтению и со стихотворениями;·         расшир...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»

Материал содержит в себе интегрированный урок. На  этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Путаница 2 класс

Проект урока  Класс: 2         Школа: Дюпсюнская СОШ             Учитель: Сивцева Варвара ...

Интегрированный урок по литературному чтению Тема «С.В.Михалков «Мой щенок»

Конспект интегрированного урока по литературному чтению во 2 классе. Программа "Школа России"...

Интегрированный урок по литературному чтению и технологии по теме Рукавичка 1 класс

Учащиеся познакомятся с  русской народной сказкой. На уроке будут анализировать и сравнивать сказки "Теремок" Чарушина и "Рукавичка". А так же изготовят сказочных героев из пл...