Отважный пингвинёнок. Г. Снегирев, 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvazhny_pigvinenok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.03.2018 года

 ФИО учителя: Моцная Наталья Викторовна

Школа: 104

ФИ студента: Богданова Екатерина

Класс: 2б

Кабинет: 210

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна

                       

Конспект урока литературному чтению

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчеством писателя; создание условий для развития воображения, связной речи, навыков выразительного чтения; формирование любви к животным и интересу к чтению.

Планируемые результаты:
Предметные:

- уметь соотносить автора и название произведения;
- уметь понимать смысл заглавия произведения;
- уметь составлять  полный пересказ текста;
- учиться выразительному чтению текста.

Личностные:

- осознавать ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды;

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать свое отношение к герою произведения.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник литературного чтения: УМК Перспектива 2 класс, 2 часть автор: Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская,
В.Г. Горецкий (страницы 92,93), презентация.

Этапы урока
Методы и приёмы

Время

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

1 мин

Фронтальная форма работы

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Павловна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Начнём мы наш урок с такой пословицы:

«Не бойся быть первым, если твой поступок может стать хорошим примером для других».

О чём эта пословица?
Присаживайтесь!

- приветствуют учителя;

- слушают пословицу;

- не бойся своих страхов, действуй и показывай хороший пример другим;

Р: самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог

 4 мин

Речевая разминка

Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами прочитаем стихотворение Геннадия Кодиенко. Сначала прочитаем вместе по слогам.
В Антарктиде спят пингвины,
Ветру подставляя спины, –
Под собой они хранят
В яйцах юных пингвинят.
Прочитайте, стихотворение сначала про себя.
(Ученик), прочитай выразительно.

Что вы знаете о пингвинах?

Какой раздел мы изучаем?

Сегодня мы продолжим изучать эту тему и познакомимся с новым произведением.

- слушают задание;

- читают про себя;
- ученик читает выразительно;

- они живут на Южном полюсе, в Антарктиде, питаются рыбой, живут семьями (стаями);

- «Люблю все живое»;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

Приём: беседа

2 мин

Фронтальная форма работы

Откройте учебник на странице 92 и прочитайте, кто автор произведения, которое мы будем читать.

Предположите тему урока?

Поставьте цель урока?

- открывают учебник, читают автора произведения;

- Г.Снегирев «Отважный пингвиненок»

- познакомится с биографией Г.Снегирева;
прочитать произведение «Отважный пингвиненок», отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый

11 мин

Фронтальная форма работы

Прочитайте название произведения.

Как вы его понимаете?

Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Как вы думаете, каким будет его содержание?

Проверим ваше предположения. Прочитаем текст (читает учитель).

Какие чувства вы испытывали после прослушивания текста?

А теперь немного отдохнём (физминутка)

Прочитайте текст по цепочке, какой он?
Можно ли назвать его текстом-описание?
Как автор относится к маленькому пингвиненку?

В каких строках особенно ярко выражено, что автор восхищается своим маленьким героем?

Как вы понимаете слово отважный?

А теперь мы с вами узнаем о Геннадии Яковлевич Снегирев -  москвич, родился 20 марта 1933 г. Отец его погиб в сталинских лагерях, мама работала библиотекарем при паровозном депо Октябрьской железной дороги. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище (были тогда такие учебные заведения, где подростков обучали рабочим профессиям). Но и ремесленное училище закончить не пришлось: надо было зарабатывать на жизнь.
В тринадцать лет будущий писатель начинает работать учеником препаратора на кафедре, где изучали жизнь морских обитателей Московского университета. И здесь ему встретился человек, заменивший отца, - ученый Лебедев Владимир Дмитриевич.
Вместе - учитель и ученик - лечили рыб, делали раскопки на Чудском озере, на месте проживания племен-рыбоедов четвертичного периода, изучали рыбьи кости и чешую (оказывается, по чешуе, как по срезу дерева, можно определить, сколько лет рыбе).

В 1964 г. вместе со своим учителем, теперь уже профессором Лебедевым, Снегирев отбыл в необыкновенную экспедицию - на спасательной шлюпке, без мотора, под парусом, без запаса продуктов, имея при себе лишь соль, сахар, спиннинг для ловли рыбы и карабин для охоты. Путешественники за два лета проделали экспериментальный рейс на выживание по сибирской реке Лене, начиная с верховьев и кончая дельтой на севере Заполярья. Экспериментаторы не только выживали, но и изучали экологические изменения Якутской тайги и реки Лены.

Делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам по спортивной секции. Знакомая - поэтесса Вероника Тушнова - отнесла рассказы на радио. Там их сразу же взяли и пустили в эфир. А в это же время редакторы из Детгиза искали новых интересных писателей, им на радио и посоветовали обратить внимание на Г.Снегирева.

- пингвиненок сделал что-то смелое;

- предположение детей;

- слушают произведение;

- сначала испытывали страх за пингвиненка, когда он прыгнул – гордость за него;

- выполняют физминутку;

- дети перечитывают текст;
-да, можно;
- с гордостью;


-Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море;
- смелый, храбрый;

- слушают рассказ учителя;

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознание и построение речевого высказывания

Р: прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический
Приём: беседа,
подводящий диалог

5 мин

Фронтальная форма работы

Ребята, вспомните, когда родился Геннадий Яковлевич Снегирев?  

Как автор описывает пингвиненка?

Какой поступок совершил пингвиненок?

- 20 марта 1933 года;
- предположение детей;

- смелый поступок;

П: структурирование знаний

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, практический Приём: беседа

8 мин

Сейчас вы выполните задание №6 на странице 93 (в парах).

Что нужно сделать в этом задании?

А теперь проверяем! (проверка с учителем – обсуждение)

- слушают задание;

- соотнести пословицы с содержанием рассказа Г.Снегирева;

- выполняют задание;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный, Приём: беседа

5 мин

Ребята, почему автор назвал произведение «Отважный пингвиненок»?

Какую важную мысль хотел донести до нас автор?

- потому что пингвиненок сделал очень смелый поступок;

- чтобы мы совершали смелые поступки;

Л: анализ объектов

П: осознание и построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия деятельности
Метод:
 словесный
Приём: беседа

 3 мин

Ребята вспомните, с какой пословицы мы начинали наш урок?
Прочитав рассказ Г.Снегирева, вы сегодня явно преодолели какие-то свои трудности. Сейчас я предлагаю вам дописать предложение «Сегодня на уроке я преодолел (-а) …

- «Не бойся быть первым, если твой поступок может стать хорошим примером для других»;

- заполняют листок.

Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люди отважных профессий.

Классный час ко Дню защиты детей....

Презентация. Окружающий мир. 4 класс. "Отважные путешественники" к теме " Новое время: встреча Европы и Америки".

Познавательная и иллюстрированная презентация составлена в помощь учителю по теме " Новое время: встреча Европы и Америки". С помощью презентации учитель сможет интересно рассказать учащимся об отважн...

Урок по литературному чтению "Отважный пингвинёнок"

Урок литературного чтения во 2 классе "Отважный пингвиненок"...

Конспект урока литературного чтения Г. Снегирёв «Отважный пингвиненок» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчеством писателя; создание условий для развития воображения, связной реч...

Конспект урока по литературному чтению "Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема: Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героевЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», с жизнью и творчес...