Статья "Формирование осмысленного чтения у начинающего читателя"
статья по чтению

Бабакина Елена Владимировна

Проблемы формирования смыслового чтения лежат в основе обучения.Без понимания прочитанного невозможна успешность ребенка не только как ученика, но и становление его как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование осмысленного чтения у начинающего читателя»

Современный человек перегружен информацией, тем важнее становится

умение отобрать нужный и важный материал, что невозможно без определенного уровня овладения чтением.

        Необходимо «научить ребенка читать» – читать целенаправленно,   осмысленно, творчески. Необходимость обучения читательской грамоте закреплена в ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, где подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный  характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

       На уроках русского языка и особенно литературного чтения (если говорить о начальной школе)   происходит формирование таких базовых компетенций, как   общекультурной, информационной, коммуникативной. Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов является одной из важнейших задач. Проблема понимания текста требует для своего решения инновационных подходов, которые должны применяться в школьной практике. Традиционный подход к формированию умения понимать текст уже не удовлетворяет современным требованиям.

        С каждым годом в школу приходит все больше детей с низким речевым развитием, с трудностями в понимании лексического смысла слов. После периода обучения грамоте, когда все первоклассники становятся читающими, проблема осмысленного чтения становится одной из главных. Дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности и в понимании, и в запоминании прочитанного.  Задача учителя – развивать у  обучающихся такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов. Эти читательские умения   служат базой для усвоения всех школьных дисциплин, являются необходимым условием успешности во всех сферах жизни. Только читая и осмысливая прочитанное, можно стать образованным и культурным человеком, научиться выражать свои мысли правильно, весомо, образно.

           Во многом от учителя, от того как он продумывает алгоритм работы с текстом, зависит эффективность и результативность обучения школьников. Учитель вправе отбирать приемы работы с текстом  в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса.

        Существуют определенные приемы  для развития  умений чтения. Отбор приемов осуществляется учителем в зависимости от особенностей текста.

         Правильная читательская деятельность предполагает прежде всего  работу с текстом до чтения. Данный этап включает в себя определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

       На втором этапе (а это самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся) происходит выявление первичного восприятия. Сначала это медленное «вдумчивое» повторное перечитывание всего текста или его отдельных фрагментов. Затем  анализ текста, в котором возможно использование следующих приёмов: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Далее беседа по содержанию текста. Обобщая прочитанное, возможно вновь обратиться  к отдельным фрагментам текста.

       Не менее значим заключительный этап работа с текстом после чтения,   когда происходит концептуальная беседа, коллективное обсуждение, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций  произведения с авторской позицией. Работа с заглавием, иллюстрациями, соотнесение видения художника с читательским представлением может быть продолжена разными видами творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

        При оценивании овладения качествами чтения главным критерием является выразительность. Без понимания прочитанного невозможно правильно расставить смысловые и эмоциональные акценты. Легче всего работать над выразительностью при работе со стихотворными произведениями. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Могут быть использованы различные задания: прочитать понравившиеся строки,  найти слова, смысл которых не понятен (с последующим объяснением смысла, возможно через однокоренные слова, подбор синонимов, выяснение этимологии…), прочитать и найти средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры…), прочитать вслух, про себя, в разном темпе, с разной интонацией.   Умение выразительного чтения во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. Необходимо развивать умение проникать в эмоциональный настрой произведения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, определять свое отношение к герою, отношение к нему автора, что позволит  решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух. [Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М. 1981.]

       Итак, осмысленное чтение – это сложный и многогранный процесс, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Развитые умения и навыки смыслового чтения художественных текстов дают возможность обучающимся быть способными  к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации.

 Литература по теме:

  1.  http://www.nifl.gov/nifl/facts/reading_facts.html 
  2. http://www.oecd centre.hse.ru/newpub/education/ed_11.html 
  1. Бородина В.А.,Бородин С.М. Судьба чтения – судьба образования. //Личность и культура - № 6. -2005
  2. Бородина В.А Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты.
  3. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т.Г.Галактионова; авт.реф. СПб., 2008
  4. Галактионова Т.Г. Культура чтения школьников как социально-педагогическая проблема открытого образования.
  5. Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности гимназии № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения.
  7. Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. - М., 2005. -№ 4. 
  8. Читательская социализация: аксиологический аспект // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст и учеб.-метод.материалов. – СПбАППО, 2006.
  9. Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: материалы Российской научно-практической конференции /ред.: Т.Г. Браже, Т.И. Полякова, С.М. Бородин. – СПб., СПбАППО, 2004. 
  10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1993 г
  11. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  12. Информационные материалы Всероссийского съезда учителей географии в МГУ. М., 2011
  13. Лернер Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю" лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. - №37. - С. 22.
  14. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе : новые формы работы с детьми (по материалам проекта "Инновационная сеть "Мыследеятельностная педагогика") / Федеральное агентство по образованию; Российский образовательный форум; АПКиПРО. - М. :АПКиПРО, 2004. - 28 с. - (Методическая библиотека "Проекты - победители Российского образовательного форума в 2004 году").
  15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  16. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2003. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0811-6.
  18. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
  19. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.
  21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  22. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. - (Педагогическая мастерская). - ISBN 5-691-00491
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рос.акад.образования; под ред.А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2011
  24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения и осмысленному чтению в начальной школе

Технология обучения и осмысленному чтению в ...

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения

Рекомендации по проверке у школьников навыков осмысленного чтения...

Статья " Работа над осмысленным чтением"

Статья о работе над осмысленным чтением. Как формировать осмысленное чтение, при помощи каких методов....

карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения

В данной разработке представлен  дидактический материал - карточка для совершенствования навыков осмысленного чтения...

Упражнения для формирования осмысленного чтения

Статья включает в себя подборку упражнений для формирования навыков чтения, а именно для осмысления прочитанного....