Мастер-класс "Всё в твоих руках"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Горностаева Ирина Петровна

Мастер-класс по составлению сиквейна на примере сказки В Одоевского "Мороз Иванович". Литературное чтение "Школа Росии" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Турана

Мастер - класс на тему:

«Всё в твоих руках»

Провела: учитель начальных классов

             Горностаева Ирина Петровна    

       Синквейн как художественная форма письменной рефлексии

Декабрь 2018 год

Тема мастер-класса:  «Всё в твоих руках»

Цели мастер-класса:

познакомить с приёмом  формирования критического мышления  у детей младшего школьного возраста  через создание синквейна  как художественной формы письменной рефлексии.

Задачи мастер – класса:

  • дать определение синквейна;
  • познакомить с технологией создания синквейна;
  • выработать алгоритм составления синквейна на примере литературной сказки;
  • в ходе проведения мастер-класса рассмотреть нравственную проблему

добра и зла.

                                                Ход мероприятия

Вступление

Лев Семёнович Выго́тский сказал:

«Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете».

Поскольку в настоящее время в соответствии с ФГОС нового поколения школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры школьника  и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Мой мастер  класс познакомит вас с приёмом формирования критического мышления  у детей младшего школьного возраста - синквейном  через чтение сказок в начальной школе.

Продуктом деятельности  является синквейн – быстрый,  но мощный инструмент для рефлексии, поскольку даёт возможность передавать информацию в нескольких словах, что, отнюдь непросто.

  1. Работа с материалом

 Обычно, свой урок, продуктом которого является синквейн, я начинаю с притчи или небольшого стихотворения.

Добро и Зло идут по жизни рядом. 
Известно, что нет худа без добра. 
Как хорошо, когда на смену злобе 
Приходят к нам улыбка, доброта. 

В жизни каждого человека бывают и светлые и тёмные полосы.

У меня в руках лист бумаги, я сложу его пополам.

- Что случилось с листом? Он разделился на две половинки, на те самые полосы в нашей жизни.

- Какие ассоциации возникают у вас с двумя половинками листа?

- Скажите, а в жизни что бы вы отнесли к одной и к другой  части?

- Как называются эти слова в русском языке? (антомины)

- А что такое антонимы?  - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение.

- Получается, что мы подобрали слова,  противоположные по значению,

а значит лист наш разделился на две противоположные половинки:

БЕЛУЮ и ЧЁРНУЮ.   Согласны?

 Для нашей сегодняшней работы мы возьмём лишь два последних понятия:

ДОБРО и ЗЛО.

В толковом словаре   В.И.Даль даёт следующие определения этим понятиям:

ДОБРО - ВСЕ ТО, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ УЛУЧШЕНИЮ ЖИЗНИ, ВОЗВЫШЕНИЮ ЛИЧНОСТИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБЩЕСТВА.

ЗЛО – ВСЕ ТО, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ, ГУБИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА.

- Чего же в мире больше: добра или зла?

- Где встречаются часто эти понятия? (в сказках)

- Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Участники делятся на две группы. Обеим группам даются карточки с заданием:

  1. Прочтите сказку.
  2. Заполните таблицу.

Герои сказки

Положительный

Отрицательный

1.Назови героев сказки.

Кто это?

2.Перечисли черты характера

Какая он(а)?

3.Опиши поступки героя

Что делает?

4.Вырази своё отношение к герою одним предложением

5.Сделай вывод о герое.

Кто же всё таки перед нами?

- Какой же вывод сделаем о героинях? (одна из них положительная –воплощение  добра, а вторая отрицательная  – воплощение зла.)

  1. Составьте СИНКВЕЙН о своём герое.

Синквейн  — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться  в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования

сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

-это малая стихотворная форма, используемая для фиксации

эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

 –это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Основная цель синквейна: научиться мыслить максимально емко,

при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Ещё раз напомню правила составления СИНКВЕЙНА. Посмотрите в таблицу. Опорные слова  и слова нужных частей речи у вас уже есть.

В мире присутствуют  и добро и зло, они всегда идут рядом.

Но мы всегда вправе выбрать то, что нам ближе.

Человек всегда стоит перед выбором: а как поступить?

Я предлагаю вам послушать притчу о добре и зле.

-  Как вы понимаете слова Мудреца?

- Почему он так ответил?

3.Рефлексия.

Я предлагаю взять в руки чистые листы.

Согните лист от угла, сделав прямой угол. Какие фигуры получились?

Всё тот же лист бумаги, но он разделён не на две ровные половинки, большую часть в нём занимает квадрат, оставшаяся часть – это полоска.

Каким будет квадрат, какой будет полоска – решать вам.

 Конечно, в нашей жизни не может быть всё всегда гладко и светло, к сожалению  в жизни нас встречает и беда, и предательство.

Но мне хочется, чтобы  большая часть листа была окрашена в белый цвет, и лишь узенькая полоска отражала  тёмную сторону  жизни.

 Всё в твоих руках!

Давайте вернёмся к светлым словам, которые мы говорили в начале занятия: из них тоже можно составить синквейн:

День

Сегодняшний хороший

Знакомит, радует, удивляет,

У всех хорошее настроение.

Добро…

Спасибо за внимание!

Приложения

Владимир Одоевский «Мороз Иванович»

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, наскучит лежать — скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки». Встанет, сядет к окошку мух считать.

Однажды Рукодельница пошла на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка оборвалась; упало ведро в колодец. Расплакалась Рукодельница, пошла к нянюшке рассказывать; а нянюшка Прасковья была сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй.

Пошла Рукодельница к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; приговаривает: «Кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!» Рукодельница вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки. Рукодельница подошла к дереву, потрясла и собрала яблоки. Идёт дальше. Перед ней сидит старик Мороз Иванович. Поздоровался, поблагодарил за пирожок. Предложил послужить, за это отдаст ведёрко.

Рукодельница взбила перину, в доме прибрала, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала, не жаловалась. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день в ведёрко всыпал старик горсть серебряных пятачков; дал брильянтик — косыночку закалывать.

Вернулась она домой. Петух закричал: «Кукареку, кукареки!  У Рукодельницы в ведёрке пятаки!»

Нянюшка сказала Ленивице тоже сходить. Но Ленивица не достала пирожок, не собрала яблок. Не выбила перину, обед плохо сварила, словом, ничего не сделала. На третий день Мороз Иванович дал девочке пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Пришла она домой и хвастается. Не успела договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал: «Кукареку-кукарекулька!  У Ленивицы в руках ледяная сосулька!»

Герои сказки

Положительный

Отрицательный

1.Назови героев сказки.

Кто это?

2.Перечисли черты характера

Какая он(а)?

3.Опиши поступки героя

Что делает?

4.Вырази своё отношение к герою одним предложением

5.Сделай вывод о герое.

Кто же всё таки перед нами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твое здоровье - в твоих руках

Познавательная спортивная игра...

Твое здоровье в твоих руках

Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"

Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Твой мир - в твоих руках

Музыкальная презентация с цитатами о жизни...

Урок "Твое здоровье- в твоих руках"

Урок "Твое здоровье- в твоих руках" общешкольного проекта гимназии 52 "Будь здоров, гимназист!"....