Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс УМК "Начальная школа 21 века".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Бондаренко Татьяна Владимировна

Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по литературному чтению и программы по литературному чтению к УМК «Начальная школа 21 века» для 4 класса Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx81.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Приложение

к основной образовательной программе

                                                                       начального общего образования,

                                                                         утвержденной приказом по школе

                                                  от 31.08.2017 № 620

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

«Литературное чтение»

для 4 класса

на 2017-2018 учебный год

   

учителя начальных классов:

Бондаренко Татьяны Владимировны


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по литературному чтению и программы по литературному чтению к УМК «Начальная школа 21 века» для 4 класса Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой.

Учебный план МБОУ «НШ №24» предусматривает обязательное изучение литературного чтения в 4 классе в количестве 102 часов  (3 урока в неделю).

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературного чтения, имеющих метапредметный статус, служат:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических; ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
  • интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности  (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение! в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительный средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений.

Составление простого плана рассказа, сказки; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.

Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Универсальные учебные действия (УУД):

использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

понимать и ставить учебную задачу, определять способы ее решения и выбирать наиболее продуктивные;

овладевать алгоритмом выполнения типовых учебных задач (чтение по ролям, выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ полный или выборочный), контролировать выполнение задания по алгоритму, составлять алгоритмы для новых задач;

выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;

составлять план, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними;

овладевать устной и письменной коммуникативной культурой (вести диалог и строить монологическое высказывание; высказывать мнение о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах, слушать мнение собеседников, уважительно относиться к иной точке зрения, формулировать письменные ответы на вопросы, писать отзывы о произведении);

проводить самоконтроль и самооценку, сравнивать свою работу с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать — вносить исправления, дополнения и изменения, оценивать свою деятельность;

произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей;

прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра);

понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (на примере анализа литературного произведения);

уметь воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи, понимать эстетические ценности и на их основе вырабатывать свои эстетические критерии;

читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать прочитанное и определять главную мысль произведения; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым) для решения учебных задач;

осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;

овладевать морально-этическими нормами поведения через анализ и оценку поступков литературных героев;

ориентироваться в нравственном содержании произведения: осознавать сущность поступков героев, соотносить их с нравственными нормами; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;

стремиться к самоопределению и самопознанию путём сравнения себя с героями литературных произведений.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, о путешествиях, об истории, о научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Универсальные учебные действия (УУД):

использовать в речи литературоведческие понятия; находите в произведении средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, антонимы, гиперболы, метафоры);

различать тексты художественные и научно-популярные различать тексты в стихотворной и прозаической форме стихотворные и прозаические жанры;

ориентироваться в структуре текста и аппарате книги, определять тип книги (книга-произведение, книга-сборник).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на неё каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Универсальные учебные действия (УУД):

интерпретировать текст (рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица автора);

самостоятельно формулировать творческую учебную задачу; выбирать способы и формы решения учебной задачи (индивидуальный проект, работа в парах и группах; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.);

создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинить стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам, оформлять и делать презентации творческих работ и проектов;

понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;

распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;

интерпретировать текст произведения: рассказывать от имени одного из героев произведения, от имени автора, от своего имени; восстанавливать деформированный план по тексту;

инсценировать художественные произведения, готовить театрализованные постановки, моделировать «живые картины»;

создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).

Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи.

Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов;
  • находить в произведении необходимую информацию, заданную в явной и скрытой форме; преобразовывать текстовую информацию в табличную;
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, пользоваться их данными для решения различных учебных задач;
  • синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию о произведении, героях и их поступках при составлении плана;
  • ориентироваться в мире книг, находить книгу по заданной теме и авторской принадлежности; уметь находит и выбирать книгу в открытом фонде библиотеки или по каталогу;
  • пользоваться информацией о книге, содержащейся в аппарате;
  • пользоваться разными источниками информации (словари, справочники, ИКТ).

Предметные результаты освоения

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;
  • понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
  • пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
  • выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;
  • формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;
  • сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль; подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;
  • различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);
  • писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
  • находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

  1. Содержание учебного предмета

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 5 ч.

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы – 5 ч.

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

Произведения В.А. Жуковского – 4 ч.

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

Произведения А.С. Пушкина – 3 ч.

«Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний».

Произведения М.Ю. Лермонтова – 3 ч.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Горные вершины...», «Утёс».

Произведения П.П. Ершова – 4 ч.

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении).

Произведения В.М. Гаршина – 4 ч.

«Лягушка-путешественница».

Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский – 4 ч.

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей – 9 ч.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

В мире книг – 8 ч.

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

В результате изучения раздела учащийся должен

 «Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Произведения Л.Н. Толстого – 7 ч.

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

Стихи А.А. Блока – 2 ч.

«Россия», «Рождество».

Стихи К.Д. Бальмонта – 4 ч.

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

Произведения А.И. Куприна – 3 ч.

«Скворцы», «Четверо нищих».

Произведения И.А. Бунина – 3 ч.

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

Произведения С.Я. Маршак – 6 ч.

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Стихи Н.А. Заболоцкого – 2 ч.

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны – 2 ч.

В.П. Катаев«Сын полка», К.М. Симонов «Сын артиллериста».

Стихи Н.М.Рубцова – 4 ч.

«Берёзы», «Тихая моя родина».

Произведения С.В. Михалкова – 5 ч.

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

В результате изучения раздела учащийся должен

Юмористические произведения для детей – 3 ч.

Н.Н. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки – 4 ч.

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. «Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия, приключения, фантастика – 8 ч.

Н.П. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».


  1. Календарно – тематическое планирование

уро

ка

Дата проведения

Тема урока

Основные виды учебной деятельности, оборудование

По плану

Фактически

1 четверть

1

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора.  Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» (комбинирован.) Доп. чтение. Крупицы народной мудрости. Фольклор. Уч. с. 4-17.

Самостоятельная работа «Жанры фольклора» (заполнить схему). Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных. Презентация

2

Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович» (урок усвоения новых знаний). Уч. с. 18-23.

   Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов.

Презентация

3

Произведения фольклора. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» (урок усвоения новых знаний). Уч. с. 24-30.

Чтение и анализ легенды, сравнение легенд с былинами. Самостоятельное чтение «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Выразительное чтение вслух.

Презентация

4

Произведения фольклора. Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» (урок усвоения новых знаний). Доп. чтение «Суворов приказывает армии переплыть море». Уч. с. 30-33

Сравнение героических песен с былинами. Выделение героических фактов. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер).

Презентация

5

Произведения фольклора. Обобщение по разделу (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Уч. с. 34-37.

 Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради: игра «Вспомни и назови», ответы на задания рубрик «Проверьте себя».

Презентация

6

Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»;

И.И. Хемницер «Стрекоза»; Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (комбинированный) Уч. с. 38-44

Проверка техники чтения (входной контроль)

 Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен  

И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной басни. Инфоурок. Детям о писателях 1часть.

7

Басни. Русские баснописцы. И.И. Хемницер «Друзья».

Доп. чтение: И.А. Крылов «Крестьянин в беде» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 45-46.

Особенности басни (сюжет, герои, мораль).

Слушание басни И.А. Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен И.И. Хемницера «Друзья» и И.А. Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен.

Презентация

8

Басни. Русские баснописцы. А.Е. Измайлов «Кукушка». Доп. чтение: И.А. Крылов «Осёл и соловей» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 47-48.

Самостоятельная работа с басней А.Е. Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике. Слушание басни И.А. Крылова «Осёл и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен.

9

Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 49-53.

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Выразительное

чтение наизусть басни И.А. Крылова «Квартет». Работа в соответствии с памяткой №2, заучивание наизусть басни «Мартышка и очки».

10

Басни. Русские баснописцы.  И.И. Дмитриев «Муха». Обобщение по разделу «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Уч. с. 53-56.

Узнавание героев басен, составные части басен, особенности языка басни. Характеристика отдельных героев, выражение своего отношения к их поступкам и характерам. Выразительное чтение басен.

11

В.А. Жуковский «Песня», «Ночь». Доп. чтение: «Вечер», «Загадки» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 57-60.

 Знакомство с произведениями В.А. Жуковского, темами и жанрами. Нахождение слов, выражающих чувства и мысли поэта; анализ содержания стихотворения; самостоятельная подготовка стихотворения для выразительного чтения.

12

Волшебные сказки.

В.А. Жуковский «Спящая

царевна» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 60-73.

Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.  Инфоурок. Жуковский 2 часть. Детям о писателях.

13

Волшебные сказки. В.А. Жуковский «Спящая царевна». (комбинированный).

Учебник с. 60-73.

Выразительное чтение отрывков сказки.  Определение эпитетов, сравнений. Сравнение сказки В. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

14

Обобщение по теме «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний)

Сравнение сюжетов сказок, форм произведений. Характеристика героев положительных и отрицательных.

15

А.С. Пушкин Стихотворение «Осень» (отрывки). Доп. чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 74-76.

Повторение произведений А.С. Пушкина. Понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть. Чтение статьи Г.Н. Волкова. Инфоурок. Пушкин 1 часть. Детям о писателях.

16

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

(урок усвоения новых знаний). Учебник с. 76-79.

Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Презентация

17

Пушкин «Зимняя дорога» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 76-79.

Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть.

18

Доп. чтение. Из «Воспоминаний В.И. Даля».  Доп. чтение: А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Песнь о вещем Олеге» (урок усвоения новых знаний).

Игра «По страницам сказок А.С. Пушкина». Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина». Работа с книгами - справочниками: справка об А.С. Пушкина. Знакомство со словарем В.И. Даля, повторение произведений В.И. Даля.

19

М.Ю. Лермонтов. Стихи «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус». (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 82-85.

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них. Инфоурок. 2 часть Детям о писателях. Лермонтов

20

Стихи о природе. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утёс» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 85-86.

Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений.

21

Слушание и работа с книгами М.Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове. (комбинированный).

Работа с книгами М.Ю. Лермонтова, книгами-справочниками (справка о поэте). Слушание сказания (легенды) М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Повторение колыбельных песен (народных и литературных). Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни»

22

Волшебные сказки.  П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 88-97.

Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок», выполнение заданий к тексту. Инфоурок. 2 часть Детям о писателях

23

Волшебные сказки.  «Конёк - Горбунок» (урок актуализации знаний и умений). Учебник с. 88-97. Проверка техники чтения

Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков (по выбору).

24

Стихотворение «Кто он?» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 97-98.

 Работа с текстом стихотворения: ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся). Презентация

25

Урок-обобщение «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Уч. с. 99-101.

Комплексная разноуровневая контрольная работа. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Презентация.

26

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 102-110.

Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Инфоурок. 2 часть. Детям о писателях. Гаршин.

27

В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница» (урок актуализации знаний и умений).

  Учебник с. 102-110.

Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова). Презентация.

1/

28

Обобщение по разделу «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений).

Инсценирование отдельных частей сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Составление отзыва о понравившемся произведении В.М. Гаршина.

2/

29

Н.Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы») (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 111-121.

Работа с рубрикой «Обратите внимание». Чтение произведения (отдельных глав). Характеристика главного героя. Ответы на вопросы текста на стр. 121. Инфоурок. 1 часть. Детям о писателях. Гарин-Михайловский.

3/

30

Н.Г. Гарин - Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы») (урок актуализации знаний и умений).

Учебник с. 111-121.

Перечитывание произведения, составление сюжетно-композиционного треугольника. Знакомство с понятием «кульминация». Презентация.

4/

31

Слушание и работа с книгами. Доп. чтение: К.М. Станюкович «Максимка» (урок усвоения новых знаний).

Самостоятельное чтение рассказа «Максимка», выполнение тестовой работы по произведению. Презентация.

5/

32

Дополнительное чтение. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» (урок усвоения новых знаний). Проверьте себя. Учебник с. 122-123.

Самостоятельное чтение произведения, сравнение образов детей – героев произведений русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.

6/

33

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 124-142.

Викторина по произведениям зарубежных писателей. Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебнике. Презентация.

7/

34

Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 124-142.

Слушание произведения В. Гюго «Козетта», выполнение заданий в учебнике. Презентация.

8/

35

Произведения зарубежных писателей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении) (урок усвоения новых знаний). Уч. с. 143-154.

Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении. Инфоурок. 2 часть детям о писателях. Марк Твен.

9/

36

Произведения зарубежных писателей. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении) (урок усвоения новых знаний). Уч. с. 143-154.

Чтение отрывков из произведения. Составление характеристики главного героя. Составление отзыва о прочитанном произведении. Инфоурок. 2 часть детям о писателях. Марк Твен.

10/

37

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 155-173.

Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык.

11/

38

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок актуализации знаний и умений). Учебник с. 155-173.

Дочитывание сказки до конца, выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык. Работа над содержанием по заданиям учебника на стр. 173. Презентация.

12/

39

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок актуализации знаний и умений). Учебник с. 155-173.

Перечитывание отдельных эпизодов сказки, выполнение тестовой работы по содержанию сказки. Презентация.

13/

40

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года. Доп. чтение: Х.-К. Андерсен «Самое невероятное" (урок усвоения новых знаний). Учеб. с. 173-176.

Повторение изученных произведений Х.К. Андерсена. Чтение сказки «Самое невероятное», выявление особенностей: сюжет, главная мысль, язык. Самостоятельное чтение стихотворения.

14/

41

Слушание и работа с книгами Х.-К. Андерсена.   Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский «Великий сказочник» (урок усвоения новых знаний).

Пересказ самостоятельно прочитанной книги Х.К. Андерсена, составление к ней иллюстрации и аннотации. Чтение очерка К.Г. Паустовского. Презентация.

15/

42

Урок-обобщение «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Уч. с. 177.

Работа по содержанию рубрики «Книжная полка». Выполнение заданий рубрики «Проверьте себя» в учебнике.

16/

43

В мире книг. Книга книг. Доп. чтение. «Блудный сын». Библейское предание (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 178-179.

Знакомство с Библией – книгой книг. Чтение библейского предания «Блудный сын», выявление главной мысли легенды. Перечитывание отдельных эпизодов.

17/

44

Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет»: «Деятельность Ярослава» (урок усвоения новых знаний). Учеб. с. 179-181

Работа с рубрикой «Обратите внимание», рассматривание фрагментов древней рукописной книги. Чтение произведения «Деятельность Ярослава» (Похвала книгам). Ответы на вопросы учебника.

18/

45

Проверка техники чтения. Слушание и работа с книгами. Доп. чтение. Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»  

Выборочное чтение назиданий. Сравнение «Поучения Владимира Мономаха детям» и «Наставления Ярослава Мудрого».

Презентация.

19/

46

Контрольная работа (урок контроля знаний и умений)

Выполнение работы за 1 полугодие из книги «Литературное чтение. Оценка знаний» на стр.271 – 276.

20/

47

Книги Древней Руси. Первая славянская азбука. Первая печатная книга на Руси.

Учебник с. 182-184

Работа с рубрикой «Обратите внимание», рассматривание фрагментов древней рукописной книги. Презентация.

21/

48

Мифы народов мира. Доп. чтение. Обобщение по разделу «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний).

Чтение мифов. Выполнение заданий: заполнение схемы «Мифы народов мира».

Презентация.

1/

49

Л.Н. Толстой. Рассказ «Акула» Дополнительное чтение «Воспоминания Л.Н. Толстого» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 4-8.

Повторение произведений Л.Н. Толстого. Чтение рассказа «Акула». Выявление героев произведения, чтение справочного материала о писателе. Краткий и подробный рассказ о героях с опорой на памятки №5, №6. Ответы на вопросы учебника.

2/

50

Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 8-12.

Чтение сказки, анализ произведения. Выявление отличия авторской сказки «Два брата» от народной сказки, особенностей сказки. Ответы на вопросы учебника.

3/

51

Л.Н. Толстой. Басня «Мужик и Водяной» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 12-14.

Чтение басни «Мужик и Водяной», определение морали басни. Моделирование модели обложки, составление схемы «Русские баснописцы». Выполнение заданий учебника на стр. 14.

4/

52

Л.Н. Толстой. Рассказ «Черепаха» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 15-17.

Чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого «Черепаха». Работа по содержанию, составление сюжетно-композиционного треугольника, определение главной мысли, позиции автора. Презентация.

5/

53

Л.Н. Толстой. Рассказ «Русак» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 18-20.

Чтение и анализ рассказа «Русак». Работа по содержанию рассказа на основе заданий текста учебника на стр. 20. Выборочное чтение отрывков из текста, обращение внимания на особенности речи.

6/

54

Л.Н. Толстой. Былина «Святогор - богатырь». Доп. чтение: Народная былина «Святогор» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 21-23.

Слушание былины «Святогор - богатырь». Самостоятельное чтение народной былины «Святогор». Сравнение её с авторской былиной. Самостоятельная работа по заполнению таблицы на компьютере. Работа по заданиям учебника тради.

7/

55

Обобщение по разделу. «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Учебник с. 24-25.

Работа с рубрикой «Книжная полка». Составление тематического подбора по теме «Книги Л.Н. Толстого для детей». Выполнение заданий в учебнике «Проверьте себя». Презентация.

8/

56

А.А. Блок. Стихи о Родине. «Россия». Дополнительное чтение «Русская земля» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 26-28.

Чтение и анализ новых произведений, упражнения в выразительном чтении с опорой на памятку №1. Введение понятия «олицетворение». Ответы на вопросы учебника стр. 28. Инфоурок. 1 часть. Детям о писателях. Блок.

9/

57

А.А. Блок. «Рождество» Дополнительное чтение: А.А. Блок «На поле Куликовом» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 28-30.

Чтение и анализ нового произведения. Самостоятельное чтение «На поле Куликовом». Составление моделей обложек. Отработка выразительного чтения, пользуясь памяткой №1. Презентация.

10/

58

К.Д. Бальмонт.  Стихи о Родине, о природе. «Россия», «К зиме» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 31-34.

Чтение и анализ стихотворений. Определение тона, темпа, ритмического рисунка стихотворений. Работа в соответствии с заданиями учебника. Иллюстрирование понравившегося эпизода. Презентация.

11/

59

К.Д. Бальмонт. Стихи о природе. «Снежинка», «Камыши» (комбинированный). Учебник с. 34-37.

Чтение и анализ произведений. Подготовка к выразительному чтению: расстановка логических ударений, пауз. Выделение средств выразительности. Ответы на задания учебника.

12/

60

К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи. «У чудищ», «Как я пишу стихи» (комбинированный). Учебник с. 37-39.

Повторение стихов К.Д. Бальмонта: работа со схемой «Стихи К.Д. Бальмонта»: (о Родине, о природе). Чтение новых произведений и дополнение схемы: сказочные, о себе (рождение стихов). Выполнение заданий в учебнике.

13/61

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» (комбинированный).

Чтение и слушание новых произведений. Составление схемы по стихотворению «Русский язык». Русский язык – это… (сказки, родная природа, летописи, былины, колыбельные песни, Родина, её прошлое и будущее, поэзия А.С. Пушкина, подвиги Ермака, других исторических героев).

14/

62

А.И. Куприн «Скворцы» Дополнительное чтение: «Четверо нищих». Очерк «Воспоминание об А.П. Чехове» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 41-54.

Чтение и анализ произведения А. Куприна «Скворцы», выделение повторов, устойчивых эпитетов. Составление характеристик героев, составление плана для пересказа. Инфоурок. 2 часть. Детям о писателях. Куприн.

15/

63

Дополнительное чтение. Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк». В.М. Песков. «В гостях у Сетон-Томпсона» (урок усвоения новых знаний).

Чтение и анализ произведения А. Куприна «Скворцы», выделение повторов, устойчивых эпитетов. Составление характеристик героев, составление плана для пересказа. Инфоурок. 2 часть. Детям о писателях. Куприн.

16/

64

Обобщение по разделу. Проверьте себя (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Учебник с. 55-56. Раб. тетр. с. 38-40.

Составление схемы «Авторы произведений о животных». Описание героев прочитанных произведений, выражение своего мнения о них. Работа в учебнике в рубрике  «Проверьте себя»

17/

65

И.А. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство» (урок усвоения новых знаний).

Учебник с. 57-61. Раб. тетрадь с. 40-43.

Повторение по схеме, предложенной учителем «Они писали стихи о природе», её добавление. Чтение стихов И.А. Бунина, выполнение заданий учебника. Работа с литературоведческими понятиями: сравнение, олицетворение, строфа, рифма, эпитет. Инфоурок. 2 часть. Детям о писателях. Бунин.

18/

66

И.А. Бунин. «Листопад» (отрывок) (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 61-64. Раб. тетрадь с. 43-44.

Чтение и анализ стихотворения. Иллюстрирование понравившегося отрывка из произведения, подписывание его словами из текста. Презентация.

19/

67

Урок-обобщение по теме «Русские поэты». «Проверьте себя " (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Учебник с. 65. Раб. тет. с. 45-48.

Отгадывание кроссворда «Русские поэты», моделирование обложек понравившихся произведений, работа с рубриками «Эрудит» и «Книгочей».

20/68

Стихотворение «Словарь» Дополнительное чтение: С.Я. Маршак. «Загадки», «Зелёная Застава» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 66-67. Хрест. 2ч. с.102-103. Раб. тетр. с. 48-50.

Работа со схемой «Жанры произведений С. Я. Маршака»: загадка, стихи, сказки. Чтение произведений, моделирование обложек. Выполнение заданий учебника. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на памятку №2.

21/69

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины) (урок усвоения новых знаний). Учеб. с. 67-102. Раб. тетр. с. 50-52.

Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа по 2 картине из первого действия.

22/70

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины) (урок актуализации знаний и умений).  Учеб. с. 67-102. Раб.т. с. 50-52.  

Работа по 3 картине из первого действия. Инсценирование картины. Инфоурок. 1 часть. Детям о писателях. Маршак.

23/71

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев» (урок актуализации знаний и умений).  Учеб. с. 67-102. Раб. тет. с. 50-52.  

Работа по 1картине второго действия. Инсценирование картины. Презентация.

24/72

С.Я Маршак Пьеса - сказка «Двенадцать месяцев». Доп. чтение. С.Я. Маршак «Сказка про козла» (урок актуализации знаний и умений).  

Выразительное чтение по ролям отдельных эпизодов, выполнение заданий в учебнике на стр. 52 – 53. Презентация.

25/73

Маршак – переводчик. Р. Бёрнс. «В горах моё сердце…» (перевод С.Я. Маршака) Доп. чтение. С.Я. Маршак «Ледяной остров» (комбинированный). Учебник с. 102-103.

Чтение и анализ произведения «В горах моё сердце». Самостоятельное чтение произведения «Ледяной остров». Составление схем 1) «С.Я. Маршак писал»: стихи, пьесы, сказки, загадки, повести. 2) «С.Я. Маршак был»: поэтом, сказочником, переводчиком, драматургом.

26/74

Н.А. Заболоцкий «Детство» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 104-105.

Чтение и анализ стихотворения «Детство». Составление модели обложки. Рисование устных картин по содержанию стихотворения. Выразительное чтение (по желанию наизусть). Презентация.

27/75

Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» Доп. чтение: «Весна в лесу» (урок усвоения новых знаний). Учеб. с. 106-107.

Игра «Вспомни и назови» (по стихам о родной природе). Чтение стихотворений Н.А. Заболоцкого. Анализ произведений. Подготовка к выразительному чтению наизусть с применением памяток №1 и №2.

28/76

Произведения о детях войны. Дополнительное чтение.  В.П. Катаев «Сын полка» (урок усвоения новых знаний).

Проверка техники чтения

Чтение произведения (в хрестоматии). Составление рассказа о Ване Солнцеве по плану. Выразительное чтение и пересказ одного эпизода. Описание главного героя: внешний вид, поступки. Отгадывание кроссворда по произведению.

29/77

Произведения о детях войны. Дополнительное чтение. К.М. Симонов «Сын артиллериста» (урок усвоения новых знаний).

Выразительное чтение и пересказ эпизода. Чтение стихотворения «Сын артиллериста» вслух. Выделение кульминационного момента и повторяющихся строк.  Оформление модели обложки книги. Сравнение произведений о детях войны по теме, жанру, авторской принадлежности. Тест. Презентация.

30/78

Проверка техники чтения за 3 четверть

1/

79

Стихи о родной природе. Н.М. Рубцов «Берёзы»

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова. Определение главной мысли. Работа с каждой строфой: чтение, наблюдение за ритмом, рифмой, выделение выразительных средств, создание партитуры чтения. Сравнение стихов Н. М. Рубцова, С. А. Есенина, И. С. Никитина. Презентация.

2/

80

Стихи о Родине. «Тихая моя родина». Дополнительное чтение. Н.М. Рубцов. «Ласточка» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 109-111.

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова. Определение главной мысли. Работа с каждой строфой: чтение, наблюдение за ритмом, рифмой, выделение выразительных средств, создание партитуры чтения. Сравнение стихов Н. М. Рубцова, С. А. Есенина, И. С. Никитина. Презентация.

3/

81

Слушание. Дополнительное чтение. А.П. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья» (урок усвоения новых знаний).

Самостоятельная работа с последующей проверкой: описание героев, ответы на вопросы: «Какое происшествие случилось с воробьём», «Почему старик ходил играть на скрипке к памятнику». Определение жанра произведения: сказка-быль. Презентация.

4/

82

Урок - обобщение «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Учебник с. 112.

Работа со схемой «Произведения С.Я. Маршака», работа с заданиями «Книгочей», задание на соответствие: герой произведения – автор – название произведения. Составление отзыва о своём любимом герое.

5/

83

Произведения С.В. Михалкова «Школа». Дополнительное чтение.  «Как бы жили мы без книг?» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 113-116.

Игра по произведениям С.В. Михалкова «Вспомни и назови», слушание стихотворения «Как бы жили мы без книг», беседа о книгах в жизни человека. Чтение и анализ стихотворения «Школа». Выполнение заданий в учебнике. Инфоурок. 1 часть. Детям о писателях. Михалков.

6/

84

Произведения С.В. Михалкова «Хижина дяди Тома» (урок актуализации знаний и умений). Учебник с. 116-118.

Чтение и анализ стихотворения «Хижина дяди Тома». Выявление главной мысли произведения, упражнения в выразительном чтении и чтении по ролям в соответствии с памяткой №3. Выполнение заданий в учебнике. Презентация.

7/

85

Басни С.В. Михалкова. «Зеркало». Дополнительное чтение. «Любитель книг», «Чужая беда» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 119-121.

Самостоятельная работа с басней «Любитель книг». Проверка самостоятельной работы: чтение басни, объяснение заголовка, выделение и объяснение морали, повторение литературоведческих понятий. Слушание басни «Чужая беда». Работа с текстом басни «Зеркало». Презентация.

8/

86

Дополнительное чтение произведений С.В. Михалкова (комбинированный).

Слушание сказки С.В. Михалкова «Как старик корову продавал», беседа и сравнение с народной сказкой «Как старик корову продавал». Высказывания своего мнения о том, какая сказка нравится больше и почему. Презентация.

9/

87

Контрольная работа за 2 полугодие (урок контроля знаний и умений)

Выполнение работы за 2 полугодие из книги «Литературное чтение. Оценка знаний» на стр.375 – 380.

10/

88

Юмористические произведения.  Н.Н. Носов «Федина задача» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 122-127.

Характеристика понятия юмор, ирония.

Классифицирование юмористических эпизодов, определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с понятиями «юмор», «ирония». Инфоурок. 1 часть. Детям о писателях. Носов.

11/

89

Юмористические произведения. И.Л. Гамазкова. «Страдания». Доп. чтение. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 127-128.

Слушание рассказа «Тайное становится явным», определение главной мысли, выделение эпизодов. Подбор пословиц к содержанию. Выразительное чтение стихотворения «Страдания». Презентация.

12/

90

Слушание. Дополнительное чтение. А.М. Горький «Пепе» (урок усвоения новых знаний).

Самостоятельное изучение произведения, работа с текстом по вопросам – выборочное чтение.

13/

91

Очерки о Родине. И.С. Соколов-Микитов. «Родина». Доп.чтение. М.А. Шолохов. «Любимая мать-отчизна» (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 129-130.

Коллективная работа с очерком «Родина». Характеристика жанра - доказательство. Слушание произведения М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна». Сравнение двух произведений в таблице: заголовок, жанр, тема, факты, отношение автора. Составление схемы «Родина – это…»

14/

92

Очерки о людях.  А.И. Куприн.  «Сказки Пушкина» (урок усвоения новых знаний).Учебник с. 130-140.

Чтение учащимися очерков по абзацам, анализ каждого абзаца, выполнение заданий к текстам в учебнике, проверка выполнения самостоятельной работы. Презентация.

15/

93

Очерки о людях.  А.И. Куприн.  «Сказки Пушкина» (урок усвоения новых знаний).Учебник с. 130-140.

Чтение учащимися очерков по абзацам, анализ каждого абзаца, выполнение заданий к текстам в учебнике, проверка выполнения самостоятельной работы. Презентация.

16/

94

Обобщение по теме. Проверьте себя (урок систематизации и обобщения знаний и умений).

Работа с рубрикой «Проверьте себя» Отгадывание кроссворда, составление схемы «Жанры литературных произведений»

17/

95

Приключения. Путешествия. Фантастика. Н.П. Вагнер.  «Фея Фантаста»  (урок усвоения новых знаний).Учебник с. 141-146

Работа по содержанию, составление сюжетно - композиционного треугольника, высказывание своей точки зрения о героях и произведениях. Работа с заданиями учебника. Презентация.

18/

96

Приключения. Путешествия. Фантастика. Н.П. Вагнер.  «Берёза» (урок усвоения новых знаний).Учебник с. 146-155..

Работа по содержанию, составление сюжетно - композиционного треугольника, высказывание своей точки зрения о героях и произведениях. Работа с заданиями учебника. Презентация.

19/

97

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт.

«Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) (урок усвоения новых знаний). Учебник с. 156-179.

Чтение и анализ глав 1 – 3, 4,5. Составление плана для пересказа:1) Гулливер и его семья, любимые занятия, учение на врача, первые путешествия. 2) Новое путешествие, крушение «Антилопы». 3) В стране Лилипутов. Самостоятельное чтение 4 и 5 глав. Пересказ. Презентация.

20/

98

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт. «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). Учебник с. 156-179.

Пересказ прочитанных глав по составленному плану. Чтение и анализ глав 6, 20 – 22.

21/

99

Приключения. Путешествия. Фантастика. Джонатан Свифт. «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы). Учебник с. 156-179.

Анализ произведения.

22/

100

Н.П. Найдёнова «Мой друг».

Урок-обобщение «Проверьте себя» (урок систематизации и обобщения знаний и умений). Учебник с. 182 -184

Проверка техники чтения

Чтение и анализ стихотворения Н.П. Найдёновой «Мой друг». Выявление главной мысли: роль книги в жизни человека. Сочинение «Роль книги в моей жизни». Слушание очерка М. Горького «О книгах». Ответ на вопрос: чему может научить книга? Презентация.

23/

101

Комплексная разноуровневая контрольная работа (урок контроля знаний и умений).

Выполнение работы за год из книги «Литературное чтение. Оценка знаний» на стр.364 – 372.

24/

102

Библиотечный урок " В мире

книг". Рекомендации для

летнего чтения (урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Конкурс «Книгочей класса». Рекомендации к летнему чтению: оформление "Дневника летнего чтения" по разделам:

1. "Фольклор". 2. "Стихи русских поэтов". 3. "Рассказы о детях". 4. "О Родине и родной природе". 5. "Приключения, фантастика, детектив". 6. "Детские газеты и журналы"

  1. Учебно – методическое обеспечение

Учебный комплект для учащихся:

  1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение»: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  3. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Методические пособия для учителя:

  1. Беседы с учителем: 4 класс: Книга для учителя /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.:Вентана – Граф, 2007.-384 с.- (Начальная школа XXI века)
  2. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  5. Евдокимова А.О. Русский язык: Математика: Литературное чтение: Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения: 4 класс/Тематический контроль и оценка в начальной школе/ – М.: АСТ: Астрель, 2014.