Стихотворение..
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Рассказа Светлана Ивановна

Это одна из форм литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_detyam._a.l._barto.docx37.19 КБ
Microsoft Office document icon s.esenin_beryoza.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Стихи детям. А.Л. Барто

Цель : Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Барто, её произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения, развитие речи, памяти и логического мышления.

Задачи :

  • познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто.
  • развивать внимание, память.
  • формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку.
  •  воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

Предметные результаты

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.
  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения.
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.
  • познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Оборудование и  материалы

Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий часть 2 , выставка книг А.Л. Барто ,раздаточный материал, тесты, картинки

Ход  урока:

1.Орг. момент   – Здравствуйте, ребята! -Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку. – А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Я желаю вам успешной работы на уроке литературного чтения.

2. Введение в тему . Постановка учебной  задачи 

-Ребята давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книги. (Открывает первую страницу - фрагмент  интерьера детской комнаты).

-Дети, кто живет на этой странице? Давайте посмотрим Кто это?

Дети: Мишка!

-Почему он грустный?  Давайте вместе вспомним это стихотворение

«Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший»

-Ребята как нам помочь Мишке?

Дети: Пришить лапку.

-Правильно!

-Какой Мишка был?  Давайте  откроем вторую страницу. (Сюжет: девочка плачет у водоема).

-А кто вспомнит это стихотворение ?

«Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч».

-Как же нам помочь Тане?

-Давайте найдем предметы, которые помогут нам достать мяч. ( Дети отбирают).

-Молодцы!

Мячик мы достали из речки! А какой он?

(Открывают следующую страницу, на которой изображен бычок, идущий по наклонной доске)

-Ребята, а кто на этой странице?  Дети: Бычок!

-Давайте вместе прочитаем стихотворение про бычка.

«Идет бычок качается

Вздыхает на ходу:

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду».

-Ребята, наш бычок может упасть и удариться.

Давайте ему поможем. (Дети подставляют к краю скамейки призму и проводят бычка).

-Чему учат эти стихи? ( Беречь свои игрушки.)

Молодцы!

-Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?

Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.

-Ребята, а кто ещё знает стихи А.Л.Барто наизусть.

3.Объявление темы, целей урока.

-Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

4.Работа по теме урока

1) Знакомство с биографией А.Л. Барто-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто (портрет на доске) мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным

товарищем. А. Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой. (выставка книг у доски)

Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.

2)Чтение стихотворения учителем    -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в «Азбуке». Сейчас я вам прочту стихотворение "Помощница".

-Вам понравилось это стихотворение? Какое настроение у вас возникло при прослушивании этого стихотворения?

3) Словарная работа

-Прочитайте.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей -  клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия. (Запись на доске читает сильный ученик)

4)Повторное чтение стихотворения. Анализ стихотворения .

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

-Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

-Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы   можете сказать об этом? (Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.)

 (Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

-Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

-Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

-Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

(Ответы детей: Она посмеялась над девочкой. Автор знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

-Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

-Обсудите в парах, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на карточках: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Итог обсуждения: Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

-Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

-Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

Физминутка

5) Анализ стихотворения «Зайка»

-У вас есть любимые игрушки? Какие? - Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по другому относится к своей игрушке. (Читаем)

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"? -Почему зайка остался на скамейке? -Как относится девочка к своей игрушке? -Можно ли её назвать хозяйкой?

6)«Игра в слова»

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова»

У А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»

Чтение учителем

-От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит)

-А какие звуки вы знаете? (гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т.д.) - Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются? - Как мы должны прочитать это стихотворение? (Везде по-разному используя мимику, интонацию)

-Что такое родник и с каким ключом его можно спутать?

7)Самостоятельная работа ( на карточках)

 Тест.

Из какого произведения эти строки? Соедини линией.

1) Я устала, не могу.

Я вам завтра помогу!

«Игра в слова»

2) Весь до ниточки промок...

«Я выросла»

3) Скажи потише:

« Шесть мышат...»

«Зайка»

4)Куклу жалко отдавать...

«Помощница»

-Проверим с помощью сигнальных карточек. (Ребята работают с тестами самостоятельно, после

выполнения фронтальная проверка. )

5. Итог  -Что нового вы сегодня узнали? С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали? – Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

6.Рефлексия

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы

уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки, если у вас хорошее настроение,

отсутствие усталости поднимите, а если вы устали и вы считаете, что сегодня на уроке зря

потратили время и вы, сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками.



Предварительный просмотр:

                                     С.Есенин «Береза»

Цель-:

образовательная: познакомить учащихся с основными этапами биографии и творчества поэта; показать своеобразие его лирики;

развивающая: развивать воссоздающее и творческое воображение детей, позволяющее адекватно воспринимать художественное произведение;

воспитывающая: приобщать детей к миру поэзии; воспитывать любовь к природе.

 Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.

 

 Средство обучения для учителя: проектор, музыкальный центр, репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

для ученика: учебник «Литературное чтение».

                                                                 

Ход урока

       Ⅰ. Мотивация учебной деятельности

          (учитель поет)

     

   Отговорила  роща золотая

   Березовым, веселым языком,

   И журавли, печально пролетая,

   Уж не жалеют больше ни о ком.

- Кто слышал это музыкальное произведение?

- А кто автор слов этого музыкального произведения?

Ⅱ. Постановка целей, задач и темы урока

-Отгадайте  название стихотворения С. Есенина, с которым мы сегодня познакомимся.

«Это лиственное дерево с белой корой, черными кармашками, зелеными сережками. Является символом России».

- Озвучьте тему урока.

Ⅲ. Первичное усвоение новых знаний

  1. Автобиография поэта (самопрезентация)

  1. Чтение стихотворения учителем

- К какому литературному жанру относится это  

        произведение? - Какие картины открылись вашему    

        мысленному взору  при чтении мною  стихотворения?

- Какие чувства вызывает эта картина у  рассказчика?

      - А у вас?

   

  1. Повторное чтение и анализ содержания

- Давайте вместе проанализируем его.- Какой увидел зимнюю березу поэт? Почему она привлекла его внимание, ведь он часто видел ее из окна? (зачитайте строки)

- В какое время суток поэт увидел березу? - Подтвердите ответ чтением строк из стихотворения. - Какое это было утро?  (ясное, пасмурное .солнечное)  

- Из каких строк это поняли? - Прочитайте первое четверостишие. С чем автор сравнивает снег и почему?                  

 (автор применяет  изобразительное средство –    сравнение).

- Как понимаете смысл «принакрылась»?   (незаконченность действия) - Почему поэт использовал в стихотворении    именно это слово, а не «укрылась»,  «накрылась»? (завершенность)

-Принакрылась снегом» - на самом ли деле так может  быть? (оживление неживых предметов в литературе  называется олицетворением)

- Найдите в стихотворении еще олицетворения («горят снежинки», «обсыпает ветки»)

- С чем сравнивает поэт ветви березы? Почему?       (белая  бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей  у скатерти)

-Как понимаете слова «горят снежинки»?

- О каком золотом огне говорится в стихотворении?

( эпитет)

- Прочитайте, как занимается заря зимой? (лениво)

- Почему?

- Если бы вам предложили написать картину к этому  стихотворению, то какие краски вы бы использовали?

  1. Беседа по репродукции с картины И.Грабаря «Февральская лазурь».

Художник восхищается русской природой и ее символом – могучим великолепием ветвистой березы. Он изобразил ее сильными, контрастными красками, стараясь  применить чистые, несмешанные цвета: белый, синий, зеленый, красный. А небо, чтобы показать его переливчатость, пишет резкими синими полосами по белому фону. Ветви великолепных берез устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.

- Похожи ли березы, изображенные на картине        

     И. Грабаря и в стихотворении С. Есенина?

        - В чем сходство и различие?

Ⅳ.  Первичное закрепление.

    - Каким должен быть темп чтения: быстрым , неторопливым или медленным? (словосочетания «сонная тишина», «заря , лениво обходя кругом» подсказывают, что стихи надо читать певуче, неторопливо).

         

1.Выстукиваем ручкой ритм стихотворения.

2.Выстукиваем интонационную паузу.

3.Групповая работа

   (сочинительская деятельность)                            

                                                                                     АКРОСТИХИ – стихотворения, в которых начальные буквы его строк образуют слово или фразу.

За что березу я люблю,          

А это признак лета!                

Россия – щедрая страна.                                          

   Я песнь пою про это.              

Зазвенела капель!

А ведь это, братцы, апрель!

Речка Волга ждет  ледохода.

Я же жду белоснежного парохода.

 

 4. Разучивание музыкального произведения «Береза»

Слова С.Есенин, музыка О.Фельцмана

            Многие стихи Есенина переложены на музыку:        

«Отговорила роща золотая»

 «Не жалею, не зову, не плачу»

«Над окошком месяц. Под окошком   ветер…»

«Письмо матери»

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

 5.  Прослушивание произведения в исполнении  

      Заслуженной артистки России Галины    

      Ненашевой.

V. Рефлексия

-С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

 ( Я работал с …. настроением)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что вам понравилось?

         

           Сергей Есенин очень любил русскую природу, любил  Русь и людей. «Оттого и дороги мне люди, что живут  со  мною на земле»,- говорил поэт.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...

Стихотворение А.Е. Екимцева Комары Тема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа.

Стихотворение А.Е. Екимцева  КомарыТема: Выявление особенностей стихотворения . Создание веселого художественного образа....

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...

Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень" 2 класс

Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема Ф.И. Тютчев стихотворение "Осень", К.Д.Бальмонт стихотворение "Осень"...

класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...