Конспект урока литературного чтения "Стойкий оловянный солдатик"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения при знакомстве с творчеством Г.Х. Андерсена

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Урок литературного чтения

Класс                   3

Тема:     Сказка Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Предметные цели урока:

а) Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.

б) Формировать умение анализировать прочитанное, развивать общие учебные умения, навыки и способы деятельности (компетенции) в познавательной деятельности, речевой, в работе с информацией, в организации деятельности.

  * Познавательные: содействовать развитию умения работать с текстом, искать информацию,      анализировать и обобщать, приводить доказательства высказанной мысли, строить рассуждения;

   *Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;

  * Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия; оценивать результат;

   *Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

                                                      Ход урока

        I.Организационный момент

 Определение настроения  (выбрать смайлик, который соответствует настроению в начале урока)

 -Я вижу у многих хорошее настроение,  приглашаю вас на урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами.

 (Звучит сказочная мелодия, учитель читает стихотворение)

Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.    
             

II.Актуализация знаний

  • В какой жанр устного народного творчества зовет музыка? (В сказку.)
  • Почему вы так думаете?
  • Как вы думаете , почему мы начинаем урок считалкой?

Речевая разминка

Считалка

- Прочитайте считалку про себя, затем- вслух, передавая интонацию голосом:

 Аты – баты - шли солдаты.

Аты – баты - на базар.

Аты – баты - что купили?

Аты – баты - самовар. (поменять варианты)

  • Кто является героями считалки?

        - Почему я выбрала ее, как думаете?

(Работаем над сказкой Г. Х. Андерсена.)

              III.Самоопределение к деятельности

- Предположите тему урока.

( Мы продолжаем работать над сказкой Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (открыть слайд)

Сказка в гости к нам пришла.

В мир фантазий повела.

Свои знания покажем.

Всё про сказку мы расскажем.

Будем вместе мы читать,

Цель урока достигать!

  1. Работа   группах.

Задание для первой группы:

Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки.

а) Сказка- это научно- фантастическое произведение.

б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные.

в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

 Задание второй  группе:

            Распределите сказки на группы по виду и по авторству.

 

  волшебные                                         по  вид: волшебные, бытовые, о животных

  бытовые

  о животных                                        по авторству: народные и  авторские (литературные)

  литературные

  народные

 поучительные

  богатырские

 смешные

- Оцените свою работу в группе.

  Задание для третьей группы:  

Подчеркнуть  особенности сказок.

( зачин, большой объем, троекратный повтор, волшебные предметы, реальные события, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои)

2)Отчёт о проделанной работе.

Начинает 1 группа - определение сказки.

2  группа - виды сказок.

3 группа - особенности сказки.                    

 Оцените работу в группах

- Используем информацию для нашей  сказки.

- Перед нами произведение Г.- Х. Андерсена.

  • Какая   сказка по виду? (бытовая)
  • По авторству? (литературная)

-   Ребята, как вы понимаете значение слова стойкий? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре.

         IV. Введение в тему

                        1)   Проблемный вопрос.

- Кто является главными героями сказки?

  • О чём эта сказка: о стойкости оловянного солдатика или о любви?
  • У кого какое уже сложилось мнение?
  •  Мы не пришли к единому мнению.
  •  Какова цель нашего урока?

                   2)   Целеполагание

  • Сформулируйте цель урока.

( Попытаться решить на сегодняшнем уроке: О чём эта сказка: о стойкости солдатика или о любви.)

  • Что вы предлагаете для этого сделать? (проанализировать сказку, выбрать слова для характеристики героев, их чувств)
  • Что нам нужно для этого сделать
  • научиться анализировать прочитанное
  • правильно строить ответы
  • выразительно читать текст

               Физминутка:  Встаньте ровненько, ребята.

                                          Пошагайте, как солдаты.

                                          Вправо, влево наклонитесь.

                                          На носочках потянитесь.

                                          Раз рывок, два рывок.

                                          Отдохнул ли ты, дружок?

                                          Помаши кистями дружно

                                          И садись — читать нам нужно.

                    V. Работа над произведением

1.Проектно-исследовательская работа по группам

  • Мы создаем проект «Сказка о.....»

Заполняем страницы проекта, работать будем по группам, у каждой группы свое задание, познакомьтесь с ним.

      1 группа работает с первой частью произведения.

-Прочитает свое задание.

 Прочитать первую часть

Вам предложены слова-характеристики главных героев сказки: солдатика и барышни.

Задание:

1.Выберете слова -характеристики, соответствующие образу солдатика. Подтвердите свой выбор предложениями из текста 1 части сказки.

2.Выберете слова -характеристики, соответствующие образу барышни. Подтвердите свой выбор предложениями из текста 1 части сказки.

3.Разместите слова-характеристики на листе проекта.

2 группа работает со второй частью произведения.

  • Прочитайте свое задание.

Прочитать вторую часть

Из второй части текста выберете предложения, которые характеризуют тролля и составьте слова-характеристики.

3 группа работает с третьей частью

Прочитать третью часть

1.Найти слова, словосочетания в третьей части  текста, которые характеризуют поведение солдатика во время опасностей.

2.Каким вы видите в этот момент солдатика?

3.Запишите слова-характеристики, соответствующие его поведению на листке проекта.

  1. Анализ проделанной работы.

1 группа представляет свою часть проекта (читает слова — характеристики солдатика и танцовщицы)

            -Что привлекало солдатика и барышню в друг друге?

            -Что их сближало?

          -О чем мечтает наш солдатик в первой части?

2 группа представляет свою часть проекта (читает слова — характеристики тролля)

(после анализа образа тролля - Что объединяет тролля и солдатика?

-Обратимся к 3 части текста:

             3 группа представляет свою часть проекта (характеристика солдатика в минуту опасности

-О чем мечтает солдатик в минуту опасности?

 Оцените работу в группах

3. Ребята, предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма и ответить на вопрос:

  • Как получилось, что солдатик опять оказался в том же доме?
  • Что вернуло его?
  • Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей?
  • Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей? (прочитайте)

( «тронут встречей и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»).

  •  О чём это говорит?

(о любви солдатика и танцовщицы)

            Оцените свою работу в группе

4.Подведение итогов

  • Какое чувство у вас осталось после чтения сказки ? Но мы прочувствовали, светлую улыбку автора. Как вы думаете, почему?- любовь победила.
  • Что нашла горничная утром?
  • Что символизируют эти предметы?

  • О чём сказка Андерсена: о стойкости оловянного солдатика или о любви?

Сказка о ….   любви

  • (Сильное настоящее чувство любви солдатика к танцовщице, помогло ему преодолеть все трудности и испытания.
  • Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик объединился с танцовщицей после смерти.)
  • Стойкость солдатика- это сила духа и «подпитывалась» она любовью к танцовщице.

-А что произошло с троллем? Почему?

     5.     Рефлексия

     ----  Ребята, перед вами лежат сердечки

Напишите на сердечках слова , которые приходят вам на ум после работы над сказкой.

(сострадание, сопереживание, сочувствие ,жалость, тревога, желание помочь, радость, светлая улыбка, любовь)

  1. Домашнее задание:

1) Составить сиквейн по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

2) Составить четверостишие по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

       VII.     Определите настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

конспект урока литературного чтения по теме: Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

Урок литературного чтения по теме: "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств" по сказке Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения "Х. К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"" (3 класс УМК Планета знаний)

Материал содержит три конспекта, т.к. на изучение этого произведения отводится три часа....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи  урока:·         Рассказа...