Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка".
план-конспект урока по чтению

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00154530-caf762e5.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

«Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»

Цели: познакомить с новым произведением С. Есенина; обогащать словарный запас; обучать правильному, выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.

Планируемые результаты:

 предметные: умения прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

 метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

 личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг С. Есенина, портрет поэта, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о любви к природе, чуткому и бережному отношению ко всему живому.

Урок начнём с чтения наизусть стихотворения Н. Рубцова «Сентябрь»

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она! 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

 - Конечно, вы догадались о ком это стихотворение. (Сергей Есенин.)

 - Какие стихи С. Есенина мы уже учили или читали? Бабушкины сказки. Берёза. Черёмуха.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А. Есенина. Что вы знаете о Есенине?

IV. Работа по теме урока. Знакомство с жизнью и творчеством С. А. Есенина.

     1.С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. 

     2.Родители Есенина были бедные крестьяне.

     3.У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

     4.Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

     5.В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

 Хотелось ему и самому сочинять, и он писал стихи, подражая частушкам. Некоторые были с плохим концом, он их переделывал на свой лад.

    6.Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

     7.Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

- Основная тема творчества Есенина – тема Родины.

 - Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все –  деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

V. Подготовка к восприятию стихотворения.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

-В каких произведениях  встречается эта птица? 

- Чтобы вы ещё хотели узнать на уроке и чему научиться?

(Научиться выразительно, читать это стихотворение, отвечать на вопросы, работать самостоятельно и в группах, находить в нём красивые слова, узнать, почему Есенин написал это стихотворение, знать правила выразительного чтения)

 Настрой на слушание стихотворения.

- Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

-Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.

V. Физкультминутка

VI. Работа над стихотворением «Лебедушка».

(Чтение стихотворения на с. 120-125 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебник 

А) Обмен впечатлениями.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грустное, печальное, тревожное.)

- Кто главные герои стихотворения? 

 - Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

-Сейчас мы будем читать стихотворение, и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов.

Б) Анализ произведения.

 Прочитаем с 1 по 11 строфы. 

- Какие картины природы рисует поэт?

(Подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен эпитетами, сравнениями, олицетворениями.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Вспомним, что такое олицетворение? ( Олицетворение- наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ.)

-Найдите олицетворения («…зорюшка рассыпала…лучи…», «камыши …шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы…улыбались дню весёлому» и др.)

-Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю красоту природы.)

Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

В). Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся (эпитеты: покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебедушка, колечки изумрудные и др.;

 - Где встречались с такими эпитетами? (В сказках, в былинах)

Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества

- Что напоминает вам это стихотворение? На что оно похоже?

 (Это стихотворение напоминает народную песню или сказку.)

- Какие действия можно отнести к лебёдушке?

Не чуяла, дозорила.

-  Подберите синонимы к слову дозорила, не чувствовала.

- не чуяла – не чувствовала;

- дозорила – стерегла, охраняла; 

К лебежатушкам?

- хоронились – прятались;

-  Как автор показывает, что она была хорошей матерью?

-  Как автор называет ее детей? (Лебежатушки, детки малые, ватага стройная.)

Ватага – шумная толпа

Изумрудный – ярко-зелёный

-  Послушайте объяснение фразеологизмов.

ЛЕБЕДИНАЯ ПОСТУПЬ - плавная, величавая.

ЛЕБЕДИНАЯ ШЕЯ - стройная, гибкая.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ - чье-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта (от поверья, что лебедь поет раз в жизни — перед смертью).

ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ — семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить почти до 100 лет

Прочитаем 12, 13, 14 строфы.

- Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками?

- С чем сравнивается лебедь?

- Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (Образ мамы)

- А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)

     Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как лебедь оберегала своих детей.

-  Какие враги есть у лебедей?

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы).

- Как автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?

Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

 - Какая часть речи преобладает? (Глагол).

-  Почему? (Чтобы показать действия орла, его жестокость, стремительность).

- Замените слово “доблестный” синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

- Птица была отважной, смелой, храброй.

- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)

- Как она себя вела? (23 строфа). Как защищала своих детей?

- Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы). Самым трагическим?

- Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

- Как вы относитесь к Лебедушке?

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

 VII. Работа над цветописью и звукописью.

 Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Мы попытались передать свои чувства через цветовую гамму.

Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук<р>. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук <р>.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой. А такие балерины как Майя Плисецкая, Анастасия Волочкова изобразили красоту птицы на сцене.

VIII. Работа над выразительностью чтения.

- Каким вы услышали чтение этого стихотворения? (Нараспев)

- В каких жанрах встречались с таким чтением? (В былинах)

Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

ВЫВОД:

- Давайте, сделаем вывод, с помощью чего можно передать свои чувства? (Наши чувства можно передавать не только словами, но и при помощи красок и музыки).

IX. Первичное закрепление.

А) Деление текста на части

 На какие части можно разделить стихотворение?

1. Описание природы.

2. Прогулка Лебёдушки с лебежатами.

3. Появление орла.

4. Смерть Лебёдушки.

Б) Работа с “сундучком размышлений”. (ВОПРОС- ОТВЕТ)

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Людей, размышляющих о жизни, называют философами. Давайте и мы с вами на несколько минут превратимся в философов. Все вопросы - в “сундучке размышлений”. Дети достают листочки с вопросами и задают друг другу вопросы из “сундучка размышлений”:

Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (чувство любви, самоотверженности, самопожертвования…)

Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор в своем произведении? (образ мамы)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (она их любит, это частичка ее самой)

Как вы относитесь к Лебедушке? (меня трогает эта преданность своим детям)

Восхищает ли вас Лебедушка своим поступком? (она восхищает своей смелостью, пожертвованием собой, своей жизнью, ради спасения жизни своих детей).

В) Игра «Если бы я был волшебником»

Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

X. Работа в группе над содержанием текста

- Сейчас поработаем в группах.

- Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста (Раздать карточки).

Задание для группы № 1.

1.Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.

2.  Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.

3. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

4.Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.

Задание для группы №2


1.Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.


2.Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол,
Г) орёл.

3.Как лебёдушка заметила опасность?
А) услышала крик,
Б) услышала приближающийся шум,
В) увидела отражение крыльев орла в воде,
Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

4.Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?
А) спрятала их под крылья,
Б) спрятала их в траве,
В) спрятала их под корягой.


Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

Общий вопрос.

- Чем закончилось стихотворение?
А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,
Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,
В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,
Г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, не спасся только один лебежонок. 

- Какие два образа противопоставлены в данном произведении?

Лебёдушка Орёл.
- Ребята, спасибо за работу.

XI. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, как вы считаете, с какой целью Есенин написал это стихотворение?

Выберите подходящий ответ и аргументируйте его.   Начните свой ответ 

Я считаю:

Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

Чтобы привлечь внимание к красоте природы;

Чтобы вызвать взаимное сопереживание;

Чтобы передать свою грусть.

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту природы, учит сопереживать, сострадать)

Обратимся к эпиграфу урокаСЛАЙД

Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол рвануло бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить да жить на белом свете - я в ответе

- Как вы понимаете эти слова?

- Какую главную мысль унесёте вы с урока?

(Мы в ответе за всё живое на нашей планете. А. де Сент — Экзюпери)

XII. Итог урока. Выставление оценок.

- Чем вас поразил урок?

- В чем же сила есенинской лирики и стихотворения «Лебёдушка»? Потрясла смерть Лебёдушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

- О чём заставил задуматься?

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил стихотворение, ведь он не любил истории с плохим концом?

 (Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям)

- Чему вы научились на уроке?

-Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

- Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!

- Довольны ли вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

XIII. Домашнее задание.

Стр. 120-125, подготовить выразительное чтение (по желанию выучить отрывок наизусть);

- Закончить урок мне хочется словами:

Друзья, учитесь верности у Лебедей!

Любите так, как любят эти птицы!

Ведь если взять вселенную,

Ни с чем любовь такая не сравнится.

Они не люди, но какая стать,

Какая нежность, преданность друг другу,

Их чувство невозможно передать,

Оно подобно истинному чуду!

Краткий обзор биографии С.А. Есенина

24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:                              

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

А в ночь с 27 на 28 декабря его не стало...

Замечательные стихи поэта — остались.

Я считаю:

Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

Чтобы привлечь внимание к красоте природы;

Чтобы вызвать взаимное сопереживание;

Чтобы передать свою грусть.

Я считаю:

Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

Чтобы привлечь внимание к красоте природы;

Чтобы вызвать взаимное сопереживание;

Чтобы передать свою грусть.

Я считаю:

Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

Чтобы привлечь внимание к красоте природы;

Чтобы вызвать взаимное сопереживание;

Чтобы передать свою грусть.

Я считаю:

Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

Чтобы привлечь внимание к красоте природы;

Чтобы вызвать взаимное сопереживание;

Чтобы передать свою грусть.

Я считаю:

Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;

Чтобы привлечь внимание к красоте природы;

Чтобы вызвать взаимное сопереживание;

Чтобы передать свою грусть.

1.Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

(чувство любви, самоотверженности, самопожертвования)

2.Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор в своем произведении?

 (образ мамы)

3.А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

(она их любит, это частичка ее самой)

4.Как вы относитесь к Лебедушке? 

(меня трогает эта преданность своим детям)

5.Восхищает ли вас Лебедушка своим поступком?

(она восхищает своей смелостью, пожертвованием собой, своей жизнью, ради спасения жизни своих детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Агния Барто стихотворения "Верёвочка", "Мы не заметили жука"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Агния Барто стихотворения "Верёвочка", "Мы не заметили жука"...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс УМК "ПНШ" "Рифма и смысл стихотворения"

Цели деятельности учителя: формирование представления о том, что  такое «рифма» на основе сказки Н. Носова «Приключения Незнайки», развитие умения находить рифму в стихотв...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"

Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...