Рабочая программа по Адыгейской литературе
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Кириченко Альбина Вячеславовна

Рабочая  программа по Адыгейской литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\-=АЛЬБИНА=-\АЛЬБИНА\4.jpeg

Пояснительная записка

        Рабочая  программа по Адыгейской литературе для II - IV классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом обучающихся составлена  на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
  2. Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
  4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
  5. Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2018 – 2019 учебный год;

Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:

  1. Наша Республика Адыгея.
  2. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
  3. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
  4. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1.Адыгея моя

8

2. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры

14

3. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

31

4. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея

15

Итого

68 часов

Коли-

чество часов

Тематическое планирование разделов курса и последовательность его изучения

8 часов

Адыгея – Родина моя.

Произведения:

Гадагатль А. «Адыгея моя»

Машбаш И. «Не спорю»

Чуяко Дж. «Добрый обычай»

Салов Е. «Оштен», «Радада»

Паранук М. «Родной язык»

Нехай Р. «Мой адыгейский язык»

14 часов

Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.

Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.

Пословицы и поговорки о животных, о добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.

Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода». Произведения из адыгейского нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая  стрела нарта Тлепша», «Легенда о трёх камнях», «Нарты Тлепш и Худимидж».

Национальные игры: «Птичка из бузины», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одноц ноге», «Прыжок лягушки», «Отбирание головных уборов».

31 час

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.

Литературные сказки.

Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко»

Гадагатль А. «Петух-хвастун»

Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея

Машбаш И. «Черкеска

Паранук М. «Родной язык»

Беретарь Х. «Имя твоё»

Жанэ К. «Адыг в Москве»

Чуяко Дж. «Степной простор», «Добрый обычай»

Кесебежев К. «Нашей матери»

Крючков Ю. «Слово о маме»

Чуяко Ю. «Берегите лес» (отрывок из повести «Чужая боль»)

Салов Е. «Лаго-Наки»

Чамоков Д. «Ты мне мать и отец»

Произведения о временах года

Машбаш И. «Поющая синева»

Нехай Р. «Ночной дождь»

Чуяко Дж. «Ласточка»

Салов Е. «Даховская мозаика»

Хурумов Х. «Родник»

Произведения о замечательных людях и их профессиях

Жанэ К. «Гармонистка», «Ашуг», «Слово о Шевченко»

Произведения о войне и мире.

Багов Н. «Победитель»

Костанов Д. «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»)

Жанэ К. «Это было в бою, это было зимой»

Крючков Ю. «Память»

15 часов

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея

Загадки о растениях, животных, явлениях природы.

Пословицы о труде, профессиях, мужестве, честности, уме, добре, зле.

Стихотворения:

Пушкин А.С. «Птичка»

Хачатрян П. «Армянский язык»

Балкарова Ф. «Я дочь Кавказа»

Мурадян С. «Мама и весна»

Далиль М. «Колыбельная дочери»

Сказки о животных, людях и их профессиях:

«Пастушья дудочка» (русская сказка)

«Лиса и собака», «Волк и перепёлка» (кабардинские сказки)

«Как барин коней высиживал» (греческая сказка)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Предметные результаты:

•  осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

•  понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

•  применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

•  составлять план к прочитанному (краткий, картинный);

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

•  работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической   (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

•  уметь слушать, осознанно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

•  осуществлять поиск необходимой информации в художественных, научно-познавательных и учебных произведениях, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

•  давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

•  формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, «читательскую самостоятельность».

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,

называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя)оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

      анализировать смысл названия произведения;

пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов;

читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

пересказывать текст небольшого объема;

использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:

различать сказку о животных и волшебную сказку;

определять особенности волшебной сказки;

 различать сказку и рассказ;

     обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);

понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу, звукопись, контраст, повтор);

обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

        читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

 рассматривать иллюстрации в учебнике  и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

план

Дата

 факт

Тема

Д/З

Адыгея моя (8)

Государственная символика России и Адыгеи. А. Гадагатль «Адыгея моя». Адыгея – Родина моя.

С.3-4, наизусть

Малая родина глазами И. Машбаша «Не спорю».

С.4-5, чтение,?

Кавказские горы.  Е. Салов «Оштен».

С.6, отрывок наиз.

Тема гордости за свой народ в стихотворении И. Машбаша «Адыги».

С.6-8, отрывок наизусть, ?

Обычаи и традиции. Дж. Чуяко «Добрый обычай».

С.8-9, вопросы

Что значит «Родной язык»? М. Паранук «Родной язык».

С.9-11, вопросы

Описание чувства гордости в стихотворении Р. Нехая «Мой адыгейский язык».

С.12-13, вопросы

Тема мира и добра в стихотворении М. Меджажева «Моя Адыгея»

С.13-14, вопросы

Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (14)

Произведения адыгейского народного творчества. Загадки.

С.15-16, загадки с рисунком

Пословицы и поговорки адыгского народа.

С.16 пословицы наизусть, объяснен

Напевы и песни адыгского народа.

Сообщ. «О чём поют в Адыгее?»

Тема доброты и сердечности в сказке «Добрая девушка».

С.16-22, чтение по ролям

Составление характеристик главных героев произведения «Добрая девушка».

С.16-22, вопросы, пересказ

У страха глаза велики. Сказка «Дикий кот, лиса, волк и медведь».

С.22-27, чтение, пересказ

Тема благородства в произведении «Нарт Шэуай на скачках».

С.27-31 чтение

Характеристика героев сказки  «Нарт Шэуай на скачках».

С.27-31 чтение, пересказ

Тема зависти и злобы в сказке «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша».

С.31-34, чтение, пересказ

Тема сообразительности  в сказке «Клещи Тлепша»

С.34-35 чтение, пересказ

Тема гостеприимства в сказке «Тлепш и Худимиж».

С.36-38, чтение, пересказ

Тема смелости в легендах о нартах.

Чтение по выбору

Национальные игры «Кот охотник», «Прыжок лягушки», «Птичка из бузины».

С.38-41 правила игры

  1. .

Национальные игры «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов».

С.41-44 правила игры

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (31)

Тема щедрости и жадности в сказке Х. Панеша «Птичка и арбузное семечко»  

С.45-56 выразительное чтение

Деление сказкиХ.Панеша «Птичка и арбузное семечко» на части. Составление плана.

Чтение по выбору

Образ малой родины в стихотворении  Х. Беретаря «Имя твоё».

С.56 выразительное чтение

Тема дружбы в стихотворении К. Жанэ «Адыг в Москве».Россия – Родина моя! Дж. Чуяко «Степной простор».

С.57-59 выраз. чтение по выбору

Братья наши меньшие. Е. Салов «Медовый ведун», «Лесной чемпион». Что такое хорошо и что такое плохо? Дж.Чуяко «Две дудки».

С.61-64 наизусть по выбору

Красоты  Адыгеи    Е. Салов  «Лагонаки».

Д. Чамокова «Ты мне мать и отец».

С.65 наизусть

Народные ценности.  Нехай «Адыгейский стол». К. Жанэ «И не то ещё увидишь». И. Машбаш «Черкеска».

Выразительное чтение по выбору

Поговорим о маме. К. Кесебежева «Нашей матери».  Д. Костанов «В годы войны» (из романа  «Белая кувшинка»).

С.68-69 выраз.чтен

С.70-71 чтение пересказ

Поговорим о войне. К. Жанэ «Это было в бою…», Е. Салов «Орлиная тоска».

С.72-74 выразит.чтение

Обычаи предков. Р.Нехай «Нарты», К. Жанэ «Гость».

С.75-77 выраз. чтение

Тема дружбы в стихотворении Р. Нехай «Друг».

С.78-80 выраз. чт

Передача настроения и чувства стихотворения К. Жанэ «Я дарю людям песни».

С.80 наизусть

Дети – герои. Н. Багов «Победитель». Дружба проверяется веками. К. Жанэ «Дружба».

С.81-86 выраз. Чтен по выбору

Повесть «Чужая боль. Симсура».

С.86-87 чтение, пересказ

Изобразительные средства языка в произведениях  Е. Салова «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоньки».

С.88-89 наизусть по выбору

Старость мудростью сильна. К. Жанэ «Тост»

С.89-90 выразит.чтен.

Ю. Крючков «Слово маме».

С.91 наизусть

Тема бережного отношения к воде в стихотворении К. Жанэ «Реченька – речка».

С.92—93 выразит.чтение

Рисование словесных картин. Н. Куёк «Ким и дождь».

С.93-96 выразит.чт

Пернатые друзья. Х. Андрухаев «Ласточка».

С.97 наизусть

И. Машбаш «Радость счастливой ласточки».

С.98 наизусть

Анализ стихотворения К. Жанэ «Подарок».

С.99 наизусть

Воспоминания о великих людях Адыгеи. К. Жанэ«Ашуг».

С.100-102 выразит.чтение

Воспоминания о великих людях Адыгеи. К. Жанэ «Слово о Шевченко».

С.102-103 наизусть

Делу время – потехе час. Х. Хурумов «Принимаю вызов».

С.103 выразит.чтение

Весёлые стишки  Х. Панеша «Беч учится плавать»

С.104-105, чтение по ролям

Анализ стихотворения Х. Панеша «День начинается с добра…» Мудрые советы старших. Х. Хурумов  «Родник».

С.105-106 наизусть по выбору

Вестники весны. Дж. Чуяко «Ласточка».

С.107 наизусть

Весенние стихи. И. Машбаш «Поющая синева», Любовь к живому. Р. Нехай «Как красив жеребёнок…

с.108, 111 наизусть по выбору

Весёлые стихи. Х. Панеш «Что за зверь?»

С.109-110 выразит.чтение

Анализ стихотворения Р. Нехая «Ночной дождь»

С.111-112 выразит.чтение

Загадки народов Республики Адыгея.

С.113-117, загадки, иллюстр-отгадки к ним

Пословицы народов Республики Адыгея.

С.117-118 объяснение смысла

Сказки. Тема жадности  и смекалки  в русской народной сказке «Пастушья дудочка».

С.118-124 чтение пересказ

Характеристика героев произведения   «Портной, медведь и бесёнок»

С.125-130 чтение

Характеристика героев произведения   «Портной, медведь и бесёнок»

С.125-130 чтение, пересказ

Высмеивание глупости в кабардинской сказке «Глупый волк».

С.130-133 чтение, пересказ

Тема глупости в кабардинской сказке «Лиса и собака»

С.133—134

Поговорим о находчивости. Армянская сказка «Как одурачили царя».

С.134-137

За добро добром платят. Кабардинская сказка «Волк и перепёлка». Какими качествами должен обладать человек? Адыгская сказка «Острый ум и ловкие руки»

С.137-140 чтение пересказ по группам

 Тема семейных ценностей в абхазской сказке «Кому подарить бешмет?»

С.140-144

Высмеивание зависти в сказке «Как барин коней высиживал»

С.144-146

Тема Родины в стихотворениях А. Пушкина «Птичка», П. Хачатряна «Армянский язык».

С.146-147 наизусть

Малая Родина глазами Ф. Балкаровой «Я дочь Кавказа»

С.147-148

Поговорим о маме. С. Мурадян «Мама и весна». М. Джамиль «Колыбельная дочери».

С.149-151

Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыплёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....

Рабочая программа по адыгейской литературе в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по адыгейской литературе (Ситимова) 2 класс...

Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс

Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...

"Адыгейская литература"

Рабочая программа по адыгейской литературе разработана для 4 класса....

Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"

Основная цель программы:получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...

Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...

Рабочая программа "Адыгейская литература", 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе (3 класс) по учебнику С.С.Ситимовой, А.б.Чуяко "Родные просторы"....