Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Бароян Светлана Николаевна

Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом .Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также  произведения поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учётом возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 25»

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

Протокол № _____  

Зам.  директора по УМР

Директор школы

на заседании  МО

начальных классов от

___________ Бардюг И.М.

___________ Грахова Т. А.

«___» __________ 2013 г.

«___»___________ 2013 г.

«____»___________ 2013г.

Руководитель МО

__________ Сафаргалеева Е.И.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному курсу Адыгейская литература»

(автор:А.Б.Чуяко )

для 2 класса

на 2013-2014 уч. год

УМК «Школа России»

Разработчик:Бароян С.Н.

                 

Пояснительная записка.

     Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
В основу программы положены идейно-тематический, эстетический, отчасти сезонный и хронологический принципы.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей. Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской,  Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на  основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;

Задачи:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
  •  приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
  • развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.

 Место курса в учебном плане

 Во 2 классе на уроке  адыгейской литературе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии адыгейской природы,  культуры и религии;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре адыгского народа, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей.

Планируемые результаты

Ученик научится:

1) знать\ понимать:

  • названия, основное содержание изученных адыгейских произведений, их авторов;
  • жанры детской художественной литературы (приводить примеры адыгейских сказок, басен, рассказов);

2) уметь:

  • читать осознанно текст;
  • определять тему и главную мысль;
  • пересказывать текст;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)

Ученик получит возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг,
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении,
  • работы с разными источниками информации.

Содержание деятельности.

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа для каждого класса состоит из следующих разделов: 
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.

К концу второго класса учащиеся должны знать:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и просмотре) содержание различных видов текстов, аудио-, видео- и гипермедиа-сообщений, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному, увиденному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту, аудио- или видео-сообщению;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения (включая компьютерные способы коммуникации), соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

                           
I. Наша Республика Адыгея (4 ч.)
 
Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.
Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (22 ч.) 
1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
2.
Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.
3.
Сказки и сказания  о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.: «Старый кот и мыши»,  «Дружная компания»,  «Шапка небылиц», «Злая мачеха»,  «Слава на долгие века».
4.
Произведения из адыгейского нартского эпоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
5. Национальные игры.
Общеразвивающие адыгейские национальные игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность.: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (34 ч.) 
1. Литературные сказки.
Литературные сказки и их особенности.
Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
2. Моя семья.
Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»; Жанэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушки»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник».

З. Мир вокруг нас.
Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
Произведения: Чуяко дж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; Жанэ
К. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
4. Наше детство.
Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался»,  «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
5. Уважаем и  помогаем старшим.
Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи.
Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
I. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.
(Для внеклассного чтения)
 
1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
З. Сказки о животных, бытовые сказки:
Лиса и тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), «Как одурачили  царя» (армянская сказка), «Волк и  перепелка» (кабардинская сказка)

               

Тематическое планирование

2 класс (68 ч.)

№ п\п

Дата

Факт

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Наша Республика Адыгея.

С. Яхутль «Адыгея родная моя».

Осмысление заголовка произведения, его связи  с содержанием произведения,его главной мыслью.Составление вариантов заглавия,выбор наиболее подходящего заголовка.Ответы на вопросы к тексту произведения.

Деление текста на части.Озаглавливание частей.

Формирование основной мысли текста.

Формирования внимания к авторскому слову,размышление почему автор выбрал именно это слово.

Выражение своего отношения к героям ,событиям.

Обучения подроброму пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов. Выборочный пересказ,составление устных рассказов.

Развивать навыки чтения по ролям,умение оценивать поступки героев.

Познакомить с адыгейскими играми.

Познакомить с творчеством адыгейских поэтов.Разучивать стихотворения,развивать навыки чтения.

Л-01

Л-03

Л-07

Л-08

Л-09

Л-10

Л-12

Л-13

Л-22

Ч1-01

Ч1-02

Ч2-02

Ч2-07

Р-01

Р-06

Р-14

П-01

П-19

К. Жане «Так с Адыгее говорят».

Н. Куек «Мальчик в черкеске».

Р.Нехай. «Моя мать и мой язык»..

Ц.Теучеж.Пшиш.

М.Тлехас. Моя земля.

Загадки.Пословицы.

Сказки.Старый кот и мыши.

Петух хвастун.

Дружная компания.

Шапка-небылица.

Злая мачеха.

Злая мачеха.

Слава на долгие века.

В гостях у старого нарта.

Как появились камыль и пхачич.

Национальные игры.

М.Паранук.Лиса и журавль.

М.Паранук. Кто сильнее?

Т.Керашев.Джегу.

Х.Панеш. Осень.

К.Жанэ.Спор.

М.Паранук. Кто позабыл родной язык.

Практическое знакомство с литературными сказками.Сказка:сказочные приметы,зачин,концовка,троекратный повтор,эпитеты.

Нахождения в тексте материала для характеристики героя,поступков героя,авторское отношение к нему.

Познакомить со стихотворениями  адыгейских поэтов.Развивать речь,память,навыки чтения,образное мышление, прививать любовь к природе,

Познакомить с рассказами К.Жанэ.Развивать навыки чтения,умение оценивать поступки героев.

Умения анализировать текст,отвечать на вопросы.

Воспитание ребёнка в адыгейской семье вежливости,гостеприимства,красноречия.Познакомить с рассказами адыгейских писателей.Развиватьумения передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части.

Развивать навыки чтения и пересказа. Умение определять главную мысль текста.Умения анализировать прочитанное.

Развивать навыки чтения, память,развивать творческие способности.Умение переводить зрительную информацию в словесную.,находить отрывки по вопросам.

Прививать любовь к природе.Развивать речь,образное мышление,умение  работать в группах.

Познакомить с пословицами,сказками.Обогащать словарный запас.Прививать интнрес к устному народному творчеству.Познакомить с русской народной сказкой.Развивать речь,память,навыки чтения.

Развивать творческие способности.Выявить уровень сформированности навыков чтения.

Познакомить с рассказом.Выражение своего отношения к героям,событиям.Умения пересказывать текст,отвечать на вопросы.

Умение анализировать произведения,развивать навыки чтения,выражать своё отношение к прочитанному.

Л-07,Л-08,Л-09,Л-17,Ч1-01,Ч1-02,Ч1-03Ч2-01,Р-09,Р-16,П-06,П-11,Ч2-06,П-14П-18,П-23,Ч3-01,Ч3-02,Ч3-03,П-23К-02.К-03,К-17,К-19.

И.Машбаш.Живи,добро верши.

И.Машбаш. Общий двор.

Дж. Чуяко. Прилежный мальчик.

М.Паранук. Случай на улице.

Дж.Чуяко. «Про котёнка.».

Дж.Чуяко. «Снеговик.»

К.Жанэ.Как я согрелся.

Н.Куёк. «Снежинки,Снег.»,

К. Жанэ «Как Нурдин испугался..

К. Жанэ «Почему я люблю закрывать глаза.

Н.Куёк.Сколько рук у дедушки.

Н.Куёк. «Лужи.»

Х.Панеш. «Я сам.».

Р.Нехай. «Добрый старик.».

К. Жанэ. «Колыбельная.»

А.Гадагаль. «Вот какой он странный.»

К.Жанэ . «Как внуки запутали бабушку.».

Н.Чуяко. «Что приключилось со стрекозой.».

Р.Нехай. «Брось в землю зерно.».

К. Жанэ «Мой пирог.».

К. Жанэ . «Вышивала Фатимет».

А. Гадагатль «Мамин помощник».

А. Гадагатль «Мамин помощник».

К. Жанэ «Мишкины штанишки».

Дж. Чуяко «Милей всего».

К. Жанэ «Старый пастух».

Дж. Чуяко «Эта бабушка не чужая».

Дж. Чуяко «Гром», Р. Ачмиз «А солнышко решило».

Х. Панеш «После дождя».

Н. Куек «Луна и Солнце».

Н. Куек «Песенка».

А. Гадагатль «Погоди-ка, малыш!».

Загадки.

Пословицы.

Сказки.

Лиса и тетерев (русская сказка).

Завещание (русская сказка).

 Завещание.Пересказ.

Г. Габриелян «Петрос и бабушка».

Ш. Галиев «Почему не ругается мама?».

Ф. Балкарова «Эльбрус».

Н. Носов «Заплатка».

Л-02,Л-07,Л-09,Л-23,Ч1-01,Ч1-02,Ч2-03

Н. Носов «Заплатка». Пересказ.

А. Алиш «Два петуха».

А.Алиш. « Два петуха».Пересказ.

68.

А.Алиш . «Два петуха ».

Умение оценивать поступки героев,делитьтекст на части.

Книгопечатная продукция учебного предмета

  • А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения.2 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
  • Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
  • Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
  • Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
  • З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....

Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"

Основная цель программы:получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...

Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...

Рабочая программа "Адыгейская литература", 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе (3 класс) по учебнику С.С.Ситимовой, А.б.Чуяко "Родные просторы"....

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....

контрольное тестирование по адыгейской литературе в 9 классе.

- определить  объем  знаний  по  адыгейской  литературе.           -  пробить  интерес  к литературе  в ч...

Рабочая программа "Адыгейская литература", 2 класс

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса...