Рабочая программа "Адыгейская литература", 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адыгейская литература, 2 класс158 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по предмету «Адыгейская литература» для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
  • Приказ МО и Н РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • Приказ МО и Н РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письмо МО и Н РФ от 28.10.2015 г №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  • Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко
  • Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2015-2016 учебный год
  • Программа по предмету «Адыгейская литература».

УМК: С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко, «Родные просторы», Майкоп: Качество,2013 г.

        

Учебный план МБОУ СОШ №8 им. В.Солдатенко на 2015-2016 учебный год отводит 70 часов для образовательного изучения «Адыгейской литературы» во 2 классе из расчёта 2 часа в неделю.

В соответствии с этим предмет  реализуется в объеме 70 часов в год из расчета 35 учебных недель.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на  основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи:  
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Основное содержание учебного предмета «Адыгейская литература»

  1. Наша Республика Адыгея
    Название республики, ее столица; народы, живущие в Адыгее, адыгейские имена, адыгейская национальная одежда; сельское хозяйство, промышленность, полезные ископаемые, образование.  
    Произведения: Яхутль С. «Адыгея родная моя», Жанэ К. «Так в Адыгее говорят», Куёк Н. «Мальчик в черкеске», Паранук М. «Кто позабыл родной язык». Машбаш И. «Живи, добро верши», «Общий двор».
  2. Адыгейское народное творчество и национальные игры
    1. Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.
    2.
    Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности,  дружбе, добре, зле, семейных традициях.
    3.
    Сказки и сказания  о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности: «Старый кот и мыши»,  «Дружная компания»,  «Шапка небылиц», «Злая мачеха»,  «Слава на долгие века».
    4.
    Произведения из адыгейского нартского эпоса: « В гостях у старого нарта», « О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка», «Ашамез и Кунууд», «Ток Тхагалиджа», «Как появились камыль и пхачич».
    5. Национальные игры.
    Общеразвивающие адыгейские национальные  игры на быстроту, внимательность, смекалку, точность: «Прятки», «Меткий стрелок», «Всадник», «Бегать».
  3.  Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея  
    1. Литературные сказки.
    Литературные сказки и их особенности.
    Литературные сказки о животных: Паранук М. «Лиса и журавль», «Кто сильнее».
    2. Моя семья.
    Произведения о родном языке, родителях, вежливости, воспитании в семье, правилах общественного поведения: Паранук М. «Кто позабыл родной язык», «Случай на улице»; Жаяэ К. «Спор», «Как внуки запутали бабушку»; Куёк Н. «Сколько рук у дедушкю»; Чуяко Дж. «Эта бабушка не чужая»; Нехай Р. «Добрый старик»; Гадагатль А. «Мамин помощник». З. Мир вокруг нас.
    Загадки, пословицы, литературные произведения о временах года и их явлениях, о трудовой деятельности людей, о жизни птиц и домашних животных.
    Произведения: Панеш Х. «Осень»; Чуяко дж. «Прилежный мальчик», «Снеговик», «Гром»; Жанэ
    К. «Как я согрелся», «Сад»; Куёк Н. «Снег»; Ачмиз Р. «А солнышко решило»; Салон Е. «Князь леса».
    4. Наше детство.
    Произведения поэтов и писателей Адыгеи о детях, о детских забавах, о воспитании ребенка в адыгейской семье вежливости, гостеприимства, красноречия.
    Произведения: Жанэ К. «Как Нурдин испугался»,  «Вышивала Фатимет»; Чуяко Дж. «Про котенка»; Нехай Р. «Я сам».
    5. Уважаем и  помогаем старшим.
    Адыгейские пословицы и литературные произведения о вежливости, труде, помощи и взаимопомощи, об элементах адыгагьэ.
    Произведения: Жанэ К. «Старый петух», «Мой пирог»; Нехай Р. «Добрый старик».
  4.   Загадки, пословицы, сказки, стихотворения в рассказы народов Республики Адыгея.  
    1. Загадки о фруктах, овощах, животных.
    2. Пословицы о труде, дружбе, мудрости, уме, честности, добре, зле.
    З. Сказки о животных, бытовые сказки:
    Лиса и тетерев (русская сказка), Завещание (русская сказка), Как одурачили  царя (армянская сказка), Волк и  перепелка (кабардинская сказка)

Тематическое планирование учебного предмета

 «Адыгейская литература», 2 класс (70ч)

Содержание

Кол-во ч.

1

Наша Республика Адыгея

5 ч

2

Адыгейское народное творчество и национальные игры

20 ч

3

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

35 ч

4

Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов        Республики Адыгея

10 ч

Итого

70ч

                   

 Календарно-тематическое планирование уроков

АДЫГЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 2 класс  (70ч)

Дата

Тема урока

Д/З

I.Наша Республика Адыгея (5 ч.)

1.

Моя Адыгея.  Яхутль С.М.  «Адыгея родная моя».

С. 4-5 наизусть

2.

Майкоп- столица Адыгеи.

Рисунок «моя Адыгея»

3.

Народы, живущие в Адыгее. Жанэ К. «Так в Адыгее говорят»

С. 5-6 выразительно читать

4.

Адыгейская национальная одежда. Куёк Н. «Мальчик в черкеске»

С. 7 отвечать на вопросы

5.

Адыгейские имена. Легенды Адыгеи.

Рассказ о местах Адыгеи, в которых побывал

II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (20 ч.)

6.

 Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.

Найти загадки о явлениях природы

7.

8

 Пословицы  и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде.                                                        Резерв

С. 8-9, вопрос 1

9

Сказки и сказания. Сказка «Старый кот и мыши».

С. 9-11 пересказ

10

Хвастовство и трусость в сказке «Петух-хвастун».

С. 11-13, вопрос 7

11

Дружба и взаимопомощь в сказке «Дружная компания».

С. 13-17, рисунок к сказке

12

Находчивость и смекалка в сказке «Шапка- небылица».

С. 18-24, вопрос 7

13

Добро и зло в адыгейских народных сказках. Сказка «Злая мачеха».

С. 25-28, пересказ

14

Смысл жизни нартов по сказке «Слава на долгие века».

С. 29, вопрос 3

15

Об учтивости и благоразумии в сказании «В гостях у старого нарта».

С. 30-33, вопрос  4

16

Сказание. О том, как Орзэмэдж раздал три волшебных камня-оселка.

С. 34-36, рисунок

17

Сказание. Ащамез и Кунууд.

С. 36-39, вопрос 4

18

Сказание о нартах. «Ток Тхагалиджа».

С. 39-41, читать по ролям

19

Сказание «Как появились камыль и пхачич».

С. 41-43, пересказ

20

Национальные игры. «Прятки».

С. 43-46, вопрос 2

21

Национальные игры адыгов. «Певцы».

С. 46-47,вопрос 4

22

Национальные игры адыгов. «Меткий стрелок».

С. 47-48, пересказ правил игры

23

Национальные игры адыгов. «Всадник».

рассказать о своей любимой игре

24

 Национальные игры адыгов. «Бегать».

С. 49-50, рисунок

25

Обобщающий урок. Адыгейское народное творчество.

Читать адыгейские сказки и предания

III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (35 ч.)

26

Литературные сказки и их особенности. Паранук М. «Лиса и журавль».

С. 51-53, выразительно читать

27

Литературные сказки о животных: Паранук М. «Кто сильнее».

С. 53-56, чтение по ролям

28

Времена года. Х.Панеш. «Осень».

С. 57 наизусть

29

О единстве и дружбе. Жанэ К. «Спор».

С. 57-59, выразительно читать

30

Значение родного языка для народа. Паранук М. «Кто позабыл родной язык».

С. 60 наизусть

31

О добре. Машбаш И. «Живи, добро верши».

С. 60-61, выразительно читать

32

Отчий дом.      Машбаш И. «Общий двор».

С. 61-62, рисунок

33

О детях.  Чуяко Дж. Прилежный мальчик. Про котенка.

С. 63 С. 66, выр. читать

34

О почитании старших. Паранук М. Случай на улице.

С. 63-64 выр. читать

35

Поучительные стихи   Жанэ К. Суматоха.

С. 65 выр.  читать

36

Жанэ К. Почему дед не получил подарка.

С. 66-67 выр. читать

37

Зимние забавы.    Дж.Чуяко Снеговик. Жанэ К. «Как я согрелся».

С. 67 наизусть С. 68 читать

38

Времена года: зима.. Куёк Н. «Снежинки», «Снег».

С. 69-70

39

О трусости.   Жанэ К. «Как Нурдин испугался».

С. 70-71 выр. читать

40

Фантазёр. Жанэ К.  «Почему я люблю закрывать глаза».

С. 71-72 выр. читать

41

Весёлые стихи Н.Куёка.  

С. 72-73 отвечать на вопросы

42

43

Дж.Чуяко. Камни.

Резерв

С. 73-74 выр. читать

44

Весёлые стихи Х.Панеша.

С. 74-75 словесный портрет Аскера

45

Добрые дела.             Нехай Р.«Добрый старик».

С. 75-76 выр. читать

46

Колыбельные песни.  Жанэ К. «Колыбельная».

С. 76-77 наизусть

47

Весёлые стихи о детях. Гадагатль А. «Вот какой он странный!»

С. 77-78 выр. читать

48

Весёлые стихи о детях. Жанэ К. Как внуки запутали бабушку.

С. 78-79 рассказ о бабушке

Тематич.

49

Весёлые стихи о детях. Жанэ К. Мой пирог. Вышивала Фатимет.

С. 80-81, рисунок

50

Весёлые стихи о детях.    А. Гадагадль. «Мамин помощник».

С. 82-83 выр.читать

Фронтальн.

51

Маленькие помощники. Жанэ К. «Мишкины штанишки».

С. 83-84 выр. читать

52

Маленькие помощники. Дж.Чуяко. Милей всего.

С. 84-85 Наизусть отрывок

53

Об уважении к пожилым людям. Жанэ К. Старый пастух.

С. 86-87 выр. читать

54

Об уважении к пожилым людям Дж.Чуяко. Эта бабушка не чужая.

С. 87-88, вопрос 2

55

Времена года: весна. Дж.Чуяко. Гром. Ачмиз Р. А солнышко решило.

С. 89 наизусть

56

Стихи о весне.             Панеш Х.   После дождя.

С. 89-90 выр. читать

57

Стихи о весне         Куёк Н.   Луна и солнце. Песенка.

С. 90-91выр. читать

59

Стихи о детях. АГадагатль. Погоди-ка, малыш!

С. 92-93 отвеч.на вопросы

IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (11ч)

60

Загадки о фруктах, овощах, животных.

С. 94-96 придумать свою загадку

61

Пословицы о труде, дружбе, о уме, добре.

С. 96-97 вопрос 2

62

Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»,

С. 98-99 пересказ

63

Бытовые сказки. «Завещание».

С. 99-100 отвечать на вопросы

64

Стихи о природе.  С. Есенин «Зима».

С. 100-101 наизусть

65

Весёлые истории о детях. Г. Габриелян «Петрос и бабушка».

С. 102 выр. читать

66

Весёлые истории о детях.  Ш. Галлиев «Почему не ругается мама?».

С. 103-104 отвечать на вопросы

67

Стихи о природе. Ф. Балкарова «Эльбрус».

С. 104-105 рисунок

68

Весёлые истории о детях.  Н. Носов «Заплатка».

С. 105-108 озаглавь части

69

Весёлые истории о животных.      

С. 108-112 пересказ

70

Обобщающий урок.

Результаты освоения учебного предмета

«Адыгейская литература», 2 класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д..

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Работать  в паре.

         

Предметными результатами является сформированность следующих умений:        

Ученик научится:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • различать рассказ и стихотворение.

           Ученик получит возможность научиться:

  • решать различные речевые ситуации по средствам монолога и диалога;
  • пользоваться речевыми средствами: мелодика, логическое ударение, паузы,
  • сила, тембр, темп речи, мимика, жесты;
  • пользоваться правилами речевого этикета;
  • познакомиться с орфоэпическими нормами речи; 
  • определять основные отличия гласных и согласных букв и звуков.
  • уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
  • находить заглавие текста, называть автора произведения.
  • различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
  • помнить имена 3-4 авторов и названия их произведений.
  • знать наизусть не менее 5 стихотворений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс ПНШ по литературе

Рабочая программа 1 класс ПНШ по литературе...

Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа литература 5 класс (индивидуальное обучение)...

Рабочая программа литература

Рабочая программа по литературе для 2 класса...

Рабочая программа Литература аа5ыыта 2 кылаас

Үлэ бырагыраамата Федеральнай государственнай үөрэх стандардыгар, Россия гражданинын лиичинэһин сиэрин-майгытын сайыннарыыга уонна иитиигэ кэнсиэптийэтигэр, үөрэх биридимиэтин үөрэтии түмүктэригэр оло...