Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_adygeyskaya_literatura_4_klass_-_kopiya.docx | 49.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы 2017-2018 уч. год
Количество часов по учебному плану:
всего – 70 ч/год; 2ч/неделю
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
- Законом «Об образовании в Республике Адыгея» от 27 декабря 2013 г. N 264
- Учебным планом МБОУ «СШ №10»;
Программа является частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»
Основные цели программы:
- познакомить учащихся с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; - приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;
- развитие
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
-работать со справочной литературой.
Содержание учебного предмета
Курс 4 класса рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю)
I. Адыгея — Родина моя (6 часов)
Произведения поэтов и писателей о Республике Адыгея, об обычаях адыгов, о взаимопомощи народов республики.
Произведения: Гадагатль А. «Адыгея моя»; Машбаш И. «Не спорю», Чуяко Дж. «Добрый обычай»; Салов Е.«Оштен» и «Радада»; Паранук М. «Родной язык»; Нехай Р. «Мой адыгейский язык».
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (8часов)
1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.
3. Сказки о трудолюбия и лепи, о животных: «Добрая девушка», «дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».
4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела парта Тлепша», «Легенда о трех камнях», «Нарты Тлепш и Худимиж».
5. Национальные игры: «Птичка из бузины», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Прыжок лягушки», «Отбирание головных уборов».
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (34 ч.)
1. Литературная сказка: Панеш Х. «Птичка и арбузное семечко»; Гадагатль А. «Петух-хвастун».
2. Произведения о дружбе и взаимопомощи народов Республики Адыгея:
Машбаш И. «Черкеска», Паранук М. «Родной язык», Беретарь Х. « Имя твое»;Жанэ К. «Адыг в Москве»;Чуяко Дж. « Степной простор» и «Добрый обычай», Кесебежев К. «Нашей матери», Крючков Ю. «Слово о маме», Чуяко Ю. «Берегите лес» (отрывок из повести «Чужая боль»), Салов Е. «Лаго-Наки», Чамоков Д. «Ты мне мать и отец».
3. Произведения о временах года: Машбаш И. «Поющая синева», Нехай Р. «Ночной дождь», Чуяко Дж. «Ласточка», Салон Е. «Даховская мозаика», Хурумов Х. «Родник».
4. Произведения о замечательных людях н их профессиях: Жанэ К. «Гармонистка», «Ашуг», «Слово о Шевченко».
5. Произведения о войне и мире: Багов Н. «Победитель», Костанов Д. «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»), Жанэ К. «Это было в бою, это было зимой», Крючков Ю. «Память».
IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (22 часа)
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде, профессия; мужестве, честности, уме, добре, зле.
З. Сгихотворения: Пушкин А.С. «Птичка», Хачатрян П. Армянский язык, Балкарова Ф. «Я дочь Кавказа», Мурадян С. «Мама и весна», Джалиль М. «Колыбельное дочери».
4. Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастутаья дудочка» (русская сказка), « Лиса и собака» (кабардинские сказки), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).
Тематическое планирование
Планирование составлено на основе:
.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №10»
Программа реализуется с использованием учебника адыгейской литературы:
Ситимова С. С., Чуяко А. Б. Родные просторы. 4 класс: учебник для образовательных учреждений / С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005.
№ урока | Тема урока | Количество | ||
Адыгея – Родина моя | 6 | |||
1. | А.Гадагатль «Адыгея – родина моя». | 1 | ||
2. | И. Машбаш «Не спорю». Е. Салов «Оштен». | 1 | ||
3. | И.Машбаш «Адыги». | 1 | ||
4. | Д. Чуяко «Добрый обычай». | 1 | ||
5. | М. Паранук «Родной язык». | 1 | ||
6. | Р. Нехай «Мой адыгейский язык». Е. Салов «Радада». | 1 | ||
Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры | 8 | |||
7. | Загадки. | 1 | ||
8. | Пословицы и поговорки. | 1 | ||
9. | Сказки. Адыгейская народная сказка «Добрая девушка». | 1 | ||
10. | Сказки. Адыгейская народная сказка «Дикий кот, лиса, волк и медведь». | 1 | ||
11. | Произведения нартского эпоса «Нарт Шэуай на скачках». | 1 | ||
12. | Произведения нартского эпоса «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша», «Клещи Тлепша». | 1 | ||
13. | Произведения нартского эпоса «Нарты Тлепш и Худимиж». | 1 | ||
14. | Национальные игры «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов». | 1 | ||
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 34 | |||
15. | Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко». | 1 | ||
16. | Х. Беретарь «Имя твоё». К. Жанэ «Адыг в Москве». | 1 | ||
17. | Д. Чуяко «Степной простор». | 1 | ||
18. | Е. Салов «Медовый ведун», «Лесной чемпион». | 1 | ||
19. | К. Жанэ «И не то ещё увидишь». Д. Чуяко «Две дудки». | 1 | ||
20. | Е. Салов «Лагонаки». | 1 | ||
21. | Р. Нехай «Адыгейский стол». И. Машбаш «Черкеска». | 1 | ||
22. | К. Кесебежев «Нашей матери». Д. Чамоков «Ты мне мать и отец». | 1 | ||
23. | Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»). | 1 | ||
24. | К. Жанэ «Это было в бою, это было зимой…» | 1 | ||
25. | Е. Салов «Орлиная тоска». | 1 | ||
26. | К. Жанэ «Цветы как люди». | 1 | ||
27. | Р. Нехай «Нарты». | 1 | ||
28. | К. Жанэ «Гость». Р. Нехай «Друг». | 1 | ||
29. | К. Жанэ «Я дарю людям песни». | 1 | ||
30. | Н. Багов «Победитель» (баллада). | 1 | ||
31. | К. Жанэ «Дружба». | 1 | ||
32. | Ю. Чуяко «Симсура» (из повести «Чужая боль»). | 1 | ||
33. | Е. Салов «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки». | 1 | ||
34. | К. Жанэ «Тост». | 1 | ||
35. | Ю. Крючков «Слово о маме». | 1 | ||
36. | К. Жанэ «Реченька-речка». | 1 | ||
37. | Н. Куёк «Ким и дождь». | 1 | ||
38. | Х. Андрухаев «Ласточка». И. Машбаш «Радость счастливой ласточки». | 1 | ||
39. | К. Жанэ «Подарок». | 1 | ||
40. | К. Жанэ «Ашуг». | 1 | ||
41. | К. Жанэ «Слово о Шевченко». Х. Хурумов «Принимаю вызов». | 1 | ||
42. | Х. Панеш «Беч учится плавать», «День начинай с добра…». | 1 | ||
43. | Х. Хурумов «Родник». Д. Чуяко «Ласточка». | 1 | ||
44. | И. Машбаш «Поющая синева». | 1 | ||
45. | Х. Панеш «Что за зверь?» | 1 | ||
46. | Р. Нехай «Как красив жеребёнок в июле…» | 1 | ||
47. | Р. Нехай «Ночной дождь». | 1 | ||
48. | Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко». | 1 | ||
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея | 20 | |||
49. | Загадки. | 1 | ||
50. | Пословицы. | 1 | ||
51. | Сказки. Русская народная сказка «Пастушья дудочка». | 1 | ||
52. | Сказки. Татарская народная сказка «Портной, медведь и бесёнок». | 1 | ||
53. | Сказки. Кабардинская народная сказка «Глупый волк». | 1 | ||
54. | Сказки. Кабардинская народная сказка «Лиса и собака». | 1 | ||
55. | Сказки. Армянская народная сказка «Как одурачили царя». | 1 | ||
56. | Сказки. Кабардинская народная сказка «Волк и перепёлка». | 1 | ||
57. | Сказки. Абхазская народная сказка «Кому подарить бешмет?» | 1 | ||
58. | Сказки. Греческая народная сказка «Как барин коней высиживал». | 1 | ||
59. | Стихотворения. А.С. Пушкин «Птичка». | 1 | ||
60. | Стихотворения. П. Хачатрян «Армянский язык». | 1 | ||
61. | Стихотворения. Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа». | 1 | ||
62. | Стихотворения. М. Джалиль «Колыбельная дочери». | 1 | ||
63. | Стихотворения. С. Мурадян «Мама и весна». | 1 | ||
64. | Рассказы. Н. Фаттах «Наш дедушка». | 1 | ||
65. | Рассказы. Н. Тынянский «Упрямый цыплёнок». | 1 | ||
66. | Урок-обобщение. | 1 | ||
67. | Загадки. | 1 | ||
68. | Пословицы. | 1 | ||
69-70 | Резерв. | 2 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Адыгейская литература»
Класс: 4
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы 2017-2018 уч. год
Количество часов по учебному плану:
всего – 70 ч/год; 2ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №10»
Программа реализуется с использованием учебника адыгейской литературы:
Ситимова С. С., Чуяко А. Б. Родные просторы. 4 класс: учебник для образовательных учреждений / С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко. – Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2005.
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
Адыгея – Родина моя (6 часов) | ||||
1. | А.Гадагатль «Адыгея – родина моя». |
| ||
2. | И. Машбаш «Не спорю». Е. Салов «Оштен». | |||
3. | И.Машбаш «Адыги». | |||
4. | Д. Чуяко «Добрый обычай». | |||
5. | М. Паранук «Родной язык». | |||
6. | Р. Нехай «Мой адыгейский язык». Е. Салов «Радада». | |||
Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры (8 часов) | ||||
7. | Загадки. | |||
8. | Пословицы и поговорки. | |||
9. | Сказки. Адыгейская народная сказка «Добрая девушка». | |||
10. | Сказки. Адыгейская народная сказка «Дикий кот, лиса, волк и медведь». | |||
11. | Произведения нартского эпоса «Нарт Шэуай на скачках». |
| ||
12. | Произведения нартского эпоса «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша», «Клещи Тлепша». | |||
13. | Произведения нартского эпоса «Нарты Тлепш и Худимиж». | |||
14. | Национальные игры «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки», «Кот-охотник», «Пастух», «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов». | |||
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (34 часа) | ||||
15. | Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко». |
| ||
16. | Х. Беретарь «Имя твоё». К. Жанэ «Адыг в Москве». | |||
17. | Д. Чуяко «Степной простор». | |||
18. | Е. Салов «Медовый ведун», «Лесной чемпион». | |||
19. | К. Жанэ «И не то ещё увидишь». Д. Чуяко «Две дудки». | |||
20. | Е. Салов «Лагонаки». | |||
21. | Р. Нехай «Адыгейский стол». И. Машбаш «Черкеска». | |||
22. | К. Кесебежев «Нашей матери». Д. Чамоков «Ты мне мать и отец». | |||
23. | Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»). | |||
24. | К. Жанэ «Это было в бою, это было зимой…» | |||
25. | Е. Салов «Орлиная тоска». |
| ||
26. | К. Жанэ «Цветы как люди». | |||
27. | Р. Нехай «Нарты». |
| ||
28. | К. Жанэ «Гость». Р. Нехай «Друг». | |||
29. | К. Жанэ «Я дарю людям песни». | |||
30. | Н. Багов «Победитель» (баллада). | |||
31. | К. Жанэ «Дружба». |
| ||
32. | Ю. Чуяко «Симсура» (из повести «Чужая боль»). | |||
33. | Е. Салов «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки». | |||
34. | К. Жанэ «Тост». | |||
35. | Ю. Крючков «Слово о маме». | |||
36. | К. Жанэ «Реченька-речка». | |||
37. | Н. Куёк «Ким и дождь». | |||
38. | Х. Андрухаев «Ласточка». И. Машбаш «Радость счастливой ласточки». | |||
39. | К. Жанэ «Подарок». | |||
40. | К. Жанэ «Ашуг». | |||
41. | К. Жанэ «Слово о Шевченко». Х. Хурумов «Принимаю вызов». | |||
42. | Х. Панеш «Беч учится плавать», «День начинай с добра…». |
| ||
43. | Х. Хурумов «Родник». Д. Чуяко «Ласточка». | |||
44. | И. Машбаш «Поющая синева». |
| ||
45. | Х. Панеш «Что за зверь?» | |||
46. | Р. Нехай «Как красив жеребёнок в июле…» | |||
47. | Р. Нехай «Ночной дождь». | |||
48. | Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко». |
| ||
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (20 часов) | ||||
49. | Загадки. | |||
50. | Пословицы. | |||
51. | Сказки. Русская народная сказка «Пастушья дудочка». | |||
52. | Сказки. Татарская народная сказка «Портной, медведь и бесёнок». | |||
53. | Сказки. Кабардинская народная сказка «Глупый волк». | |||
54. | Сказки. Кабардинская народная сказка «Лиса и собака». | |||
55. | Сказки. Армянская народная сказка «Как одурачили царя». | |||
56. | Сказки. Кабардинская народная сказка «Волк и перепёлка». | |||
57. | Сказки. Абхазская народная сказка «Кому подарить бешмет?» | |||
58. | Сказки. Греческая народная сказка «Как барин коней высиживал». | |||
59. | Стихотворения. А.С. Пушкин «Птичка». |
| ||
60. | Стихотворения. П. Хачатрян «Армянский язык». | |||
61. | Стихотворения. Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа». | |||
62. | Стихотворения. М. Джалиль «Колыбельная дочери». | |||
63. | Стихотворения. С. Мурадян «Мама и весна». | |||
64. | Рассказы. Н. Фаттах «Наш дедушка». | |||
65. | Рассказы. Н. Тынянский «Упрямый цыплёнок». |
| ||
66. | Урок-обобщение. | |||
67. | Загадки. | |||
68. | Пословицы. |
| ||
69-70 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса....
Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс
Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...
Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"
Основная цель программы:получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...
Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс
Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс...
Рабочая программа по адыгейской литературе во 2 классе
Рабочая программа по адыгейской литературе во 2 классе...
Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература» разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...