Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.
рабочая программа (4 класс)

Трахова Зульфия Аскербиевна

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»  разработана 

на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Заседание МО

Протокол №1 от 29.08.18г.

Руководитель  МО

__________Куйсокова С.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР ___________Татлок М.Ш.

от  29.08.18г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ « СШ №1 им.Героя России В.Ч.Мезоха»

____________Шантыз С.М.

Приказ №_от 30.08.18г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Адыгейская  литература

Класс: 4 «А»

Учитель, квалификация, педагогический стаж: Трахова Зульфия Аскербиевна,учитель высшей квалификационной категории, стаж – 25 лет

Учебный год: 2018-2019

Количество часов по учебному плану:  всего 68  часов в год;

                                                                     в неделю 2 часа.

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена  по авторской программе  Апиш.ФН.  

Учебник: Адыгейская литература 4 класс (Апиш Ф.Н.)

Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2017г.

Рабочую программу составила :                                               Трахова З.А.

                                                  (подпись и расшифровка подписи)

Населенный пункт: аул Тахтамукай

 

Рабочая  учебная  программа  для  4  класса по адыгейской литературе

(2 часа в неделю, 68 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»  разработана  

на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

        Адыгейское литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с адыгейским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса адыгейского литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с адыгейским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по адыгейскому литературному чтению 4 класс представлены  следующие  содержательные линии.

         Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.  

        Цели обучения

Изучение  адыгейского литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в  учебном плане

В учебном плане на изучение адыгейской литературы отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  68  часов,. 

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках адыгейского

литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания адыгейской литературы, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения,

на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Формирование у учащихся УУД.

Личностные :

• наизусть читать стихотворения;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 4-5 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

         Регулятивные:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70-80 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса,  логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

 

 Познавательные:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 70 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Коммуникативные:

♦ учащиеся будут знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации.

Содержание курса состоит из 10 разделов.

1. IорIуатэхэр лъэпкъым икъежьапI.(Сыхь.6)

2. Къэлэмыпэм къыч1эчъыгъэ усэхэр 1. ( Сыхь.7)

3.Адыгэ Республикэм итхак1охэм нэ1уасэ зафэтэш1ы.( Сыхь.5) 4.Баснэхэр.(Сыхь.4)

5. Къэлэмыпэм къыч1эчъыгъэ усэхэр 2. ( Сыхь.7)

6.Литературнэ пшысэхэр( Сыхь.6)

                        7. Къэлэмыпэм къыч1эчъыгъэ усэхэр 3.  ( Сыхь. 9 )

                        8. Адыгэ усак1охэм якълэмыпэ къыч1эк1ырэ тхыгъэхэр.( Сыхь.7)

                        9. Тиогу къаргъоу щэрэт! (   10   )

                        10. Нэмык1 ц1ыф лъэпкхэм ялитературэ нэ1уасэ зыфэтэш1ы.(Сыхь.7)

Список литературы по реализации программы.

Учебник для 4 класса «Адыгэ литератур».

Программа «Адыгабзэ»

Адыгэ литератур. (Апыщ Ф.Т)

Япл1энэрэ класс

(Тхьэмафэм сыхь.2, зэк1эмк1и сыхьат . 68)

№  Темэр, разделыр

Нэк1убгъор

        Мафэр

IорIуатэхэр лъэпкъым икъежьапI.(Сыхь.6)

 

  1.ЦIыф лъэпкъ зэфэшъхьафхэм ягущыIэжъхэр.

НэкIубгъухэу 6-10 IупкIэу къеджэх.

4.09

2.   ЛъытакIэхэр.Ящэнэрэр лые. "КIыбыелъ" Тыгъужъ М.

 НэкIубгъухэу 10-13 IупкIэу къеджэх.

5.09

 3.  ЛэжьакIомрэ армэумрэ. ЦIыфыр зэратекIуагъэр.( Пшысэхэр)

 НэкIубгъухэу 13-17 къэIотэн.

11.09

 4.  Пшъашъэм ишIушIагъ.( Пшысэ)

 НэкIубгъухэу 18-23 IупкIэу къеджэх.

12.09

5.  АтакъэмрэДышъэчэтымрэ. (Къалмыкъ пшыс)

НэкIубгъухэу 23-25 къэIотэн.

18.09

   6.ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

НэкIубгъухэу 25-26 (зытэуплъэк1ужьы)

19.09

Къэлэмыпэм къыч1эчъыгъэ усэхэр 1. ( Сыхь.7)

1. Бэрэтэрэ Хь. "Бжыхьэ пк1ашъ"

НэкIубгъухэу 28-29 IупкIэу къеджэх.

25.09

2. Бэрэтэрэ Хь.  "Адыгэ ч1ыгум гугъэр ытам". "Синыдэлъфыбз".

НэкIубгъухэу 29-30,усэм щыщ пычыгъо езбырэу зарагъаш1э.

26.09

3. Мэшбэш1э И." Адыгэхэр." " Сихэку к1ас".

НэкIубгъухэу 31-34 1упкIэу къеджэх.

2.10

4. Мэшбэш1э И."Адыгэ л1ыжъхэр"." Намыс"."Анахьык1эм иуцук1".

НэкIубгъухэу 34-37 1упкIэу къеджэх.

3.10

5. Яхъул1э С. "Сихэгъэгу сигугъап1" " Тикъэлэ дах"." Сикъуадж".

НэкIубгъухэу 38-42 1упкIэу къеджэх.

9.10

6. Мырзэ Дз." Бжыхьэ мэзым","Ощхыбыб".

НэкIубгъоу 42 1упкIэу къеджэх., н.43 езбырэу зэрагъаш1э.

10.10

7. Проект "А пстэури сэ сирэд». ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

НэкIубгъухэу 45-46 .

16.10

Адыгэ Республикэм итхак1охэм нэ1уасэ зафэтэш1ы.( Сыхь.5)

1. К1эрэщэ Т.Бжыхьак1.Хьак1э.

НэкIубгъухэу 48-51 1упк1эу.

17.10

2. Кощбэе П. Мэзпэс.

НэкIубгъухэу 51-54 1упк1эу.

23.10

3. Кощбэе П. Дышъэ сыхьат

НэкIубгъухэу 54-58 къэ1отэжьын.

24.10

4.Нэхэе Р. ( Рассказ)

НэкIубгъухэу 58-61 къэ1отэжьын

6.11

5. ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

НэкIубгъухэу61-62 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

7.11

Баснэхэр.(Сыхь.4)

1.Пэрэныкъо М.Баджэмрэ Къэрэумрэ.

НэкIубгъухэу 64-65 1упк1эу.

13.11

2.Цэй И. Бэджэжъыемрэ сэнашъхьэмрэ. Пк1аумрэ къамзэгумрэ.

НэкIубгъухэу 66-69 1упк1эу.

14.11

3. lэшъынэ Хь. Ятэрэ ыкъорэ.

НэкIубгъухэу 69-70 1упк1эу.

20.11

4.ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы. 

НэкIубгъухэу71-72 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

21.11

Къэлэмыпэм къыч1эчъыгъэ усэхэр 2. ( Сыхь.7)

1. Къуекъо Н. Кlымаф.

НэкIубгъухэу 74-76 1упк1эу.

27.11

2. Цуякъо Дж. Пхъэшхьэк1эмыл. Силъэрычъ.

НэкIубгъоу 76-77 1упкIэу къеджэх., н.77-78 езбырэу зэрагъаш1э.

28.11

3.Цуякъо Дж. Пхъэу1у.Гущы1эхэр.

НэкIубгъоу 78-80 1упкIэу къеджэх

4.12

4.Хьакъунэ З. Сыгу рехьы илъэсык1эр.

НэкIубгъоу 81-82, усэр угу рихьыгъэмэ езбырэу зэгъаш1э.

5.12

5.Бырс А. Илъэс хъяр.

НэкIубгъоу 83-84, усэр     езбырэу зэрагъаш1э.

11.12.

6.Проект «Илъэсым исурэт» 

 

НэкIубгъоу 85.

12.12

7.ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

НэкIубгъухэу85-86 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

18.12

Литературнэ пшысэхэр( Сыхь.6)

1.Бэгъ Н .Л1ыжъ мыгъо щыгъумыт.( Пшысэ)

НэкIубгъухэу 88-89 къэ1отэжьын.

19.12

2.Бэгъ Н .Л1ыжъ мыгъо щыгъумыт.( Пшысэ)

НэкIубгъухэу 88-89 къэ1отэжьын.

НэкIубгъухэу 90-49 шъхьэрышъхьэу текстым къеджэнхэу

25.12

3.Меркицкэ Р. Л1ыжъы ц1ык1умрэ ныо ц1ык1умрэ.

НэкIубгъухэу 95-101 1упкIэу къеджэх

26.12

4.Хьадэгъал1э А. Лъэпшъы ищэ пк1ык1.

НэкIубгъухэу 102-105 1упкIэу къеджэх

5. Хьакъунэ З. Гъэмрэ к1ымрэ.

НэкIубгъухэу  105-108 пшысэр икъэ1отэжьын.

6. ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы..

НэкIубгъухэу 108-110 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

Къэлэмыпэм къыч1эчъыгъэ усэхэр 3.  ( Сыхь. 9 )

1.Дэрбэ Т. Хьау,ти гъатхэ арэу щтапхэп.

НэкIубгъухэу 112-114 1упкIэу къеджэх.

2.Шэк1о А. Късыгъ гъатхэр. Лэгъупкъопс.

НэкIубгъухэу 114-116  1упкIэу къеджэх.

3. Тхьаркъохъо М. Ш1ухьафтын.

НэкIубгъухэу 116-118  1упкIэу къеджэх.

4. Тхьаркъохъо М. Адыгэ пщын.

НэкIубгъухэу  118, усэр     езбырэу зэрагъаш1э.

5.Жэнэ Къ.Ныр

НэкIубгъухэу  119-120 усэр     езбырэу зэрагъаш1э.

6. Жэнэ Къ. Уеджэк1о дэгъумэ.

Гъогу остыгъэр плъыжьы хъумэ.

НэкIубгъоу 121  1упкIэу къеджэх.

7. Жэнэ Къ. Гъогу остыгъэр плъыжьы хъумэ.

НэкIубгъухэу 122-123  1упкIэу къеджэх

8. Проект. Синэнэ гупс, сыпсэм ущыщ.

Нэк1убгъоу 123.

9. ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

 НэкIубгъухэу 123-124 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

Адыгэ усак1охэм якълэмыпэ къыч1эк1ырэ тхыгъэхэр.( Сыхь.7)

1.Пэнэшъу  С. Пчэн ц1ык1у у1агъ.

НэкIубгъухэу 126-128 1упкIэу къеджэх

2.Л1эхъусэжъ Хь. Пк1ау шъхьащытхъужь.

НэкIубгъухэу 129-128 1упкIэу къеджэх.

3. Л1эхъусэжъ Хь. Ксан.

НэкIубгъухэу 131-134 къэ1отэжьын.

4.Дзыбэ Н. Сыда осыцэр зык1экъопихэр.

НэкIубгъухэу 134-135 1упкIэу къеджэх

5.Мамырыкъо Н. Аферым,Пщымаф.

НэкIубгъухэу 136-137 1упкIэу къеджэх

 6. Мамырыкъо Н. Тыгъэр ара мысэр?

НэкIубгъухэу 137-140 1упкIэу къеджэх

7. ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

НэкIубгъухэу 141-142 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

Тиогу къаргъоу щэрэт! (   10   )

1.Жэнэ Къ. Май мэфэк1ыр.

НэкIубгъухэу 144-145 1упкIэу къеджэх

2. Жэнэ Къ.Хьалыгъур щы1эныгъэм ылъапс.

НэкIубгъухэу 146-147 1упкIэу къеджэх

3.Советскэ Союзым и Л1ыхъужъ адыгэ к1алэхэр. Л1ыхъужъым иорэд.

НэкIубгъухэу 148-150 1упкIэу къеджэх

4.Шэуджэн А.Ушэтып1.

НэкIубгъухэу 150-153 къэ1отэжьын.

5.Шэуджэн А.Ушэтып1.

НэкIубгъухэу 154-156 къэ1отэжьын.

6.Къумп1ыл Къ. Пограничникым иорэд.

НэкIубгъухэу 156-157,усэм щыщ пычыгъо езбырэу зарагъаш1э.

7. Къумп1ыл Къ.Тэ къытфэнэщтыр.

НэкIубгъухэу 157-158 1упкIэу къеджэх

8.Щэш1э А. Ислъам ичъыгэежъ.

НэкIубгъухэу 158-161 1упкIэу къеджэх

9.Проект « Мык1осэжьын жъуагъохэр»

НэкIубгъоу 161

10. ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы.

НэкIубгъухэу 161-162 упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.

Нэмык1 ц1ыф лъэпкхэм ялитературэ нэ1уасэ зыфэтэш1ы.(Сыхь.7)

1.А.В.Митяевыр  «Апэрэ быбыгъу».

НэкIубгъухэу 164-165 1упкIэу къеджэх

2.К.Д.Ушинскэр « Бжьэхэр мэлъыхъох».

НэкIубгъухэу 166-167 1упкIэу къеджэх

3.А.Н.Толстоир « Ощхыр»

НэкIубгъухэу 168-169 1упкIэу къеджэх

4.Л.Н.Толстоир «Мышъищ»

НэкIубгъухэу  170-173 къэ1отэн.

5.А.С.Пушкиныр «Попымрэ ащ ичырак1оу Болдамрэ».

НэкIубгъухэу  174-181 1упк1эу къеджэх..

6.Р.Р.Эрих. Мюнхаузены къехъул1агъэр. Ц1ыфыр-топыщ.Мышъэмэфыжьмэ сызэрахэфэгъагъэр.

НэкIубгъухэу  181-186 къэ1отэн.

7. ЗытэуплъэкIужьы.Тихэгъэхъоныгъэхэм уасэ афэтэшIы

НэкIубгъухэу 187-188упч1эхэм яджэуапхэр къаратыжьыжъунхэу зыкъагъэхьазыры.