Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Шилова Любовь Сергеевна

Технологическая карта по литературному чтению, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzh.harris_bratets_lis_i_bratets_krolik.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:  познакомить детей с жизнью и творчеством  ДжоэляХарриса и с произведением «Братец Лис и Братец Кролик».

Задачи: развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль; давать характеристику героям; обогащать словарный запас;  воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты

Предметные

Читать осознанно, выразительно и без ошибок.

Работать с текстом:

— описывать героя, его характер, поступки;

— составлять словесный портрет литературного героя;

— читать сказку по ролям;

— подробно пересказывать сказку по плану.

Метапредметные

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание иллюстраций к сказке;

— использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— интерес к чтению литературных сказок авторов;

— творческое отношение к сочинению своей сказочной истории;

— желание составлять словесный портрет литературного героя.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа по цепочке, работа в группе.

Ресурсы урока:учебник«Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; презентация к уроку; книга писателя; карточки (текст речевой разминки).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

2.

3.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

 Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение, чётко артикулируя.

Кролик – хвастунишка,

Белые штанишки,

Вылез на пенёчек,

Хвалится, дружочек:

«Вот какие ушки,

Белые макушки.

Вот такое брюшко…

Завидуйте, зверушки!»

«У-у-у-у!» - завыли волки

На лесном пригорке.

Наш хвастун услышал…

Сразу прыг – и в норке!

- Прочитайте с сердитой интонацией, с весёлой интонацией.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- О ком мы прочитали в тексте речевой разминки? (Мы читали про кролика)

- Какое произведение вам напомнило это стихотворение?  (Сказку Д. Мамина-Сибиряка)

- А как вы думаете, почему я вам предложила текст о кролике?  (Наше следущее произведение тоже будет про кролика)

Пересказ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка

Читать, правильно артикулируя.

Отвечать на вопросы.

4

Работа по теме урока

- Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему вы решили, что это сказка?( Написано, что оно из книги «Сказки Дядюшки Римуса)

Изучение нового материала.

- Прочитайте имя писателя. Что вы о нём знаете?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока? (Слайд 1)

(Тема: сказка « Братец Лис и Братец Кролик», цель: познакомиться с жизнью и творчеством Дж. Харриса; познакомиться со сказкой « Братец лис и Братец Кролик»)

- Жил на свете маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями, по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. 

Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.

 - А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения, фермер)

 - Как вы думаете, сам плантатор работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.) (Слайд 2)

- А кто такие рабы? (Люди, которых насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях). Жили они в старых хижинах, работали с раннего утра и до поздней ночи, под палящим солнцем, не имели достаточно еды.

- Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом. В типографии он встречал рабов, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.

 - А какие сказки называют народными? ( Сказки, которые придумал народ)

- Дядюшка Римус был одним из рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника, который рассказывает вечерами маленькому мальчику Джоэлю интересные истории о Братце Кролике и Братце Лисе, об их друзьях - Братце Еноте, Матушке Корове, Братце Медведе и многих других животных. (Слайд 3)

- Уж так мальчик полюбил эти сказки, что когда вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. 

- Что вы узнали о Харрисе? Что запомнили? (О том, что все сказки он услышал от народа, но больше всего ему нравилось, как их рассказывал Дядюшка Римус)(Слайд 4)

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке, прочитайте ещё раз её название. Предположите, о чём она. (О Лисе и Кролике. У Лиса хитрый взгляд. «Наверно он что-то задумал» - думает заяц и боится за своих зайчат).

Первичное знакомство с текстом.

- Прочитаем сказку, проверим наши предположения. Я читаю, а вы следите по тексту.

Словарная работа.

- Сбылись наши предположения? В чём? Какие чувства вы испытали при чтении?

- Какие слова и выражения вам были не понятны?

- Объясните, как вы понимаете выражение: держать ухо востро? (Быть настороже, начеку)

- Что значит застать врасплох? (Неожиданно, внезапно)

- Стрельнул в кусты?( Очень быстро прыгнул в кусты)

Первичный анализ.

- Назовите действующих лиц сказки. Что вы о них узнали? (Братец Лис, братец Кролик, матушка Крольчиха, крольчата, братец Ёж. Лис хотел выманить кролика из хижины, чтобы съесть, но Кролик оказался хитрее Лиса и обманул его , сумел убежать).

-  Какие взаимоотношения у них? ( Кролик относится к Лису с опаской)

Предполагать.

Отвечать на вопросы, формулировать тему и цель урока.

Слушать, отвечать на вопросы.

Рассматривать, предполагать.

Слушать чтение.

Определятьконкретный смысл понятий.

Проводить анализ чтения.

5

Физминутка

- А теперь мы отдохнём - физминутку проведём.

Повторять движения.

6

Продолжение работы по теме урока

Повторное чтение и углубленный анализ.

- А теперь  прочтём по цепочке, по одному предложению.

- Мы с вами сказали, что главными героями являются Лис и Кролик.  Посмотрите, на экран, выберите черты характера, которые подходят Кролику, а какие Лису?

( Кролик: смекалистый, острожный, рассудительный, изворотливый,  трусоватый; Лис: хитрый, глуповатый, спокойный) (Слайд 6)

- Почему Братец Кролик был вынужден пригласить Лиса в гости? (Потому что он сумел подготовиться и предупредить свою семью об опасности)

- Как ему удалось избежать опасности? ( Он спел песенку для крольчат, чтобы они смогли спрятаться)

- Что понял Кролик, когда пришел к Лису в гости? (Лис приготовил пустую тарелку, чтобы съесть Кролика.)

- Как он перехитрил хозяина? ( Сказал, что не ест курятину без укропа и сумел быстро убежать)

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Докажите, что Кролик был умным, сообразительным и находчивым. Рассуждая, используйте текст сказки.

- Итак, теперь мы хорошо знаем сюжет нашей сказки и я предлагаю вам выполнить задание по карточкам .Вам нужно дополнить предложения из сказки, при выполнении задания вы можете пользоваться учебником.  Работать вы будете в группах по 4 человека. Вам даётся 5 минут.

Игра «Дополни предложение».

• Солнышко поднялось совсем высоко; тогда Кролик вскочил и побежал …

• Глянул Кролик по сторонам – нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом …

• - Никак, на обед у тебя …, Братец Лис? – говорит Кролик.

• - Да, Братец Кролик, а какая … да …! – говорит Лис.

• - Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина …

  • Вскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и …
  • Так он крикнул и поскакал дальше. И Лис его…

(Слайд 7-8) - Посмотрите на слайд и проверьте, всё ли вы выполнили правильно. У кого также, поставьте «+», у кого были ошибки «?».

Чтение по ролям.

- Мы описали характеры главных героев. А как передать эти характеры при чтении? (С помощью интонации). С какой интонацией читать за Кролика? (Испуганно, с осторожностью, тихо) А за Лиса? (хитро, громко) А как читает автор? (Выразительно, соблюдая все знаки препинания, передаёт настроение).

- Ребята, как вы думаете, удалось нашим «артистам» передать характеры героев? Всё ли у них получилось? Кто ещё хочет попробовать?

Читать выразительно.

Характеризоватьгероев.

Отвечать на вопросы.

Участвовать в работе группы; договариватьсядруг с другом.

Проверять по эталону.

Читать выразительно, по ролям.

Оценивать выразительное чтение товарищей.

7

Подведение итогов

- Какую цель на уроке мы поставили перед собой? Достигли её?

- Что было для вас особенно интересно?

- Кому захотелось прочитать всю книгу дядюшки Римуса? Взять её можно в библиотеке.

Отвечать на вопросы, обобщать.

8

Рефлексия

( Слайд 9)

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Оценивать свои достижения.

9

Домашнее задание

Выразительное чтение сказки по ролям.

Запись д.з. в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению "Братец Лис и Братец Кролик"

Технологическая карта первого урока по теме афроамериканских сказок в рамках технологий критического мышления...

Конспект «Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

Подробный план-конспект урока литературного чтения во 2  классеТема: «Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Дж. Харрис "Братец Лис и братец Кролик"" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения содержания «Братец Лис и братец Кролик» Дж. Харриса.Задачи урока:Дидактические:узнать сведения из био...