Смысловое чтение
учебно-методический материал по чтению

Шарипова Гульнур Фаатовна

выступление на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon smyslovoe_chtenie.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация технологии смыслового чтения в начальной школе «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).

Слайд 2

. Место смыслового чтения в ФГОС ФГОС НОО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента « овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»

Слайд 4

Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, улавливание всех деталей и практическое осмысливание извлеченной информации. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Слайд 5

Осмысленное чтение связано с пониманием

Слайд 6

Стороны смыслового чтения Смысловая: - понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: -способ чтения, -темп чтения, -правильность чтения, -выразительность.

Слайд 7

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения *АНАЛИЗИРУЕТ заголовок * НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ *ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий *СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом * ВКЛЮЧАЕТ воображение

Слайд 8

Проблемы при формировании навыка смыслового чтения Проблема 1 Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания . Проще говоря « дети не вчитываются в задание».

Слайд 9

Проблема 2 Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту . Проблемы при формировании навыка смыслового чтения

Слайд 10

Проблемы при формировании навыка смыслового чтения Проблема 3 Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения .

Слайд 11

Проблема 4 Узкий круг самостоятельного детского чтения . Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков. Проблемы при формировании навыка смыслового чтения

Слайд 12

Проблема 5 Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Проблемы при формировании навыка смыслового чтения

Слайд 13

технологизация всех сфер жизнедеятельности - учёт современных условий, в которых живут наши ученики Проблемы при формировании навыка смыслового чтения

Слайд 15

главное знать ЧТО и КАК понимать в тексте

Слайд 16

Технологии, методы и приёмы развития смыслового чтения 1.Технология продуктивного чтения 2. Технология формирования типа правильной читательской деятельности 3. Технология развития критического мышления

Слайд 17

Файрушина Ф.М. «Тонкие и толстые вопросы»; Эргашова Р.М. «Синквейн», «Японские хокку», «Эссе»; Шарипова Г.Ф. «Верные - неверные утверждения»; Мирзаянова А.Ф. «Чтение с пометками или «Инсент», «Чтение про себя с вопросами»; Колбина Л.Г. «Прием «Сводная таблица», «Фишбоун»; Шушпанова Л.Н. «Утраченное словечко», «Сконструируй определение», «Дополни определение». Мастер-классы «Использование приемов смыслового чтения на уроках» ШМО уч.нач.кл. от 12.01.2018

Слайд 18

Технология продуктивного чтения Системно – деятельностный подход в формировании смысловрго чтения. Технология работы с клоуз – тестом . Что такое клоуз – тест? Текст с пропущенными компонентами. Задача выполняющего – вставить эти компоненты.

Слайд 19

Тихо в _________________ лесу. Снегопад замёл __________________ следы. Вот из сосняка раздался ________ перестук. Это _____________ дятел трудится над ______________ шишкой. ______________ умелец загнал шишку в расщелину ______ сосны. Дятел _________________ разбивал шишку клювом и доставал _______________семена. Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.

Слайд 20

2 класс ТЕСТ № 1 Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая … . На опушке в лицо вдруг … теплом. … оттаяла, согрелась за день, теперь воздух … об нее. Ю. Коваль. «Весенний вечер» 28 слов Карта текста Пропущенные слова: лужи, дохнуло, земля , греется .

Слайд 21

Прием «Утраченное словечко» Прошу помочь восстановить текст с помощью учебника. Ученики должны в тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы. Цель : сформировать умение вдумчиво читать, сопоставлять смысловую информацию с целью дальнейшего использования. Американские страусы являются представителями отряда __________________ . Нанду обыкновенный живет в степных просторах _____________. Это ____________ птицы, высотой около ____ , массой более _____ . Мелкие перья покрывают шею, ____ и ____ , ________ перьев в хвосте нет. Нанду обыкновенный пасется, образуя небольшие ____. Едят нанду _______ , ___________, молодые растения, их семена. Гнездо строит и высиживает птенцов ____ . В гнезде может быть _______ яиц. Страусята рождаются ____, желтого цвета с черными пятнышками. Уничтожают семена _____ растений.

Слайд 22

Вывод: смысловое чтение – фундамент обозначенных в стандарте результатов. Наша задача, как учителей начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....