Работа над проектом на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах
статья по чтению (3 класс)

Краснова Наталья Владимировна

Из опыта работы над проектом. Исследовательский проект на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

В современной начальной школе возникла необходимость подготовки учащихся к деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои  действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Какова же цель проектной деятельности? Это понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности: обучение планированию, сбор и обработка информации, умение анализировать, повышение мотивации к учению, развитие творческих способностей, деловое общение в коллективе, составление отчета в письменном  или электронном виде.

В своей работе я применяю проектные и исследовательские методы обучения.  Работа над проектом позволяет приобретать знания, которые позволяют связать то новое, что узнают ребята с чем-то знакомым и понятным в реальной жизни. В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течении определенного времени. Успех работы над проектом – достижение конечного результата.

Работа над проектом делится на несколько этапов

  1. Подготовка (определение темы, цели, актуальность, выдвижение гипотезы проекта; деление учащихся на группы.)
  2. Планирование (определение источников информации, сбор и анализ информации ; определение способов представления результатов- продукт; распределение обязанностей в группе.)
  3. Исследование  (формулировка проблемы;  выдвижение гипотезы решения проблемы.) Результаты и выводы (конкретное решение теоретической проблемы, продукт, конкретный результат) Отчет (выступление)
  4. Оценка результатов (рефлексия, самооценка, взаимооценка.)

После выполнения проекта важно обсудить с учащимися итоги работы, определить степень достижения цели, вклад каждого члена команды в успех проекта.

Поисково-исследовательский проект « Сборник сказок»

 Проект предназначен для индивидуального создания учащимися в процессе исследовательской, творческой деятельности своего сборника сказок,  

Цели и задачи:

-Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора - докучной сказке.

-формирование читательского интереса;

- развитие творческих и познавательных способностей младших школьников;

- создание условий для формирования творческих способностей и исследовательских навыков учащихся;

-приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной  сказки;

- совершенствовать словарный запас учащихся;

- совершенствовать навыки работы в коллективе, рефлексивные навыки.

Конкретный ожидаемый результат:

• учащиеся смогут творчески применять полученные знания о докучных сказках;

• познакомятся с русскими народными докучными сказками;

• смогут создать собственную сказку;

• смогут проявить свои творческие способности и познавательные интересы в процессе  создания проекта собственного сборника сказок.

 Создавая свой сборник, дети самостоятельно выбирают сюжетную линию и героев сказки.  Им предстоит не только изучить существующие сказки, но и написать и оформить тексты собственного сочинения.

Результат, который должны получить дети: иллюстрированный сборник сказок, в котором  с помощью текстов и иллюстраций представлен мир сказочных героев.

Идея создания проекта возникла на уроке  литературного чтения в 3 классе в рамках изучения раздела «Устное народное творчество». Само  понятие «докучные сказки» вызывает интерес. В сказках о животных персонажами являются животные. В волшебных сказках происходят чудеса. А о чём  говорится в докучных  сказках? Дети очень заинтересовались таким понятием, как докучные сказки. Всем было интересно, откуда такое название, как возникли эти сказки, можно ли в современных условиях создать их самим.  Исследование здесь было просто необходимо.

Основополагающий вопрос:

Что такое «докучные сказки».

Как самим создать свою  интересную « докучную сказку».

Проблемные вопросы:

Как появилось название докучные сказки и как возникли докучные сказки?

Как найти «докучные сказки»?

Какие «докучные сказки самые интересные» и почему?

Как создать свой сборник сказок?

• Можем ли мы сами создать сборник сказок?

• Что нам нужно узнать, чтобы суметь создать сборник сказок?

• Как составляются «докучные сказки?

• Что интересного в «докучных сказках»?

• Что особенного будет в нашем сборнике сказок?

• Как нам назвать свой сборник сказок?

• Кто может стать читателем наших сказок?

• Как мы сможем узнавать об откликах на наши сказки?

Учебные вопросы

• Простейшие сведения о теме читаемого произведения.

• Знание особенностей русских народных  докучных сказок.

• Умение распознавать различные виды сказок.

• Умение представить сказку.

  Методы исследования

1.Поиск и чтение сказок

2.Беседа с родителями;

3.Поиск информации в Интернете;

4.Собственные наблюдения.

5.Обобщение.

План проведения проекта

Вводное занятие (1 неделя)

Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта

1. Ученики  и учитель выбирают тему.

2. Учитель и ученики  обсуждают, где можно взять материал по интересующей теме (интернет, книги, альбомы).

Определение группы учащихся

Формирование групп и  определение задач для каждой группы

1группа -  Группа теоретиков; задания: читать докучные сказки народные, найти материал по их происхождению .

2группа-  Группа аналитиков; задание: произвести исследование, что знают взрослые о докучных сказках.

3группа - Группа сочинителей:

Сочинить свои авторские докучные сказки.

4группа-  Группа художников; тема выставки: "Докучные сказки", создание иллюстраций.

2 неделя.

 Учащиеся проводят исследования при поддержке учителя- тьютора и родителей , уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель- тьютор консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта.

3 неделя.

Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой защите. Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы учащихся осуществляется через размышления о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить в будущих работах. Ученикам предлагается высказать своё мнение.

Подготовительный этап

Подготовить учащихся для проведения проекта.

Cоставить план проведения проекта, распределить обязанности, подготовить материал (поход в библиотеку, изучение книг домашней библиотеки, ресурсы интернет).

Спланировать оценивание детей.

 Основной этап

Общее: экскурсия в библиотеку, школьную библиотеку, представление детей домашней литературы, анализ сюжетов, выработка критериев оценки представленных работ, сроки выполнения, обсчет результатов опроса родителей и детей других классов.

Этап обработки собранных материалов

Систематизация и анализ результатов групп «аналитиков» и «теоретиков»;

Чтение и корректировка текстов сказок;

Создание иллюстраций к сказкам.

Итоговый этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....

Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Проект«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»...

Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»

Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит бал...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Методический проект: «Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»

Методический проект:«Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»...

Внеурочная деятельность в начальных классах. (Из опыта работы)

Описание опыта работы во внеурочных проектах....