"Словарно-лексическая работа как необходимое условие осознания младшими школьниками содержания художественного произведения."
статья по чтению (2 класс)

Петрова Елена Петровна

                          В  статье указываются и разъясняются методы и подходы работы над текстом на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx200.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                     Петрова Е.П.

 учитель ГБОУ Школа № 827

"Словарно-лексическая работа как необходимое условие осознания младшими школьниками содержания художественного произведения."

В работе над текстом на уроках литературного чтения большую роль играет словарно-лексическая работа. Чтобы воспитать у учащихся любовь к русскому языку и литературе, познакомить их с богатством языка, научить им пользоваться, следует воспитать внимательное отношение к слову, к его смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне.

Умение «видеть» и понимать  слово в тексте вырабатывается путем различных упражнений.  Такие приемы известны давно и активно используются на уроках чтения. В содержание словарной работы на уроках  учитель включает:

1.Описание значения слова с помощью Толкового словаря;

2. Упражнения, направленные на правильность употребления слова в речи, опирающиеся на представление о лексическом богатстве языка – подбор синонимов, омонимов, антонимов, работа над  многозначностью слова;

3. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка – эпитетами, сравнениями, метафорами. С помощью этих художественных средств воспитывается внимание к образной стороне языка.

Однако при проведении такой работы мы сталкиваемся с такой проблемой, когда например, толкование слова  при обращении к словарю не всегда дает полную картину о содержании понятия, да и не всегда ребенок обратится за помощью к толковому словарю (нет в доме, не хочется прилагать усилия…).

Исследование, которое было проведено во втором классе, наглядно показывает, что традиционный подход к проведению словарно-лексической работы на уроках литературного чтения требует пересмотра.

Чтобы получить результаты была проведена работа с текстом Е.Пермяка «Смородинка». Замеры были проведены на примере этого произведения потому, что текст, помимо своей художественной составляющей, имеет и научно-познавательный аспект, дающий через художественные образы, через изображения событий  понятие о природных явлениях в жизни.

 В работе принимало участие 26 учеников. Детям было предложено прочитать рассказ и отметить непонятные слова. Время чтения не было ограничено, учащиеся работали самостоятельно. После первого прочтения было предложено прочитать этот же рассказ ещё раз и отметить другим карандашом, какие непонятные слова встретились во второй раз.

Результаты исследования я обработала и составила диаграммы, на которых видно, что наиболее часто встречающимися словами, которые были неясны, являются:

Черенки - 73%

Дерн - 88%

Палисадник – 65%

Комья – 65%

Калинниковы – 23%

Колышки – 42%

Покорилась - 30%

(см. Приложение №1)

Анализируя результаты, я предполагала, что значение слова «черенки» можно было понять, опираясь на текст рассказа. Приведу пример из произведения, что сказано о черенках:

Е. Пермяк «Смородинка»:

«…Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.

  Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

     — Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

  Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

     — Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни

корешков, ни веточек?

     А отец отвечает:

     — Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.»

Самостоятельно, без проведения совместной работы с учителем, второклассники этого сделать не смогли: не вычленили признаки предмета, им не удалось составить о нем понятие.

На второй диаграмме видно, что после второго прочтения у большинства   детей количество непонятных слов сократилось (см. Приложение № 2).

Слово «дерн» было непонятно сначала 23 учащимся – после второго прочтения  15.

Слово «комья» при первом прочтении неясно 17 ученикам – после второго прочтения 15.

«Палисадник»  17  -  14 уч-ся.

 «Черенки»    19   -   15 ученикам.

 Слово «Калинниковы» непонятно сначала 6 ученикам, после второго прочтения- 5.

 То есть, можно предположить, что они осознали «текстовое» значение слова через контекст, через словообразовательные связи, через установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом. Однако, необходимо отметить, что у некоторых детей количество непонятных слов не только не сократилось, но и увеличилось после второго прочтения. Это требует дальнейшего уточнения и выявления причин.

Таким образом, при подведении итогов проделанной работы, можно сделать следующие выводы: у детей младшего школьного возраста понимание слова – важная собственная познавательная задача. В центре внимания читательской деятельности второклассников – слово. Без понимания значения отдельных слов невозможно понять текст. Справиться с такой задачей  ребенок может в том случае, если объяснение слова реализуется только в составе словосочетания, неотрывно от контекста, от общего содержания, от определения того, насколько оно значимо в тексте, в какой мере помогает раскрыть главную мысль произведения. Но самостоятельно вычленить смысл слова из текста, даже если дети знают  значение этого слова, пользуются в своей повседневной деятельности (горсточка) в своей читательской деятельности пока не могут, не осмеливаются, не имеют такого опыта?!

После проведенных исследований учащиеся еще раз обратились к тексту и под руководством учителя провели словарно-лексическую разъяснительную работу, анализируя и исправляя ошибки, опираясь на разные репрезентативные системы:

Визуальную – была показана презентация с картинками, объясняющая наиболее часто встречающиеся непонятные слова с обсуждением;

Кинестетическую – пытались сформировать представления о горсточке, показывая ее, было предложено насыпать горсточку пшена. Представления о черенках подкреплялось прутиками, которые дети принесли после экскурсии.

Такой подход к лексическому толкованию слова, помог организовать вдумчивое чтение произведения и полнее понять его смысл. В словарно-лексической работе надо больше учитывать собственные познавательные (когнитивные) трудности учащихся: учить их обнаруживать эти затруднения, решать с помощью своей вербальной сети (своего словарного запаса, житейских представлений). А также с помощью текста художественного произведения, который в детской литературе часто бывает очень объяснительным.

   

Приложение № 1

Первое прочтение

Второе прочтение

Приложение № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий диалогового взаимодействия - необходимое условие самореализации младшего школьника

Стать посвящена применению технологии диалогового взаимодействия в начальной школе....

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Текст- описание в содержании художественного произведения.(второй урок)

В этом разделе вы можете познакомиться с уроками литературного чтения...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.

Урок 38-39Тема: В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст описание в содержании художественного произведения.Тип урока: Урок открытия новых знанийОб...

Применение технологий диалогового взаимодействия  необходимое условие самореализации младшего школьника.

Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования.В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение разви...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...