Применение технологий диалогового взаимодействия  необходимое условие самореализации младшего школьника.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Багно Виктория Викторовна

Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования.

В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе инновационных технологий, различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития  способностей, знаний умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichnye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологий диалогового взаимодействия  необходимое условие самореализации младшего школьника

«Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия»   Н.И. Мирон

Приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования.

В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе инновационных технологий, различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития  способностей, знаний умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельностной личности, но и разберется в способах их развития.

Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.

В организации обучающего диалога важна не только гносеологическая его сторона как событие, в ходе которого осуществляется познание, но и онтологическая его сторона как категория бытия некой бесконечной сущности.

Когда ученик, работая в группе, слушает выступающего, маловероятно присвоить себе качество собеседника, так как слушание предполагает полное проникновение в понимание  собеседника. Это возможно только тогда, когда в состоявшемся диалоге задействованы глаза, запахи. Ощущения, прикосновения, эмоции, а главное – заинтересованность друг в друге, при этом мотивации могут носить и противоположную окраску. Таким образом, только пара может обеспечить необходимые условия для развития качества собеседника.

Работая в паре, ученики учатся,  попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательными и считаться с партнерами, с их мировоззрениями и интересами, с принадлежностью к другой национальности и родовой культуре, так как развивается чувство ответственности за свои поступки и за поступки  собеседника.

Процесс обучения при использовании технологий диалогового взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими. Так, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой участник этого диалога имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности.

В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, обсуждать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми.

Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

Целью педагогической деятельности становится создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем усвоения ими содержания учебных программ. Для повышения эффективности учебного процесса рекомендуется использовать технологии диалогового взаимодействия:

  • Работа в парах постоянного и сменного состава;
  • Работа в малых группах;
  • «Взаимообмен заданиями»;
  • Технология рефлексивного чтения. Методика Ривина.

-Технология взаимного обмена текстами  методика «Взаимопередача тем». 

При использовании технологии диалогового взаимодействия у учащихся исчезает один из вечных школьных страхов – страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, страх не угадать то направление размышления, которое соответствует теме урока, страх не справиться с таким огромным объемом материала.

Каждый ученик, получая во время социализации, рефлексии обратную связь, не оценивая отметкой свои действия, осознает свою значимость для других и для себя в процессе сопоставления собственного индивидуального мира с миром другого человека, через эмоции и ощущение сопричастности. При этом происходит обогащение индивидуального мира (опыта) одного человека индивидуальным опытом другого,  их объединение,  направленное на преодоление отчужденности, снятие чувства страха и в общении, коррекции заниженной или завышенной самооценки.

Учебная деятельность в режиме технологий диалогового взаимодействия помогает учителю и ученикам сделать процесс развития мышления более целенаправленным и эффективным, а изучение предметов творческим и интересным.

Литература:

1. Вахрушев А.А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах / А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 6.

2. Данюшевская Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.

3. Дибленкова А.Н. Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках/А.Н. Дибленкова//Начальная школа плюс. До и После. - 2008. - № 8.

     4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с   учениками: пособие для учителя/Е.Л. Мельникова. - М., 2006.

     5.Современные  педагогические технологии основной школы в условия      ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.