УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
статья по чтению (3 класс)

Развитие речи младших школьников – это самая острая, самая актуальная проблема  современного процесса обучения.

Ведь на сегодня основной целью обучения является не просто дать ученику определенный запас знаний, умений, навыков, а подготовить его к самостоятельной деятельности.

В современном образовании изменился и сам подход к обучению, а именно, к развитию речи младших школьников. В новом обществе складываются  и новые  требования к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalenko-statya2.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

        УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                                                                                                                  Е.В.Коваленко

                                                                        МБОУ «Гимназия №7», г.Батайск

           Развитие речи младших школьников – это самая острая, самая актуальная проблема  современного процесса обучения.

Ведь на сегодня основной целью обучения является не просто дать ученику определенный запас знаний, умений, навыков, а подготовить его к самостоятельной деятельности.

В современном образовании изменился и сам подход к обучению, а именно, к развитию речи младших школьников. В новом обществе складываются  и новые  требования к школе.

[Благодаря ФГОС произошло переосмысление самой методики преподавания русского языка и литературного чтения.

Обучать русскому языку – это значит обучать речевой деятельности:

  • слушанию,  говорению,  чтению,  письму.

Что может быть важнее речи? Ведь именно речевая деятельность необходима для общения в социуме, для передачи информации. Значит, главной целью в обучении русскому языку и литературному чтению является умение общаться.

Развивать речь – это значит овладевать речью, средствами языка:

  • фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи.

Инновационные технологии  дают возможность организовать процесс обучения таким образом,

  • чтобы ученику было интересно,
  • чтобы у ученика возникло желание познавать,
  • чтобы ученик стремился к познанию.

           На уроке литературного чтения учитель может ставить различные задачи, по-разному строить алгоритм изучения того или иного материала – все это работает на успех урока в целом. Именно разнообразие типов и методов планирования уроков обеспечивает столь необходимую познавательно-коммуникативную мотивацию читательской деятельности ученика.]

              Итак, поговорим о типах уроков литературного чтения.

  • Вводный урок или урок знакомства с произведением ( темой)- раскрывает изучаемую тему урока или всего тематического раздела. Целью данного урока является подготовка учащихся к целостному  восприятию произведений, объединенных определенной темой. Очень важно вызвать интерес, затронуть личные впечатления учащихся. Большое значение имеет повторение прежде полученных знаний, которые будут необходимы для изучения  данной  темы. Материал вводного урока должен носить обобщающий характер и формировать у детей общие представления. А также он должен соответствовать  таким требованиям: связь с ранее изученным материалом и связь с личным опытом ребенка; открытие новых возможностей работы для ребенка ( проблемная ситуация; познание-деятельность; достижение цели). Приоритетными становятся:

 - коммуникация, - восприятие-понимание, - диалог.

  • Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом).
  • Урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста — пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т. д.).
  • Урок развития речи  (создание всевозможных форм интерпретации текста — устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).
  • Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок).
  • Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).

[Развитие личности ребенка происходит в условиях обычного школьного урока, благодаря определенному предметному содержанию. Каждый новый текст должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникло желание находить новые смыслы. В процессе осмысления ребенок не просто оценивает прочитанный текст, он учится ставить перед собой цели, выстраивает пути достижения этих целей, и, конечно, обсуждает свой результат вместе с другими учениками класса и учителем. В ходе этой работы для ребенка становится значимым мнение другого человека, взрослого и маленького читателя. У него формируются творческие способности, а также - идет усвоение определенных нравственных норм.

Ребенок от урока к уроку становится «зрелее», поскольку изменяется его внутренний мир: он «творит» вместе с авторами разных произведений, вслушивается в их голоса, видит все новые оттенки слова. Он овладевает чувственной и рефлексивной оценкой своей деятельности].

Урок литературного чтения можно рассматривать [как коммуникативное событие – встречу читателей с автором, которая способна что-то изменить в личности ребенка. Чтобы ребенок захотел себя изменять, учить, учителю важно понимать то, что только в определенных условиях может произойти это изменение, «взращивание» себя, формирование и взросление читателя]. Позиция ребенка никак не может быть пассивной, ведь только в созидании, в действии рождается творческая неповторимая личность, индивидуальность.

На уроках литературного чтения ученик осваивает новую позицию –позицию читателя. В диалогах с авторами, с одноклассниками через пространство текстового материала в нем может открыться много каналов, через которые и потянуться ниточки от его души, его внутреннего мира к душе автора, писателя или поэта. Крайне важно понимать, что происходит с читателем на уроке, как он взрослеет, почему задает такие вопросы, почему молчит, в каком случае спорит…

Главным результатом урока являются внутренние изменение человека, создание нового текста, появление новых вопросов, рождение желания побежать в библиотеку за произведением какого-то автора или стремление продолжать диалог, начатый на уроке, вне школы. Этот результат – особый духовный продукт, который сопряжен с глубокой внутренней деятельностью каждого ребенка, каждого участника диалога. 

Урок литературного чтения имеет постоянную   психологическую  структуру. Урок начинается с особой ситуации – установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности.

После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс становится естественным, знакомым, ученики его будут ожидать как новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором.

Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста. 

  • Подготовка к первичному восприятию текста

Целью является создание соответствующей эмоциональной атмосферы, оживление жизненных впечатлений детей, необходимых для восприятия произведения.

Возможные методические приемы: 

  • анализ содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему;
  •  выставка книг или книги , в которую включено изучаемое произведение;
  • рассказ учителя о героях и событиях , рассматриваемых в произведении;
  • просмотр репродукций картин; слушание музыкального произведения;
  • просмотр кинофрагментов, диафильмов;
  • беседа на тему, близкую теме произведения;
  •  беседа о творчестве писателя или поэта;
  • викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов;
  • чтение трудных для учащихся в техническом отношении слов и т. д.

Для того чтобы ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение можно [прибегнуть к созданию особой проблемной ситуации, она интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел». Такую проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и для исследования.]

Именно такая ситуация «вхождения» в новый, непонятный пока текст, требует вступления учеников в особые отношения - диалог. Если ученикам хочется узнать смысл  произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.  В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.

Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных  УУД.  

  На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития ценностно-смысловой и коммуникативной сферы. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения  себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).

Хочу обратить особое внимание на то, что все УУД тесно взаимосвязаны и их формирование  происходит на всех этапах урока. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М.С.Васильевой, М.И.Омороковой, Н.Н.Светловской. - М., 1997.
  2. Смолеусова Т.В. Новое качество образования и пути его достижения // Начальная школа плюс до и после, 2008, №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование универсальных учебных действий на примере урока литературного чтения в первом классе...

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Данная статья, посвящена рассмотрению аспектов, а также особенностей проявления темперамента в младшем школьном возрасте. Материал данной статьи предназначен для родителей младших школьников, а также ...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

За последние десятилетия  произошли изменения в целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования,  появился переход к пониманию ...