Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
статья по чтению (2 класс) по теме

Емельянова Анастасия Алексеевна

Данная статья, посвящена рассмотрению аспектов, а также особенностей проявления темперамента в младшем школьном возрасте. Материал данной статьи предназначен для родителей младших школьников, а также для учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proyavlenie_temperamenta_v_mladshem_shkolnom_vozraste.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Проявление темперамента в младшем школьном возрасте

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.

Процесс развертывания темперамента происходит постепенно. Так как тип темперамента определяется общим типом высшей нервной системы, и понимается как генотип, то, по мнению В.С.Мерлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созревают основные свойства нервной системы.

Постепенное развертывание темперамента заключается в том, что различные его свойства возникают и проявляются в разном возрасте.

Тип темперамента возникает не весь сразу, а развивается в определенной последовательности, которая обуславливается общими закономерностями созревания высшей нервной системы и психики ребенка в целом, а также специфическими закономерностями созревания типа каждого типа нервной системы.

К таким специфическим особенностям нервной системы в течение младшего школьного возраста относятся:

  • слабость как возбудительного, так и тормозного процессов, их неуравновешенность, а также очень высокая чувствительность;
  • более быстрое по сравнению со взрослыми восстановление сил;
  • слабо выражено такое свойство нервных процессов, как инертность;
  • подвижность основных нервных процессов зависит от возрастной слабости и неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношения сильной и слабой иррадиации с очень слабой и медленной с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов;

В течение младшего школьного возраста были замечены следующие изменения темперамента: изменение отдельных свойств темперамента, усложнение структуры темперамента, изменение типа темперамента в целом. [18]

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у детей является высокая пластичность нервной системы.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей младшего в процессе становления.

Характеристика четырех типов темперамента, характерная для младшего школьного возраста:

1) Сангвиник.  Характерна быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений. Душа любой компании: общительный, открытый, легко сходится с незнакомыми детьми, склонен к лидерству. Отрицательная черта характера таких детей — это отсутствие страха и беспечность. На первый взгляд, такие дети находка для родителей и воспитателей, но не все так просто. Дети сангвиники очень часто не доводят начатое дело до конца, так как берутся за любое задание не задумываясь, хватит на это сил или нет. Из ребенка сангвиника вырастают взрослые оптимисты. Такие дети быстро забывают обиды (вернее они их вообще не помнят) и каждый день для них начинается с «чистого листа». В школьном возрасте дети сангвиники отличаются хорошей успеваемостью, но добиться большего результата им мешает отсутствие усидчивости и терпения. Дети сангвиники любят подвижные коллективные игры — футбол, хоккей, баскетбол.

2) Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик.

Такие дети, осторожны и спокойны, неторопливы, осмотрительны. Из них вырастают взрослые, которые любят все делать основательно. Ребенок флегматик не любит проявлять эмоции, поэтому кажется, что ему все равно — выиграл он или проиграл в какой-либо игре или соревновании. При этом они предпочитают спокойные игры. Ребенок флегматик не любит новшеств в жизни, он долго привыкает к новой обстановке и новым друзьям. Такие дети отличаются хорошим сном, но зато просыпаются они тяжело и еще долго отходят от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят что они «совы».

3) Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик. 

Дети-холерики любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Все процессы в организме ребенка холерика идут быстро — это касается и запоминания новой информации и выздоровления после болезней.

4) Слабый тип - меланхолик. 

Данный тип темперамента характеризуется повышенной чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций, но внешне выражает их достаточно слабо. Дети-меланхолики сдержаны, замкнуты, рассудительны и неторопливы. У них часто хорошо развита интуиция, такие дети любят помечтать. Чаще всего они неуверенны в себе, робки,  тяжело усваивают новую информацию, быстро устают. Не любят перемен. Очень остро реагируют на критику и замечания, подолгу переживают. [17, 293-296 с.]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Эксмо, 2008. – 576 с.
  3. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с. 
  4. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1997 – 272 с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с 
  6. Головнева О. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений // Школьный психолог. — 2008. — № 10.- с 23-32
  7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
  8. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.
  9. Дружинин В. Н. Психология семьи. - 3 изд. - М.: Питер, 2006. - 176 с.
  10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
  11. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Спб, Астрель,2004. - 244 с.
  12. Зимина М., Устинова Н. Энциклопедия молодой семьи. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.
  13. Кант, И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
  14. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с.
  15. Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс…. канд. психол. наук. – М., 1998.
  16. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. - 1999. - №4. - С. 17-27.
  17. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. — Психическое развитие детей в норме и патологии – М., 2004 – 480с.
  18. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
  19. Крысько, В. Г. Социальная психология: Курс лекций. - 3 изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
  20. Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997.,      стр. 164
  21. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - 174 с.
  22. Линда Берг-Кросс Терапия супружеских пар. Институт психотерапии, 2004. - 528 с.
  23. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002  -  592 с.
  24. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005.- 150 с.
  25. Мартинкевич Э. Супермама: программа занятий с родителями по изменению проблемного поведения детей. // Школьный психолог. — 2008. — № 1.
  26. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 256 с
  27. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития – М.: Академия, 2009. – 640 с.
  28.  Навайтис Г. Семья в психологической консультации – М.: МПСИ, 1999, 224
  29. Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. С. 39-52.
  30. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982. - 153-159 с.
  31. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
  32. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
  33. Павлов, И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
  34. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
  35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Владос, 1996.- 528 с.
  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.. - 2-е изд. изд. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
  37. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999 – с.82
  38. Соловьева Д. Как общаться с собственным ребенком? // Школьный психолог. — 2008. — № 5.
  39. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.- 776 с.
  40. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. — М.: Книголюб, 2007. –144 с.
  41. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.
  42. Хухлаева О. Работа психолога с родителями: концепции и технологии. Курс лекций // Школьный психолог. — 2006, № 17 — 17–24 с.
  43. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.
  44. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд. изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Формирование универсальных учебных действий на примере урока литературного чтения в первом классе...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

За последние десятилетия  произошли изменения в целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования,  появился переход к пониманию ...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...