Урок литературного чтения 1 класс по теме :М.Пришвин. Глоток молока
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Татьяна Валентиновна Каюшкина

В конспекте показана работа над развитием навыка чтения учащихся ,дыхательная гимнастика,работа над скороговорками,работа по таблице Шульте. Дети учатся работать в паре,в группе. Проводится воспитательная работа по бережному отношению к домашним животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

 открытого

 урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

по теме «М.М. Пришвин. Глоток молока»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Каюшкина Татьяна Валентиновна

город Клин, МОУ – СОШ №17, 22.02.2019 год

Тема: М.М. Пришвин. Глоток молока.

Целевые установки (планируемые результаты):

Предметные: уметь читать текст цепочкой по предложениям, выборочно; понимать читаемое, отвечать на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: учиться определять учебные задачи урока, учиться работать в микрогруппах, договариваться о последовательности выполнения работы в группе;

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы из коллективного обсуждения;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Личностные: развитие нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

Задачи: познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Глоток молока».

Оборудование: мультимедийная презентация,  учебник «Азбука».

Ход урока

1.Организационный момент

«Прозвенел звонок,

  Начинаем мы урок»

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики           любознательности. Вы готовы слушать и слышать,   спрашивать и отвечать.

2. Для начала - речевая разминка.

-Упражнение 1. Дыхательная гимнастика (Бабочки)

(глубокий вдох через нос, выдох )

-Упражнение 2. Артикуляционная гимнастика. (Цокает лошадка)

 -Упражнение 3.Чистоговорки.

Жужжащее чтение (раз, два три, четыре, пять- начинаем все читать)  Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки.

ка-ка-ка – подарили мне щенка,

                                ку-ку-ку – молоко даю щенку,

   ок-ок-ок – замечательный щенок,

 ик-ик-ик- - я к нему уже привык.

-Упражнение 4. Скороговорка. Отработка дикции

я произношу скороговорку, а вы постарайтесь повторить за мной:

«Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока»

-произнесем ее шепотом;

- произнесите ее про себя три раза;

-по рядам

-Молодцы! Следующая скороговорка

«От топота копыт пыль по полю летит»

-Упражнение 5. Таблица Шульте (называем числа)

-А теперь поднимите руку вверх, опустите себе на голову и в широкой улыбке произнесите: «какой я молодец!» или «какая я умница

- А теперь сделали губы трубочной и поднесите указательный палец к губам и скажите : «Тссссс!»

-Упражнение 6. Работа по столбикам слов (Техника чтения)

- Продолжаем, на партах у вас листы со словами. (Минутка скорочтения)

-Спасибо, молодцы!

-Ребята, хорошо ли мы умеем читать? Необходимо ли нам совершенствовать навык чтения?

-Чему мы будем учиться на уроке?

3. Прогнозирование содержания по названию.

-Сегодня мы будем знакомиться с  произведением  М.М. Пришвина “Глоток молока”.

-Давайте немного пофантазируем. Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

- Наверное, этот глоточек молока для кого-то здесь очень важен, если Михаил Михайлович решил назвать так весь рассказ.

4. Первичное восприятие текста.

- Давайте послушаем рассказ ( читает учитель )

-Понравился вам рассказ?

-Оправдались ли наши предположения?

-Так почему же так назван рассказ?

-Прочитайте слова известного французского писателя на доске: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Так говорят о животных, которые живут у нас дома, я бы хотела, чтобы к концу урока вы ответили на мой вопрос, что это значит и согласны ли вы с этим высказыванием?

-Сейчас вы будете читать рассказ самостоятельно, и мы попробуем глубже проникнуть в его содержание.

-Но я хочу помочь  вам, прочитаем слова с пометами

(на доске карточки со сложными словами)

5.Жужжащее чтение по абзацам

1 абзац

– Кто такая Лада? (Лада – собака)

- Что с ней случилось? (она заболела)

- Что сделал автор, когда увидел Ладу? (Сказал, что надо поесть)

-Как понимаете слово «отвертывалась?»

-Почему же она так делала? (потому что болела и не хотела кушать)

2 абзац

– Кого позвали к Ладе? ( меня, хозяина, автора)

- Рада ли была собака увидеть своего хозяина? ( Она подняла голову, обрадовалась)

-Как Лада отреагировала на слова автора?

 (Хозяин сказал ей это строгим голосом, приказ собака должна выполнять) 

3.абзац

- Важными были для Лады эти несколько глотков молока?

6.Повторное чтение текста по предложениям

-Все следим глазками и пальчиком.

7.Анализ прочитанного произведения. Работа с текстом

- Какие слова сказал автор своей собаке? (Лада, надо поесть; кушай, Лада)

- Давайте прочитаем их просто без выражения.

- Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно?

- А почему они подействовали? (наводящий вопрос: Как слова были сказаны?) (Спокойным, тихим, как бы уговаривая.)

- Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть.

- Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть?

- Что после этого сделала собака? (Начала лакать)

Вывод: можно ли сказать, что вовремя сказанное ласковое слово и забота могут помочь даже выздороветь.

8.Физминутка (либо МИКС ФРИЗ ГРУП, либо стихотворная)

9. Работа с пословицами.

- Ребята, давайте прочитаем, что говорят о ласке в народе?

-Ребята, согласны ли вы с фразой «мы в ответе за тех, кого приручили»?

- Что это значит?

10. Поработаем в группах , обсудим следующие вопросы:

НАПОМНИТЬ о правилах работы в группе

1. Домашние питомцы

2. Чтобы не было бездомных животных

3.  Завести ли себе друга – животного?

4. Приходилось ли вам помогать животным, защищать?

5.Что вы знаете о приютах для животных?

6. Что значит приручить?

11.Работа над смысловым содержанием

( на доске написаны слова)

- Вы должны прочитать слова и подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

(беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.)

- Какие слова никуда не вошли? Почему?

  Рефлексия.

-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Слайд

( Чтобы не было бездомных животных. Мы приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

12. Итог урока

-Я надеюсь, что после нашего урока вы станете более чуткими, добрыми, милосердными.

Самоанализ

Научить детей правильному, беглому, осознанному выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка - это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения учащихся при чтении текста.

- Упражнения для развития четкости произношения.

- Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

-Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте

-Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают    одновременно вслух, вполголоса.

-совершенствовать артикуляционный аппарат.

-Прием «Губы» (обучение чтению про себя)

-Совершенствовать навык чтения;

-Развивать речь;

-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;

-Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

-содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему.

-развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражении.

-формировать способность к рефлексии

-содействовать развитию умения общаться.

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.

Целевые установки (планируемые результаты):

Предметные: уметь читать текст цепочкой по предложениям, жужжащим чтением,выборочно; понимать читаемое, отвечать на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: учиться определять учебные задачи урока, учиться работать в микрогруппах, договариваться о последовательности выполнения работы в группе;

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; оценивать свои достижения на уроке;  формулировать выводы из коллективного обсуждения;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

Личностные: развитие нравственных чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.

Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и  животных....

Урок литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"

Представлен план-конспект урока  литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"Особенности  урока:тип урока - инновационный в технологии Обучение Критическому Мышлению, с ...

Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....