Тема: В.Драгунский - Тайное становится явным
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: В.Драгунский - Тайное становится явным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»

Цели урока:

Предметные:

  • Познакомить с произведением В.Драгунского «Тайное становится явным»
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы;
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки  и мотивы и определять отношение к нему окружающих и автора;
  • Воспитывать ответственное отношение к делу, умение организовать свое время, работать в группе.

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

ПУУД:

- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Методические примечания

I.Организационный момент

- Ваши знания состоят из маленьких частиц. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.  

Присаживайтесь

Фронтальная форма работы

Мотивация на работу

II.Актуализация опорных знаний

- (Слайд 1) Внимание на экран, прочитайте четверостишие:

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал – утаил.

Отец об этом разузнал.

Поступок Вани явным стал.

- О чём это четверостишие?

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

III.Постановка целей и задач урока

- Сформулируйте тему урока из прочитанного четверостишия? (Слайд 2)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

IV. Изучение нового материала

- (Слайд 3) Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году. Местом рождения будущего писателя стал город Нью-Йорк, поскольку его родители были вынуждены покинуть Белоруссию. Не сумев устроится в Соединённых Штатах Америки, в 1914 году семья Виктора Юзефовича вернулась в советский город Гомель. Здесь в возрасте 5 лет он лишился отца.

Большим событием в жизни Виктора Драгунского стал переезд в столицу в 1925 году. Попробовав профессии токаря и шорника, он попадает в близкую ему театральную среду. В самом сердце страны Виктор Юзефович посещал Театр-студию под руководством Алексея Денисовича Дикого, выступал на сцене Театра транспорта, получил первые роли в кино. Открытость характера, отзывчивость, прирождённый талант и прекрасное чувство юмора помогли ему сделать следующий шаг в профессиональной карьере. Виктор Юзефович получил место в труппе известного Театра киноактёра. Напряжённое соперничество между молодыми новобранцами и именитыми звёздами труппы подтолкнуло Драгунского к созданию самодеятельного театра пародии «Синяя птичка».

Начиная с 1940 года, Виктор Драгунский публиковал фельетоны и юмористические рассказы, писал песни, сценки и эстрадные монологи. События Великой Отечественной войны привели писателя в ополчение. Большой потерей военных лет стала для него гибель брата Леонида Драгунского.

- (Слайд 4) Самым известным творением Виктора Юзефовича считаются добрые, и поучительные рассказы о Денисе Кораблёве, вышедшие под названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано неслучайно. Так звали сына писателя. «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Друг детства» - всё это сочинения талантливого писателя Виктора Драгунского об увлекательной поре, о детстве.

Писатель ушёл из жизни в 1972 году. Но память о нём до сих пор сохраняется в сердцах неравнодушных читателей

- У каждого из вас лежит на парте карточка №1.  На этом листе каждый запишите главную мысль этого рассказа. На ваш взгляд, чему учит этот рассказ? Что хотел сказать автор? (Приложение 1)

- А теперь давайте послушаем, что вы написали. Слушайте внимательно и не перебивайте.

- Молодцы, каждый из вас выразил свои мысли. А теперь мы приступим к работе над пониманием текста и может быть вы измените свою точку зрения  или останетесь того же мнения. Для понимания смысла рассказа мы с вами по ходу урока будем составлять схему.

Фронтальная форма работы

Рассказ

Презентация

Самостоятельная работа

Раздаточный материал

V. Работа с произведением

- Найдите у себя на столах листы с произведением (Приложение 2), начнём читать по цепочке

Фронтальная форма работы

Комбинированное чтение Раздаточный материал

Физическая минутка

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

Фронтальная форма работы

V. Работа с произведением

Беседа по содержанию

- (Слайд 5)Кто главные герои этого рассказа? (мама и сын Дениска)

-А что происходит между ними, какие отношения, мы с вами определим, поработав в группах.

- У вас на партах лежит карточка №2. Вы должны ответить группой на вопросы и ответы записать в таблицу (Приложение 3)

- По одному человеку от группы выступают у доски. Ученики должны выйти на слово - ССОРА или  КОНФЛИКТ.

- Мы с вами можем сделать вывод. Какой? (Что между мамой и сыном возник конфликт.)

-(Слайд 6) Из-за чего конфликт?

-Каждая из конфликтующих сторон хочет решить свою задачу.

Продолжите: мама -……, сын -…….

- И так, между мамой и сыном возник конфликт. А теперь поработаем в группах, и узнаем, во что перерос  конфликт. Найдите карточку № 3 и ответьте на вопросы, поработав в группах (Приложение 4)

- (Слайд 7) Что произошло после того, как мама поцеловала Дениса за то, что он съел кашу?  (В ту же минуту дверь открылась и вошёл милиционер)

- Сколько стало участников конфликта? (4)

- Кто добавился? (милиционер, потерпевший)

- (Слайд 8) Мужчина в шляпе пострадал заслуженно или нет? (нет)

- Значит, страдают посторонние люди. Из-за чего страдают? (Из-за конфликта между мамой и сыном. Из-за каши.)

- А как этого можно было избежать конфликта? (съесть кашу или заменить её другой едой или не пойти в Кремль, можно было договориться с мамой, и не было бы никакого конфликта)

- Значит надо, что уметь делать между двумя людьми, когда начинается ссора, конфликт? (договариваться, если возникла мелкая ссора и не доводить до конфликта, в котором задействованы другие люди)

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

Раздаточный материал

Групповая работа

VI. Итог урока

- Посмотрите на карточку №1 и вспомните ту главную мысль, которую вы сформулировали в начале урока. Соответствует или изменилось  ваше понимание текста? Запишите в карточке №1 во вторую строку то, как вы думаете,  какова главная мысль текса после того, как мы с вами поработали на уроке.

-Озвучьте ваши мысли. Поменялось ли ваше мнение?

- Кто записал главную мысль, которая не совпадает с началом урока ?

Вывод: когда возникает ссора необходимо постараться погасить её сразу между 2 людьми, чтобы не привлекать и других, может быть, посторонних людей  и не совершать обмана.

- В жизни надо нам этому учиться?

Фронтальная форма работы

Беседа

Самостоятельная работа

VII. Рефлексия

- (Слайд 9) Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне было интересно…

Теперь я могу…

Фронтальная форма работы

Презентация

Приложение 1

Карточка №1

Фамилия                                                              Имя

Напиши главную мысль рассказа «Всё тайное становится явным»

  1. Начало урока

  1. Конец урока

Приложение 2

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

– … Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!

Я сказал:

– Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала:

– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

– Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.

– Что вам нужно? – строго спросила мама.

– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

– Не клевещите. Ничего я не выливаю!

– Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

– Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

– Да.

Приложение 3

Карточка  №2

Вопрос

Ответ

1

Что мама хочет, чтобы сделал сын? Что она требует?

2

Чего не хочет сын?

3

Что происходит между мамой и сыном из-за каши?

 

Приложение 4

Карточка №3

1

Чтобы сын съел кашу, что мама ему предлагает?

2

Что сын делает с кашей, чтобы пойти в Кремль?

3

Как поступает сын по отношению к маме?

4

Честно ли поступил мальчик?

5

Как называется нечестный поступок?

6

Во что перерос конфликт между мамой и сыном?

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал

Слайд 2

В.Драгунский «Тайное становится явным»

Слайд 9

Продолжите предложения: Я узнал… Мне было интересно… Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме: "В.Драгунский "Тайное становится явным"

презентация к уроку по теме: "В.Драгунский "Тайное становится явным"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным"

Тема. В.Драгунский «Тайное становится явным»Цели урока:·       познакомить детей с рассказами В.Ю. Драгунского;·       развивать память, вни...

конспект урока литературного чтения Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство детей с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие инте...

Конспект урока литературного чтения по теме: "В. Драгунский «Тайное становится явным"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В. Драгунского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и от...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе по теме В.Драгунский "Тайное становится явным"

Данный урок входит в раздел литературного чтения "И в шутку и всерьез» (1 урок из двух отведенных по программе)На уроке были использованы следующие приемы работы с текстом: инсёрт (заметки ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»», 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», формирование осмысления учащимися главной идеи произведения.Планируемые результатыПред...

конспект по литературному чтению, УМК "Школа России", 2 класс, тема: В. Драгунский «Тайное становится явным»

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Виктора Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»Планируемые  результатыПредметные:знать: биографию В. Драгунского;у...