Рабочая программа по чтению. ФГОС, "Школа России", 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Коринчук Инна Алексеевна

Календарно-тематическое планирование по чтению, 2 класс, по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_2b_klass.docx83.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 26.05.2017г. №5

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

_____________Е.В. Шагвалеева

Приказ

от 07.06.2017 г. № 342

                                                                                                         

                                                                                                               

Рабочая программа

Коринчук Инны Алексеевны

по литературному чтению

2 класс

2017– 2018 учебный год

                               

                                     

                           

                               

                           

пгт. Излучинск

                                               2017

Пояснительная записка

              Программа  по литературному чтению для  2 класса разработана в соответствии с требованиями:

-  Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

 «О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 – 10».

Программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе примерной программы по  литературному чтению  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М. :  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  «Литературное чтение .2 класс в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградова, М. В. Бойкина -  М.: Просвещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе ( Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»).

Общими целями учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе являются:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными видами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

                Коррекционно-развивающие задачи:

  • преодолеть пробелы в умениях и навыках, возникших в период обучения в 1 классе, формировать правильное чтение целыми словами;
  • преодолеть недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки, знания о языке;
  • обогатить словарный запас;
  • развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать         мыслительные операции.

     

1. Планируемые результаты освоения учебного  предмета

        Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

⬥ оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

⬥ оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

⬥ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

⬥ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

⬥ высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами  во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

4. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

5. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях.

6. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:

⬥ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

⬥ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

⬥ понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

⬥ делить текст на части, озаглавливать части;

⬥ выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

⬥ подробно и выборочно пересказывать текст;

⬥ составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

⬥ размышлять о характере и поступках героя;

⬥ относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

⬥ относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

⬥ соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):

-нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;

-первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

-общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);

-сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);

       -фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);

-жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;

-рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):

-интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);

-развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;

-сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

-ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

-изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

-поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

-выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.

Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы: комбинированный урок; открытие новых знаний; урок закрепления; обобщающий урок;

· нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра,

традиционный урок, обобщающий урок, урок-проект; урок-исследование, урок театрализации, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина

Основными формами организации учебного процесса по литературному чтению являются:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- интерактивная;

- фронтальная;

- работа в парах;

- работа в группах.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект, сочинение);

- промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.);

- промежуточный контроль по итогам года.

2. Содержание учебного предмета «литературное чтение, 2 класс»

Раздел курса

Содержание учебного раздела

1

Самое великое чудо на свете

(2 часа)

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

2

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

3

Люблю природу русскую. Осень (7 ч)

Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

4

Русские писатели (15 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

5

О братьях наших меньших (10 ч)

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

6

Из детских журналов (10 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

7

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

8

Писатели детям (21ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

9

Я и мои друзья (13 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

10

Люблю природу русскую. Весна (8ч)

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

11

И в шутку и в серьез (12 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

12

Литература зарубежных стран (16 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»


                                                          3. Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Количество часов

Дата проведения

Самое великое чудо на свете

(2 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению для 2 класса. Введение в тему «Самое великое чудо на свете».

-ориентироваться в учебнике;

-соотносить иллюстрации с содержанием;

-пользоваться словарём в конце учебника.

Книга – великое чудо. Библиотеки.

1/1

1

Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на тему «Старинные книги Древней Руси», «О чем может рассказать старинная книга»

-участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека»;

-находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Книги. Р. С. Сеф «Читателю»

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека»

2/1

1

Устное народное творчество (12 ч)

Знакомство с названием раздела.

Устное народное творчество. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

-прогнозировать содержание раздела;

-читать, выражая настроение произведения;

- находить созвучные окончания в тексте.

Русские народные песни.

Вводная диагностическая работа 

3/1

1

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

-находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;

-находить различия в потешках и прибаутках.

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

4/2

1

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа.

Развитие речи: сочинение по пословице.

-анализировать загадки;

-моделировать загадки;

-распределять загадки и пословицы по тематическим группам;

-объяснять смысл пословиц;

-соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом;

-придумывать рассказ по пословице.

Загадки, пословицы и поговорки

5/3

1

Обучение орфоэпически правильному произношению слов. Обучение пересказу сказки

-придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

-исправлять допущенные ошибки при повторном чтении;

-контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Сказки Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт»

6/4

1

Знание понятий «народная сказка» и «авторская сказка».

С отнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев. Осознанное чтение текста художественного произведения, пересказ сказки, используя иллюстрации учебника. Приводить примеры произведений фольклора.

Оценка достижений.

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-читать, передавая настроение героя;

-читать по ролям;

-рассказывать сказку, используя иллюстрацию в книге.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

7/5

1

-читать, передавая настроение героя;

-характеризовать героев сказки;

-придумывать свои собственные сказочные сюжеты;

- исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

8/6

1

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-пересказывать по составленному плану;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».

9/7

1

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».

10/8

1

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-пересказывать по составленному плану;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Каша из топора»

11/9

1

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-составлять план сказки;

-рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге;

- исправлять допущенные ошибки при пересказе.

Русская народная сказка

«Гуси и лебеди».

12/10

1

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-характеризовать героев сказки;

-соотносить пословицы со сказками.

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

А. А. Шибаев «Вспомни сказку».

13/11

1

Понимание содержания литературного произведения. Простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

-систематизировать и проверить свои знания по теме;

-отвечать на вопросы;

-формулировать выводы по теме.

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».

Тест №1.

14/12

1

Люблю природу русскую. Осень

(7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Картины осенней природы.

Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

- прогнозировать содержание раздела;

- отвечать на вопросы, используя свои наблюдения;

-формулировать ответы;

-составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе;

-работать в парах.

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

15/1

1

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Прием звукозаписи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Выразительное чтение стихотворений.

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

 А.Н. Плещеев «Осень наступила…».

16/2

1

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-представлять картины осенней природы;

-слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении.

А.А. Фет «Ласточки пропали…»

 А. Толстой «Осень».  

17/3

1

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте; -иллюстрировать стихотворение.

С. Есенин «Закружилась листва золотая»

В. Брюсов «Сухие листья»

И. Токмакова «Опустел скворечник»

18/4

1

-читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте; -иллюстрировать стихотворение.

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

19/5

1

-читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора;

- иллюстрировать рассказ;

- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

М.М.  Пришвин «Осеннее утро».

20/6

1

Оценка достижений.

-читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные выражения в лирическом тексте; -иллюстрировать стихотворение;

-проверить свои знания.

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Осень» Проверочная работа №1

21/7

1

Русские писатели (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

-прогнозировать содержание раздела;

-сравнивать авторские и народные произведения;

- отгадывать загадки;

- отвечать на вопросы викторины;

-познакомиться с биографией А. С. Пушкина.

А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.

22/1

1

Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...».

23/2

1

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

24/3

1

-читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-называть волшебные события и предметы в сказках;

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.

25/4

1

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое;

-составлять план произведения.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке.

26/5

1

-пересказывать сказку выборочно  по плану;

-объяснять интересные выражения в произведении;

-оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения.

27/6

1

Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни и пословицей.

-познакомиться с биографией И. А. Крылова;

-отвечать и задавать вопросы.

И.А Крылов. Басни.

28/7

1

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-характеризовать героев басни с опорой на текст.

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

29/8

1

-отличать басню от стихотворения и рассказа;

-знать особенности басенного текста;

-соотносить пословицы и смысл басенного текста;

-характеризовать героев басни с опорой на текст.

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

30/9

1

Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла басни и пословицей. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

- определять главных героев произведения;

-давать характеристики героев;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения;

-соотносить пословицы и смысл прозаического произведения.

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

31/10

1

- определять главных героев произведения;

-давать характеристики героев;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения.

Л.Н.Толстой «Филиппок».

32/11

1

- пересказывать текст;

-соотносить пословицы и смысл прозаического произведения;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения.

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

33/12

1

- определять главных героев произведения;

-давать характеристики героев;

-участвовать в обсуждении;

-составлять план произведения.

Л.Н. Толстой «Котенок».

34/13

1

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Внеклассное чтение. Рассказа, сказки, басни Толстого и Ушинского.

Разноцветные страницы.

Проверка техники чтения

35/14

1

Оценка достижений.

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Обобщающий урок по теме «Русские писатели».

Контрольная работа №1

36/15

1

О братьях наших меньших (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи о животных.

Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приемы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов и рисунков.  

-прогнозировать содержание раздела;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении;

-обогащение словарного запаса;

-тренировка в заучивании наизусть.

Н.И. Сладков «Они и мы»

А.А. Шибаев «Кто кем становится?»

37/1

1

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Б.В. Заходер «Плачет киска в коридоре».

И.М. Пивоварова «Жила - была собака».

38/2

1

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

В.Д. Берестов «Кошкин щенок».

39/3

1

-сравнивать художественный и научно-познавательный тексты;

-сравнивать сказки и рассказы о животных;

-определять последовательность событий.

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

40/4

1

определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

41/5

1

-определять героев произведения, характеризовать их;

-выражать своё собственное отношение к героям;

-давать нравственную оценку поступкам героев;

-оценивать свой ответ.

Б.С. Житков «Храбрый утенок»

42/6

1

видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях;

-составлять план произведения;

-пересказывать подробно по плану произведение;

-участвовать в обсуждении.

В.В. Бианки «Музыкант»

43/7

1

видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях;

-составлять план произведения;

-пересказывать подробно по плану произведение;

-участвовать в обсуждении.

В.В. Бианки «Сова».

44/8

1

-оценивать свой ответ;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

выбирать книги по темам и по авторам.

Внеклассное чтение «Рассказы о животных».

Разноцветные страницы.

45/9

1

Оценка планируемых достижений.

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок;

-пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших».

Контрольная работа №2

46/10

1

Из детских журналов

 (10 ч)

Знакомство с названием раздела.  Обучение составлению вопросов. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Запуск проекта «Мой любимый детский журнал».

-прогнозировать содержание раздела;

-планировать работу на уроке;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Знакомство с детскими журналами.

Проект «Мой любимый детский журнал».

47/1

1

-отличать журнал от книги;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Д. Хармс «Игра»

48/2

1

-находить интересные и нужные статьи в журнале;

-находить нужную информацию по заданной теме;

-создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;

-выразительно читать.

Д. Хармс «Вы знаете?»

49/3

1

-планировать работу на уроке;

-подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Д. Хармс «Веселые чижи»

50/4

1

-рисовать иллюстрации для собственного детского журнала;

-писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Д. Хармс «Что это было?»

«Очень - очень вкусный пирог»

51/5

1

-планировать работу на уроке;

-придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

А.И. Введенский «Ученый Петя».

52/6

1

-планировать работу на уроке;

-подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

А.И. Введенский «Лошадка».

53/7

1

-читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

-отличать журнал от книги;

-ориентироваться в журнале.

Внеклассное чтение «Весёлые стихи Хармса и других поэтов».

Д. Хармс «Веселый старичок».

54/8

1

Оценка своих достижений.

-оценивать свои достижения;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проект «Мой любимый детский журнал»

55/9

1

-участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»;

-создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;

-рисовать иллюстрации, писать свои стихи и рассказы для собственного детского журнала.

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».

Тест №2.

56/10

1

Люблю природу русскую. Зима (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

-прогнозировать содержание раздела;

-соотносить загадки и отгадки;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

57/1

1

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло».

К. Бальмонт Светло-пушистая…»

58/2

1

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения;

-находить авторские сравнения и подбирать свои.

Я.Л. Аким «Утром кот принес на лапах».

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

59/3

1

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-сравнивать произведения разных поэтов на одну тему;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

С.Есенин «Поёт зима - аукает…», «Береза».

60/4

1

Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

-понимать особенности были и сказочного текста;

-сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;

-использовать слова-антонимы для характеристики героев.

Русская народная сказка «Два Мороза».

61/5

1

Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

С. Михалков «Новогодняя быль».

62/6

1

Веселые стихи о зиме.

-наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста;

-находить средства художественной выразительности;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте;

-иллюстрировать стихотворение.

А.Л. Барто «Дело было в январе». С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет». Проверка техники чтения

63/7

1

-читать выразительно, отражая настроение стихотворения;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима».

Контрольная работа №3

64/8

1

Оценка достижений.

-оценивать свои достижения;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Разноцветные страницы. Стихи о зиме.

65/9

1

Анализировать свои успехи/неуспехи

Внеклассное чтение «Стихи о детях и для детей».

66/10

1

Писатели – детям

(21 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

-прогнозировать содержание раздела;

-познакомиться с биографией К. И. Чуковского;

-совершить обзор по произведениям писателя;

-работа в группах.

К.И. Чуковский  

67/1

1

Настроение стихотворения. Рифма. Прием звукозаписи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

-воспринимать на слух художественный текст;

-определять особенности юмористического произведения;

-характеризовать и сравнивать героев;

-использовать слова- антонимы для их характеристики.

К.И. Чуковский

«Путаница»

68/2

1

-читать выразительно, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

К.И. Чуковский

«Радость»

69/3

1

-воспринимать на слух художественный текст;

-характеризовать и сравнивать героев;

-использовать слова - антонимы для их характеристики.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

70/4

1

-определять смысл произведения;

- составлять план;

-давать характеристику героям;

-выражать свое мнение в адрес главной героини;

-читать по ролям.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

71/5

1

-пересказывать в прозе и наизусть;

-коллективно составлять картинный план.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

72/6

1

-пересказывать в прозе и наизусть;

-коллективно составлять картинный план;

-анализировать отношение автора к главной героине в начале сказки и в конце.

К.И. Чуковский

«Федорино горе»

73/7

1

Герои произведений. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

-познакомиться с биографией С.Я. Маршака;

-совершить обзор по произведениям писателя;

-работа в группах.

С.Я. Маршак

74/8

1

-читать выразительно, передавая с помощью интонации настроение поэта;

-соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;

-характеризовать героев произведения.

С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

75/9

1

Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки

-познакомиться с биографией С.В. Михалкова;

-совершить обзор по произведениям писателя;

-работа в группах.

С.В. Михалков

76/10

1

- определить смысл произведения;

-обсудить заголовок стихотворения;

-дать характеристику герою по его поступкам.

С.В. Михалков «Мой секрет»

77/11

1

- определить смысл произведения;

-обсудить заголовок стихотворения;

-дать характеристику герою по его поступкам;

-разделить текст на смысловые части.

С.В. Михалков «Сила воли»

78/12

1

- определить смысл произведения;

-рассказать о героях, отражая собственное отношение;

-дать характеристику герою по его поступкам;

-разделить текст на смысловые части.

С.В. Михалков «Мой щенок»

79/13

1

Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукозапись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

-познакомиться с биографией А.Л. Барто;

- определить смысл произведения;

-обсудить заголовок;

- прочувствовать ритм стихотворения;

-вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением.

А.Л. Барто «Веревочка»

80/14

1

-анализировать заголовки стихотворений;

- подобрать свои;

-выразительно читать.

А.Л. Барто «Мы не заметили жука».

«В школу»

81/15

1

-анализировать заголовок стихотворения;

- определить тему и главную мысль произведения;

-дать характеристику герою стихотворения.

А.Л. Барто «Вовка -добрая душа»

82/16

1

Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

-познакомиться с биографией Н.Н.  Носова;

- определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-анализ заголовка произведения;

-составление картинного плана

Н.Н.  Носов «Затейники»

83/17

1

- определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-анализ заголовка произведения;

-составление картинного плана

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

84/18

1

- определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-анализ заголовка произведения;

-составление картинного плана

Н.Н. Носов «На горке»

85/19

1

-знакомство с понятием «скороговорка»;

-работа над выразительностью чтения, ритмом;

-участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умении читать;

- определение темы текста.

Внеклассное чтение «Рассказы и сказки Носова».

86/20

1

Оценка достижений.

-обучение правильному называнию книги (автор, заглавие);

- обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию;

-проверка предметных универсальных учебных умений.

Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». Контрольная работа №4

87/21

1

Я и мои друзья

(13 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

-прогнозировать содержание раздела;

- обогащение словарного запаса;

-обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Я и мои друзья. Развитие речи

88/1

1

Стихи о дружбе и друзьях. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

- дать характеристику персонажу;

-составление небольшого рассказа о персонаже;

-выявление подтекста читаемого произведения;

-определение идеи произведения.

В.Д. Берестов «За игрой».

Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

89/2

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

-формирование осознанности и выразительности чтения.

В.Д. Берестов «Гляжу с высоты» В. В. Лунин «Я и Вовка»

90/3

1

-анализ заголовка произведения;

-озаглавливание

прочитанного текста, иллюстрации;

-определении идеи произведения. 

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

91/4

1

Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказа о дружбе, взаимовыручке.

- дать характеристику персонажу;

-составление небольшого рассказа о персонаже;

-выявление подтекста читаемого произведения;

-определение идеи произведения.

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

92/5

1

-определять идею произведению;

-отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»

93/6

1

-определять идею произведению;

-отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

В.А. Осеева «Волшебное

слово»

94/7

1

-формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности,

стремление прийти на помощь, смелости, скромности.

В.А. Осеева «Хорошее»

95/8

1

-анализ заголовка произведения;

-определять идею произведению;

-озаглавливание

прочитанного текста, иллюстрации;

-объяснять и понимать поступки героев;

-понимать авторское отношение к героям и их поступкам.

В.А. Осеева «Почему?»

96/9

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- составление плана;

-характеристика персонажа.

В.А. Осеева «Почему?»

97/10

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- составление плана;

-характеристика персонажа.

Внеклассное чтение «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.

98/11

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- составление плана;

-характеристика персонажа.

Е.А. Благинина «Простокваша». В.Н. Орлов «На печи»

99/12

1

Оценка достижений.

-обучение правильному называнию книги (автор, заглавие);

- обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию;

-проверка предметных универсальных учебных умений.

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Проверочная работа №2

100/13

1

Люблю природу русскую. Весна (8 ч)

Знакомство с названием раздела.

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

-прогнозировать содержание раздела;

-читать стихотворения, загадки с выражением;

-отгадывать загадки;

-соотносить отгадки с загадками;

-сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

-передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса

Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Сочинение весенних загадок.

101/1

1

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворений. Приемы контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукозапись.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-характеристика персонажа.

Ф.И.  Тютчев «Зима недаром злится»,  «Весенние воды»

102/2

1

-определять идею произведения, отношению автора к литературному персонажу;

-представлять картины весенней природы;

-объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

-анализ заголовка произведения.

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

103/3

1

-анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои;

-сравнивать стихотворения о весне разных поэтов;

-выразительно читать.

А. А. Блок «На лугу».  С.Я. Маршак «Снег уже теперь не тот…» Проверка техники чтения.

104/4

1

-понимать авторское отношение к герою и его поступкам;

-придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению;

-проверка предметных универсальных учебных умений;

- контролировать и оценивать своё чтение.

И.А. Бунин «Матери».

105/5

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

-формирование осознанности и выразительности чтения;

-определение темы произведения.

А.Н. Плещеев «В бурю»

106/6

1

-формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности,

стремление прийти на помощь, смелости, скромности.

Е.А. Благинина  «Посидим   в   тишине».

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

107/7

1

Оценка своих достижений.

-проверка предметных универсальных учебных умений;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна». Проверочная работа №3

108/8

1

И в шутку, и в серьёз (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-определение темы произведения.

«Мозговая атака».  Развитие речи

109/1

1

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Веселые рассказы Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-обогащение словарного запаса.

Б.В. Заходер «Что красивей всего?»,  «Товарищам детям»

110/2

1

-находить авторские сравнения и подбирать свои;

-определять главных героев произведения;

-воспринимать на слух прочитанное;

-участвовать в обсуждении.

Б.В. Заходер. Песенки Вини – Пуха

111/3

1

-анализировать заголовок произведения;

-сравнивать героев произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Э.Н. Успенский «Чебурашка»

112/4

1

-пополнение словарного запаса;

-пересказывать подробно на основе вопросов учебника;

-составление рассказа по иллюстрации.

Э.Н. Успенский «Чебурашка»

113/5

1

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

114/6

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-придумывать собственные весёлые истории;

-обогащение словарного запаса.

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

115/7

1

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-составление картинного плана.

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

116/8

1

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения.

Г.Б. Остер «Будем знакомы»

117/9

1

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

В.Ю. Драгунский «Тайное

становится явным»

118/10

1

-обучение правильному называнию книги (автор, заглавие);

-обучение выбору книги по заданной учителем теме;

-ранжирование произведений по тематике, жанру.

Внеклассное чтение «Рассказы Драгунского».

119/11

1

Оценка планируемых достижений.

-выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения;

- формирование осознанности и выразительности чтения;

-проверка предметных универсальных учебных умений;

-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Ю. Тувим «Про пана Трулялинского». Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьёз». Проверочная работа №4

120/12

1

Литература зарубежных стран (16 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Сравнение русских и зарубежных песенок.

-прогнозировать содержание раздела;

-выбирать книгу для самостоятельного чтения;

-пополнение словарного запаса.

Викторина. Развитие речи. Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям

121/1

1

-анализ заголовка произведения;

-определить отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

122/2

1

-анализ заголовка произведения;

-определить отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Английские народные песенки

«Перчатки», «Храбрецы».

123/3

1

- формирование осознанности и выразительности чтения.

-сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;

-объяснять значение незнакомых слов;

-определять героев произведений.

Французская народная песенка

 «Сюзон и мотылек»

Немецкая народная песенка

«Знают мамы, знают дети»

124/4

1

Герои сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.  

-знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими);

-сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок;

-давать характеристику героев произведения;

-анализ заголовка произведения;

-определить отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Ш.Перро «Кот в сапогах»

125/5

1

-обучение художественному пересказу;

-освоение приема драматизации;

-составление рассказа по иллюстрации.

Ш.Перро «Кот в сапогах»

126/6

1

-сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;

-составлять план сказки, определять последовательность событий;

-пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке.

Ш.Перро «Красная шапочка»

127/7

1

Герои зарубежных сказок.

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-составление картинного плана.

Г.X. Андерсен «Принцесса на горошине»

128/8

1

Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

-давать характеристику героев произведения;

-составление небольшого рассказа о персонаже;

-пополнение словарного запаса.

Э. Хогарт «Мафин и паук»

129/9

1

-анализировать заголовок произведения;

-определить идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу;

-составление картинного плана.

Внеклассное чтение «Сказки зарубежных авторов».

130/10

1

Развитие речи: восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.

Оценка достижений.

-инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;

-находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках.

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран»

Контрольная работа №5

131/11

1

-участвовать в проектной деятельности;

- создавать свои собственные проекты.

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

132/12

1

Оценка достижений.

-проверка предметных универсальных учебных умений

Проверка техники чтения

133/13

Оценка достижений.

-проверка предметных универсальных учебных умений;

-составлять списки книг для чтения летом (с учителем);

Итоговая диагностическая работа

134/14

КВН «Цветик-семицветик»

135/15

Обобщающий урок. Читательская конференция.

136/16


Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

        Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии оценки по технике чтения во II классе

отметки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

II

не менее 40-50 слов

не менее 50-60 слов

не менее 35 слов

не менее 45 слов

не менее 30 слов

не менее 40 слов

не менее 25 слов

не менее 35слов

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

- в третьем классе – 1/3 страницы.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

  • читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 50 слов в минуту;
  • во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
  • полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
  • самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
  • знает и читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

  • читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
  • темп чтения - не менее 35 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 45 слов;
  • делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
  • составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
  • самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
  • читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

  • читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 30 слов в минуту в 1 полугодии;
  • во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
  • передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;
  • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

  • читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 25 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до35 слов в минуту;
  • пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
  • не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
  • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

Чтение наизусть

Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка «5» – выполнены правильно все требования

Оценка «4» – не соблюдены 1–2 требования

Оценка «3» – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «2» – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно
  • Читать выразительно

Оценка «5» – выполнены все требования

Оценка «4» – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка «3» – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка «2» – допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет   последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» – не может передать содержание прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению....

Рабочая программа по ИЗО. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс...

Рабочая программа по математике. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Календарно-тематическое планирование по математике, 1 Б класс, по программе "Школа России"...

Рабочая программа по технологии. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Календарно-тематическое планирование по технологии, 1 класс, по программе "Школа России"...

Рабочая программа по математике. ФГОС, "Школа России", 2 класс

Календарно-тематическое планирование по математике, 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа по технологии. ФГОС, "Школа России", 2 класс

Календарно-тематическое планирование по технологии, 2 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа по ИЗО. ФГОС, "Школа России", 2 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 2 класс, по программе "Школа России"...