Урок чтения "Еще про Мальку", 3 класс, ФГОС, "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Коринчук Инна Алексеевна

Чтение "Еще про Мальку," 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc90 КБ
Office presentation icon eshchyo_pro_malku.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение         В.И.Белов «Ещё про Мальку»        3 класс

Тема: В.И.Белов «Ещё про Мальку»

Тип урока: решение частных задач.

Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить своё отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7 – 8 предложений, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка

Портрет В.И.Белова

Библиотечный листок о В.И.Белове

Учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

Презентация

Компьютер

Проектор  

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые  способы деятельности

  1. Орг. момент

Проверяем готовность учащихся к уроку. Приветствие обучающихся.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

(Слайд 1)

Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

  • С творчеством, какого писателя вы  познакомились на прошлом уроке?

(Слайд 2)

  • Как назывался рассказ?
  • В чём провинилась Малька?
  • Как Лидия разговаривала с Малькой?
  • За что её ругала Лидия?

  • Как Малька охраняла своих детей?
  • Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?
  • Какой Малька оказалась матерью?

  • Что вас удивило в этом рассказе?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе

«Малька провинилась»

За что она среди зимы родила щенят.

Как с человеком.

Что она принесла двух щенят.

Никого к ним не подпускала.

????

Заботливой и верной, каждый день она бегала в соседнюю деревню кормить своего сына, несмотря ни на какие опасности.

Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка.

Не каждая так сможет.

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

  1. Сообщение темы урока. Определение целей.
  • По тому, как вы отвечали на вопросы, видно, что рассказ «Малька провинилась» вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с рассказами Василия Ивановича Белова.
  • Прочитайте тему урока.

(Слайд 4)

  • Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с ….

Мы узнаем ….

Мы вспомним ….

Мы будем учиться ….

Мы сможем поразмышлять ….

  • Как вы думаете, о чём это произведение?

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают и сохраняют учебную цель и  задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

  1. Работа над содержанием текста
  1. Работа с толковым словарём

  1. Первичное чтение произведения

 

  1. Беседа по содержанию произведения

Провожу словарную работу

  • Как вы считаете, что такое плёсо?

(Слайд 6)

Плёсо (водный плес) — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, кого можно назвать долговязым?

(Слайд 7)

Долговязый — высокий, худощавый и нескладный. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, что такое лава?

(Слайд 8)

Лава – два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. (Толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, что такое верши?

(Слайд 9)

Верши — морда, сети или ловушка для рыбы. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы считаете, кого можно назвать обормотом?

(Слайд 10)

Обормот  —  негодный человек,                       грубиян. (толковый словарь С. Ожегова)

  • Как вы понимает слово обомлел?

(Слайд 11)

Обомлеть – лёгкое замирание тела. (Толковый словарь С.Ожегова)

  • Кто такой кулик?

(Слайд 12)

Кулик — водная птица. (толковый словарь С. Ожегова)

  • А теперь попробуйте объяснить выражение «Легка на помине».

(Слайд 13)

Легка на помине — кто появляется как раз в тот момент, когда о нём говорят, вспоминают или думают.

(Словарь фразеологизмов)

  • Прочитайте слова, записанные на доске по слогам, а потом полным словом

Е-жед-нев-но – ежедневно

О-бя-зан-ность – обязанность

Про-бе-рёшь-ся – проберёшься

За-хлеб-ну-лась – захлебнулась

Бес-по-мощ-на-я – беспомощная

Стре-ми-лась – стремилась

Под-пра-вил – подправил

Дол-го-вя-зы-е – долговязые

  • Сейчас вы прослушаете текст рассказа «Ещё про Мальку»
  • Понравилось ли вам произведение? От чьего лица ведётся рассказ?
  • Назовите героев произведения.

(Слайд 14)

  • Какие чувства вы испытывали при прослушивании этого произведения. При ответе на это вопрос вам поможет «Словарь чувств»

(Слайд 15)

Дают объяснение слов, предварительно поработав дома с толковым словарём.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают своё мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи осуществляют контроль  по результату.

  1. Повторное чтение и анализ произведе-ния
  1. Повторное чтение произведения.

  1. Беседа по содержанию

  1. Работа в парах с пословицами

Организую повторное чтение рассказа детьми по цепочке.

  • Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

  • Как вы думаете, почему В.И.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?
  • Прочитайте ещё раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это кульминация рассказа? (самый напряжённый момент в произведении?)
  • Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?
  • Подумайте, рассказчик и автор – одно и тоже лицо? Обоснуйте своё мнение.
  • Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
  • Почему автор сделал героиней не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и маленькую?
  • Как повела себя Малька в минуту опасности?
  • Можем ли мы сказать, что Малька совершила подвиг?
  • Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
  • Прочитайте предложение «Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».
  • Давайте найдём здесь имена прилагательные.
  • Какую роль они играют в этом предложении?
  • Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детёнышам.
  • Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?
  • Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение.
  • Поэты всех времён преклоняли колено перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, нежностью, заботливостью, сердечной теплотой. Предлагаю  поработать в парах. Вам надо собрать рассыпавшиеся  пословицы.

А) Всякой матери своё дитя мило.

Б) Материнское сердце не знает покоя.

В) Отец и мать цены не имеют.

Г) При солнышке тепло, при матери добро.

  • Прочтите собранные пословицы.
  • Что их объединяет?
  • Какие из пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?
  • Прочитайте, как заканчивается первый рассказ?
  • Прочитайте, как заканчивается второй рассказ?
  • Какова главная мысль рассказа? 

Читают произведение по цепочке.

Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и подтверждают выдержками из текста произведения.

Все пословицы о маме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют своё мнение и позицию. Строят монологические высказывания.

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  1. Самостоятельная работа

1. Тестовая работа

2. Взаимопроверка

  • А сейчас перед вами лежат листочки, подпишите на них своё имя.
  • Сейчас на экране вы будете видеть вопросы и варианты ответов. Выбираете правильный вариант и записываете его под номером вопроса.

(Слайды 16 – 29)

  • Ответы я проверю после урока.

(Слайд 30)

Записывают верные ответы.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию.

  1. Домашнее задание

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. Беседа  

Оцениваю результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организую подведение итогов урока.

  • Что нового узнали?
  • Понравилось ли вам произведение?
  • Какие чувства оно у вас вызвало?
  • О чём заставило задуматься?
  • Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

 (Слайд 33)

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.

Всякой матери своё дитя мило.

При солнышке тепло, при матери добро.

Отец и мать цены не имеют.

Материнское сердце не знает покоя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: В. И. Белов «Ещё про Мальку»

Слайд 2

Плёсо ( водный плес) Долговязый Лава Верши Обормот Обомлел Кулик Легка на помине СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 3

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Плёсо — широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами (толковый словарь С. Ожегова)

Слайд 4

Долговязый — высокий, худощавый и нескладный (толковый словарь С. Ожегова) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 5

Лава – два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой (толковый словарь С. Ожегова) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 6

Верши — морда, сети или ловушка для рыбы (толковый словарь С. Ожегова) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 7

Обормот — негодный человек, грубиян (толковый словарь С. Ожегова) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 8

Обомлел — лёгкое замирание тела. (толковый словарь С. Ожегова) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 9

Кулик — водная птица (толковый словарь С. Ожегова) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 10

Легка на помине — кто появляется как раз в тот момент, когда о нём говорят, вспоминают или думают (Словарь фразеологизмов) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 11

«СЛОВАРЬ ЧУВСТВ»

Слайд 12

ТЕСТОВАЯ РАБОТА

Слайд 13

Выбери правильный ответ! Автор и рассказчик называет Мальку А. Матушка Б. Верная мамаша В. Животное

Слайд 14

Выбери правильный ответ! 2. Два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой называют А. Лава Б. Плёсо В. Верши

Слайд 15

Выбери правильный ответ! 3. За ночь река разлилась, вода подступила к баням. Широкое водное плёсо заполнило всю низину. А. Это ледоход. Б. Это наводнение. В. Это половодье.

Слайд 16

Выбери правильный ответ! 4. А где же лава? А. Подняло и водой унесло Б. Ступила в воду и поплыла В. Плыла наперерез струям

Слайд 17

Выбери правильный ответ! 5. Он поставил _________поперёк течения и подправил веслом. А. Шапку Б. Лодку В. Дощечку

Слайд 18

Выбери правильный ответ! 6. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой ______ и холодной ______! А. лавы и избы Б . реки и воды В. воды и реки

Слайд 19

Выбери правильный ответ! 7. Куда это Малька каждый день бегает? А. За реку в соседнюю деревню Б. На соседнюю улицу к Феде В. Погулять у реки

Слайд 20

Выбери правильный ответ! 8. Взамен Лидия принесла А. Долговязых куликов Б. Молодого кота В. Двух щенят

Слайд 21

Проверь себя! Б А А В Б В А Б Б А Б Б

Слайд 22

Выбери правильный ответ! 9. Несмотря ни на какие опасности, Малька бегает кормить своего сынка в чужую деревню А. за три километра Б. за два километра В. за пять километров

Слайд 23

Оцени себя! «5» - нет ошибок «4» - 1 – 2 ошибки «3» - 3 – 4 ошибки «2» - более четырёх ошибок

Слайд 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить выразительное чтение Стр. 70 – 72; Пересказ от лица Мальки;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс ФГОС "школа России" тематическое планирование уроков литературного чтения

данное планирование уроков литературного чтения в 1 классе УМК школа России разработано с учетом ФГОС 2011-2012 уч.год...

Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс ФГОС "Школа России"

Тема "Сопоставление слогов и слов с буквами г и к." с презентацией...

Конспект урока по математике 2 класс ФГОС "Школа России"

Урок составлен с учетом требований ФГОС...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....