Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Чтение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.

В центре внимания на уроках литературного чтения в 3 классе знакомство с понятием образа автора и способами предъявления авторской позиции  в произведении. Автор - одно из ключевых понятий литературной науки.

Среди существующих ныне в литературоведении концепций образа автора выделяется  точка зрения М.М. Бахтина, который рассматривает автора как участника художественного события. Бахтин полагал, что автор в своем тексте "должен находиться на границе создаваемого им мира как активный творец его, ибо вторжение его в этот мир разрушает его эстетическую устойчивость "Автор ,в соответствии со своим заданием, ощущением создает содержание. Читателю ,обладающим тоже своим внутренним миром, приходится сталкиваться с этим содержанием. Читатель принимает этот мир или не принимает, понимает точку зрения автора или наоборот. Также читатель способен дать свою интерпретацию текста, доказывая версию личного восприятия. С другой стороны  читатель может на аналитическом и эмоциональном уровне попробовать понять точку зрения автора.

По мысли Бахтина ,автор вступает в отношения с читателем не как биографическое лицо, не как другой человек, не как литературный герой. а как "авторитетный руководитель "читателя. Автор и позиция автора главная тема на уроках литературного чтения в 3 классе. Через позицию автора дети пытаются вникнуть в суть произведения, найти художественную идею.

На первом этапе на текстах описательного и повествовательного характера разной жанровой специфики они вступают в позицию          исследователя внутреннего мира героя и автора, а также некоторых авторских приемов художественного произведения (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, звукописи).

Ученикам предлагается для ознакомления и сопоставления научно-популярный текст для того, чтобы понять авторское отношение к предмету описания в разных жанрах и выйти на определение понятия «жанр».

Постепенное погружение в особенности создания художественного образа позволяет ученикам углубиться в содержание разных произведений, написанных на одну тему. В произведениях, объединенных одной тематической идеей, дети выделяют признаки портретных характеристик, описаний поведения персонажей и знакомятся с понятием событие. 

На втором этапе ученики исследуют особенности и структуру художественных и нехудожественных текстов-посланий, выделяют их признаки, чтобы построить модель жанра.

Среди нехудожественных произведений изучаются жанры миниатюры, зарисовки, этюда. Понятие жанра окончательно «строится» в конце третьего класса на сопоставлении групп произведений, написанных в одном жанре.

Например  рассказ Юрия Яковлевича Яковлева "Мой знакомый бегемот".Читатели знают Ю.Я. Яковлева как тонкого психолога детской души- великолепного  прозаика, создающего произведение от которого невозможно оторваться.

В его прозе есть все: интересный сюжет, неожиданные отношения героев, тонкий юмор, поэтичность и размышления о жизни.

Сюжет рассказа "Мой знакомый бегемот"- это живая картина из жизни реального бегемота. Любовь к животным- одна из главных тем автора. Рассказывая о них, писатель вкладывает в образы глубоко человеческое содержание.

Главным рассказчиком является взрослый человек необыкновенной нравственной силы ,чуткий и внимательный ,душевный  и понимающий.

В душе автор лирик. Он делится с читателями своими размышлениями о человеке и незаметно переходит к описанию фантастического облака в образе бегемота: "И тут на белом снегу я увидел розовое облако. Оно двигалось медленно ,переваливаясь с боку на бок .Иногда оно останавливалось ,поворачивалось ко мне и снова продолжало путь. Это был бегемот. Ног не было видно -у бегемота они коротышки, они наверняка тонули в снегу, и бегемот как бы плыл, касаясь снега своим круглым животом"

Такое описание поражает своей реальностью и точностью изображения. Но это всего лишь фантазия. А ведь есть еще реальный бегемот, о котором и пойдет речь в рассказе: " Этот бегемот был воображаемый, как сыпучий песок, кипарисы, веера пальм.

Но в последние дни в моей жизни появился вполне реальный бегемот. Я с ним разговаривал и почесывал за ухом. Уши у него маленькие, скрученные фунтиком — два розовых  фунтика. Бегемот выступал в цирке. И после выступления я отправился к нему за кулисы. Откровенно говоря, мне захотелось почесать его за ухом.

У меня в этом деле есть некоторый опыт. Я, например, чесал за ухом маленького крокодила. У него были зеленые глаза с черными ромбиками-зрачками. Кончик носа загнут кверху, как у стоптанного ботинка. Короткие лапы прижаты к бокам, а по спине от загривка до кончика хвоста цепочка бугорков. Я чесал крокодила за ухом, а он закрывал глаза от удовольствия и тихо гуркал. Интересно, как отнесется к моей ласке бегемот.

Бегемот был ярко- розовым. Можно было подумать, что он только что вышел из жаркой бани, где его мыли, скоблили, терли мочалками, щетками. Потом поддали сухого пара и стали бить пахучими вениками по крутым бокам. И распаренный, чистый зверь стал розовым как фламинго. Только те места, которые не удалось отмыть, были как бы присыпаны угольной пылью.

Я стоял перед клеткой и рассматривал его вблизи.

Его голова — большая и тяжелая, как колокол. Огромный рот до ушей, а вокруг натыканы рыжие еловые иглы — щетина. Иглы-усы, иглы -борода. Когда же бегемот открыл пасть, я даже попятился — зубастая, необъятная, пышущая жаром, она оглушала ослепительным розовым цветом. Розовый язык, розовая гортань, розовое небо. Не нёбо, а небо, озаренное зарей. И кажется, из огромного зева вот-вот выкатится солнце. И жаркое дыхание — это приближение солнца…

То ли от мыслей о бегемоте, то ли от ходьбы по глубокому снегу, мне стало еще жарче. Я прокладывал в снегу теплую дорожку, и передо мной возникали глаза бегемота. Они все время смотрели в одну точку и ни на что не обращали внимания. Но в них не было ленивого безразличия увальня. Глаза были на чем-то сосредоточены.

Может быть, бегемот вспоминал свой родной край, или думал о подруге, или у него что-то болело…"

Способ работы с этими двумя отрывками- сопоставление и выделение признаков реального бегемота. Это глубокое познание о бегемотах, художественное описание, богатое картинами поведения животного , незаметно увлекает во внутренний мир неказистого с виду героя.

Для полного анализа и выявления идеи произведения можно  попросить учеников придумать  вопросы или ответить на вопросы учителя:

- Кто главный герой рассказа?

- Как автор относится к главному герою?

-Как к нему относится герой - рассказчик? А ты?

Совпадают ли твои чувства и мысли о бегемоте с размышлениями автора и героя- рассказчика?

- Найди в тексте описание реального и воображаемого бегемота. Как в этих описаниях автор относится к животному? Какие изобразительные средства использует автор?

-В чем тайна бегемота?

- Чем необычен этот рассказ? Изменилось ли твое отношение к бегемотам?

- На сколько частей можно поделить рассказ? Придумай заглавие каждой части.

Затем   дети знакомятся  с другим видом описания животного. Это фрагмент статьи "Бегемоты" из энциклопедии для детей. Происходит знакомство не только с разными видами описания, но и анализируют отличия  художественного текста от  нехудожественного.

В первом случае мы чувствуем в каждой фразе, в каждом обороте речи добрые, искренние интонации автора и рассказчика по отношению к бегемоту,  поведению, внешнему виду и смелому поступку.

Во втором случае текст не содержит этого авторского отношения, он нейтрален. При сравнение дети это сразу чувствуют.

При поиске изобразительных средств во втором тексте они их не обнаружат. Во втором тексте нет красочности, нет  внутреннего мира автора, воображения, фантазии. На основании этого первый текст- художественный, второй текст- нехудожественный, научно-популярный.

Произведение Яковлева поменяло представление  детей к этому толстокожему животному. Они начинали его не просто любить, а по другому относиться к полным ,неуклюжим людям. Можно сделать вывод: позиция автора убеждает читателя силой своего слова и передает ему свое доброе отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение. 4 класс. Тема "Характерные особенности жанра басня".

Технологическая карта урока литературного чтения.4 классУчитель Кирилина Юлия Викторовна Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»Цель: создать условия для формирования умения отличать жа...

Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.

Особенности  организации  уроков литературного чтения в 4 классе...

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. УМК "Школа России"

Тема:  «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева, eг...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...

Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...

«Особенности организации урока литературного чтения в начальных классах с использованием справочника «Моя шкатулка»

Муниципальный уровень.В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г...