Методическая разработка к уроку литературного чтения"Звук й, буква Й". 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс)

В разработке показана мотивация к учебной деятельности,актуализация знаний, использование занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_lit._chtenie.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Звук [й,], буква Й».

Класс: 1

Учитель: Сехина Марина Леонидовна

Санкт-Петербург

2018

Электронная доска:                                                          

Изображения:

лейка

зайка

йогурт

муравей

Изображение буквы й и звуков.

              Й     [й]  

Слова:

Попугай

Линейка 

Трамвай

Обычная доска:                                                                        Работа учеников:

7 декабря

Классная работа.

Раздаточный материал:

  1. Работа с раздаточными листами (изображения).
  2. Работа с раздаточными словами.
  3. Работа с текстом. 

Картинки:

клей + схема

 чайник + схема

майка + схема

    Ф.И.О. Сехина Марина Леонидовна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Тип урока: Закрепление изученного материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Звук [й], буква Й».

Цели

Образовательные: способствовать закреплению знаний о звуке [й] и букве Й.

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический речь, память, внимание.

Цель: создание условий для развития познавательного и мотивационного интереса учащихся через игровую, индивидуальную и фронтальную работу.

Коррекционная задача: способствовать формированию и развитию у учащихся речевого аппарата, грамотного и полноценного произношения, широкого словарного запаса, при помощи постоянного проговаривания буквы Й и звука [й] в приведённых словах.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

  • Уметь определять и высказывать самые просты для всех людей правила, положительно относится к учению, сомооценить себя и свои поступки.

-  Регулятивные УУД: 

  • Умение определять цель деятельности на уроке, успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: 

  • Умение извлекать информацию из (схем, иллюстраций, текстов, таблиц), на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: закрепить понимание таких понятий, как буква «Й» и звук [й].

Уметь: правильно произносить и анализировать букву Й и звук [й], находить данную букву или звук в приведённых словах.

Личностные: 
Формирование интереса к учебному процессу и труду, положительное отношение к школе, предмету и одноклассникам.

(Метапредметные)

Регулятивные:

Научится принимать и сохранять результат своих действий, воспринимать оценку своей работы учителем,

Познавательные:  

Научиться осуществлять поиск источника, понимать обозначения знаков символов, строить ответы в устной форме.

Основные понятия

Буква «Й», звук [й].

Межпредметные связи

Русский язык.

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

ТСО (интерактивная доска, компьютер).

-

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.  

Технология проведения

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

I. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Организационный момент:  для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, проверьте ваши парты, на них должен быть порядок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня, и хорошего настроения. Молодцы, садитесь.

Актуализация знаний:

И для начала, посмотрите на картинки:

Что вы видите на 1 картинке? ...

А на 2 картинке? …

А на 3 картинке? …

А на 4 картинке? …

Имя, прочитай ещё раз эти слова.

Обратите внимание, а какая буква выделена во всех этих словах?

Как вы думаете, о чём же мы будем с вами говорить сегодня?

 

Дети: Здравствуйте.

Дети: лейка

Дети: зайка

Дети: йогурт

Дети: муравей

Дети: с буквы й.

Дети: о букве й.

II. Формулирование темы урока, постановка цели.

Да, верно, мы с вами продолжаем знакомиться с букой Й и звуком [й].

 

III. Закрепление.

Работа с звуковым человечком:

И для начала, скажите пожалуйста, звук [й] является согласным или гласным?..

Почему?..

Звук [й] мягкий или твёрдый?.. Да, абсолютно, верно.

А глухой ли этот звук?..

Молодцы.  

Так случилось, что наша буква Й потерялась и не может найти свои домик. Давайте поможем ей, но для этого нам нужно с вами пройти 4 дома, в каждом доме будут разные задания, которые нужно будет выполнить. Благодаря этим заданиям мы и сможем найти домик буквы й. И первый на пути у нас появляется

" ДОМ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ".

Работа с раздаточными листами (картинки)

Сейчас я вам раздам листы с изображениями разных предметов, животных и т.д. А ваша задача обвести те картинки, в названиях которых есть буква й. Договорились?  Приступаем. Кто обвёл, поднимите пожалуйста руку, что бы я видела, кто закончил выполнять задание.

И так, скажите, кого вы обвели?

1

Клей

2

Чайник

3

Майка

Далее, на нашем пути появляется

" ДОМ СХЕМ".

Схемы слов:

клей

А теперь вам предлагают составить схемы, слов, которые вы выбрали.

И так, клей. Как вы думаете, что это?..

Отлично, ну давайте разбирать.

К- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Л- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Е- согласный или гласный?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Й- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Теперь, давайте поставим ударение в слове петух…

Ударение падает на гласную е. Молодцы.

Схемы слов:

чайник

А что такое йогурт?..

Имя … попробуй разобрать слово йогурт. Выходи к доске.

Ч- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Сколько звуков обозначает?

А- согласный или гласный?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Й- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Сколько звуков обозначает?

Н- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

И- согласный или гласный?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

К- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Теперь, давайте поставим ударение в слове чайник...

Ударение падает на гласную а. Молодцы.

Схемы слов:

майка

А что такое майка?..

Имя … попробуй разобрать слово майка. Выходи к доске.

М- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

А- согласный или гласный?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Й- согласный или гласный, мягкий или твёрдый?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

А- согласный или гласный?.. Значит, каким цветом он будет обозначаться?..

Теперь, давайте поставим ударение в слове майка…

Ударение падает на гласную а. Молодцы.

Хорошо, вы большие молодцы.

Физкультминутка:

Обратите внимание, что следующий дом, который нас ждёт, это

"ДОМ СЛОВ".

Работа с раздаточными словами:

У вас на столах у каждого, лежат слова. Прочитайте их пожалуйста по очереди, начинаем с тебя. Почитай своё слово, теперь ты, дальше.

Теперь, я попрошу вас ещё раз прочитать слова и по очереди сказать, есть ли в ваших словах буква или звук й.

И так, начнём с тебя, прочитай ещё раз своё слово (чайка, чай, сарай, стройка, музей, май, тайна, лейка, край, гайка, йогурт).

Как ты думаешь, есть ли в твоём слове буква й или звук й?.. Давайте, проговорим.

Так, есть?..

Значит выйди и положи своё слово в коробку, где наклеена не зачёркнутая буква й.

А какие же слова мы положим в коробку, на которой зачёркнута буква й?  ... Да, верно.

Имя … прочитай ещё раз своё слово (лист, стихи, душа, добро, мешок).

Как ты думаешь, есть ли в твоём слове буква й или звук й?.. Давайте, проговорим.

Так, есть?..

Значит выйди и положи своё слово в коробку, где наклеена зачёркнутая буква й.

Коробка с й

Коробка без й

чайка

лист

чай

стихи

сарай

душа

стройка

добро

музей

мешок

май

тайна

лейка

край

гайка

йогурт

Отлично. Молодцы.

Физминутка для глаз:

Ну и последний дом, который приведёт нас к домику буквы Й, это

"ДОМ ЧТЕНИЯ И ЗАГАДОК".

Работа с текстом:

Отлично, теперь, обратите внимание, что вам раздали текст. Прочитайте его самостоятельно.

Имя… начинай читать в слух. Все следим пальчиком, я могу любого спросить.

Жили в лесу зайка и воробей. Серый воробей был хитрый и ловкий, он ловил жуков и козявок. Пообедает воробушек и летит к зайке. А зайка был быстрый. Он бегал по лужайке и искал капусту, морковку, траву. Найдёт и сейчас же бежит искать своего друга-воробья. Вместе им веселее.  

Отлично, о чём текст?..

Каким был воробей?..

Каким был зайка?..

А теперь, я попрошу вас найти в нашем тексте слова в которых есть буква й и подчеркнуть их одной чертой. Поняли? Отлично, приступайте.

 

Жили в лесу зайка и воробей. Серый воробей был хитрый и ловкий, он ловил жуков и козявок. Пообедает воробушек и летит к зайке. А зайка был быстрый. Он бегал по лужайке и искал капусту, морковку, траву. Найдёт и сейчас же бежит искать своего друга-воробья. Вместе им веселее.  

Какие слова вы подчеркнули?.. Абсолютно, верно, молодцы.

А сколько по счёту слов у вас должно быть подчёркнуто? … Умнички.

Дети: согласным.

Дети: согласным, его нельзя пропеть в отличии от гласных звуков.

Дети: всегда мягкий.

Дети: нет, звонкий.

Дети: да.

Дети: клей, чайник, майка.

Дети: это, то, чем мы можем, что-либо заклеить.

Дети: согласный, твёрдый.

Дети: синим.

Дети: согласный, мягкий.

Дети: зелёным.

Дети: гласный.

Дети: красный.

Дети: согласный, мягкий.

Дети: зелёным.

Дети: клЕй

Дети: это сладкий продукт.

 

Дети: согласный, мягкий.

Дети: зелёным.

Дети: гласный.

Дети: красным.

Дети: согласный, мягкий.

Дети: зелёным.

Дети: согласный, мягкий.

Дети: зелёный.

Дети: гласный.

Дети: красным.

Дети: согласный, твёрдый.

Дети: синим.

Дети: чАйник.

Дети: одежда.

Дети: согласный, твёрдый.

Дети: синим.

Дети: гласный.

Дети: красным.

Дети: согласный, мягкий.

Дети: зелёным.

Дети: гласный.

Дети: красным.

Дети: мАйка.

Дети: чайка, чай, сарай, стройка, музей, май, тайна, лейка, край, гайка, йогурт.

Дети: да.

Дети: те слова в которых нет буквы

Й или звука й.

Дети: лист, стихи, душа, добро, мешок.

Дети: нет.

Дети: о дружбе между воробьём и зайкой.

Дети: хитрый и ловкий.

Дети: быстрый.

Дети: да.

Дети: зайка, воробей, серый, хитрый, ловкий, быстрый, лужайке, сейчас.

Дети: 8

IV.Контрольное закрепление.

Ну и напоследок я вам прочитаю 4 загадки, а ваша задача, сказать о чём эта загадка.

Я сама прямая.

Рисовать вам помогаю.

Что-нибудь ты без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, ребята,

Кто же я? - …

(ЛИНЕЙКА).

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип,

Он кричит «Филипп—Филипп»,

Кеше пить быстрее дай,

Кто же это - ...

(ПОПУГАЙ)

Один вагон, порою - два,

Кондуктор и водитель.

Дверь открывается едва -

Скорее заходите!

На остановках не зевай,

Не то умчит тебя…

(ТРАМВАЙ)

Умнички, а чем эти слова похожи?..

Скажите пожалуйста, могут ли эти слова существовать без буквы и звука й?

Почему? Абсолютно, верно.

Смотрите, мы нашли домик буквы Й.

Из каких цветов он состоит? ….

Посмотрите в каждом слове есть буква Й. Значит это действительно её домик. Молодцы.

И буква й. Благодарит вас, за помощь. Вы большие молодцы.

Дети: линеЙка

Дети: попугаЙ

Дети: трамваЙ

Дети: в них есть буква й.

Дети: нет.

Дети: потому что, не бывает этих слов без буквы й.

Дети: коричневый, синий, зелёный, оранжевый.

VII. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов:

Так о чём же мы сегодня с вами говорили на уроке?..

Кому сегодня помогали найти домик?..

Звук [й] является согласным или гласным?..

Звук [й] бывает мягким или твёрдым?..

Рефлексия:

Что на сегодняшнем уроке вам было тяжело делать? Почему? А что легко?

А что было самым интересным?

 

 

Дети: о букве й и звуке [й].

Дети: согласным.

Дети: мягким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Методическая разработка урока литературного чтения ("Школа России") для 3 класса

Урок литературного чтения по теме К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей"...

Методическая разработка урока литературного чтения в первом классе "Звуки [б], [б\']. Буква Б,б.

Конспект урока разработан учителем 1 категорииМОАУ СОШ с УИОП № 37 г. КироваДобрыниной Любовью ВладимировнойУрок литературного чтения   (обучение грамоте) в 1 классе.Тема: Звуки [б][б,]Буква...

Урок литературного чтения "Звук и буква ы"

Урок литературного чтения "Звук и буква ы"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе Тема "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б"

Тип урока: урок первичного представления новых знаний.Целевое назначение: первичное усвоение новых и предметных и метапредметных знаний.Урок обучения грамоте по  образовательной системе...

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК

Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...