Урок литературного чтения "Звук и буква ы"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Рахманова Ирина Владимировна

Урок литературного чтения "Звук и буква ы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniyadokument_microsoft_office_word_2.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система (программа): Начальная школа XXI века

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Цель:

познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Оборудование:

Учебник «Букварь» (Журова Л. Е., Евдокимова А. О).

Презентация

ХОД  УРОКА

I. Приветствие (хором – учитель и дети )

С добрым утром!

 С добрым утром!

 Солнце в класс к нам войдёт,

 Добрым делом, славным делом

 Встретим солнца восход!

(Сопровождается движениями).

II.– Как пыхтит тесто?  
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом темном чердаке живет косматый Пых. 
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг. 
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. 
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх. 
Он прибыл к нам из дальних мест, 
Он дождик пьет и ветер ест. 
Он не боится высоты, не птица он, не зверь... 

– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)
 1. Звуковой анализ слова «рыба».
– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба».  
– Какой это звук? 


– Какой фишкой обозначим звук?  
– Назовите мягкую пару. 

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба».  
– Что вы знаете об этом звуке?

 – «Прочитайте» третий звук в слове «рыба».  
– Какой это звук? 


– Обозначьте соответствующей фишкой.  
– Назовите его мягкую пару. 
– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба».  
– Что знаете об этом звуке?

 – Звук [ы] обозначается буквой ы.

2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы 
ы. На что она похожа?
А бедняжка буква 
ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев


Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

Е. Григорьев


Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Получилась буква 
ы,

Все мы знать ее должны.

В. Степанов


– Пых любит букву 
ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? 


– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?  

Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Т. Синицына
3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих детей:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву 
ы(6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

4. Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».


У кого растут усы?

У моржа и у лисы,

У бобра и у крота,

У кота и у кита.


Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.


Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? 
(У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами?  

5. Звукобуквенный анализ слова «усы».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.

6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
– Обозначьте звуки фишками и буквами.
– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы 
ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква 
ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.

– Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? 
(Дикобраззебрааисттигрраккенгу- рууж, жираффилинносороггиппопотаммышь.)

7. Работа по учебнику.
– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. 
(Мышка.)

8.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения "Согласные буквы Ч, ч. Чтение слов с буквой ч"

В данную работу входят два конспекта, карточки, методические материалы к урокам....