Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Буква Е. Звуки буквы Е"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ануфриева Наталья Николаевна

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

 -  создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным;  формировать навык чтения слов с буквой е;

 -  развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

 -  расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e._zvuki_bukvy_e._1_klass.docx84.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе по теме

"Буква Е. Звуки буквы Е"

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

 -  создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным;  формировать навык чтения слов с буквой е;

 -  развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

 -  расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру.

Формирование универсальных учебных действий: 
1. Личностные УУД 

-   Формирование учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках. 
2. Регулятивные УУД 
-   Формирование умения выделять из множества информации главную; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку. 
3. Познавательные УУД 
-   Формирование умения строить устные высказывания; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации. 
4. Коммуникативные УУД 
-   Формирование умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре и в группах. 

 Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, ноутбук, нетбуки у                 

 учащихся, презентация Microsoft Office PowerPoint, карточки с буквами и буквосочетаниями, карточки со  словами, карточки с заданиями, смайлики, новогодняя ёлочка.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Здравствуйте, ребята! Я к вам на урок пришла не одна, к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь с ними.

  •  Ребята, давайте улыбнемся друг к другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения.

Урок начнем с чистоговорки:

Цы-цы –цы - мы ребята молодцы

Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок

Ать-ать-ать – будем дружно мы читать

На вопросы отвечать!

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.  

 - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.  Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты.

Повторение

  -Назовите  все буквы, которые мы с вами изучили.

  - На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

- Как распознать гласные и согласные звуки? (гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные – красным)

- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова?

(синим или зеленым)

- От чего зависит цвет согласного  в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит  после согласного)

- Значит, какие бывают согласные?  (твердые или мягкие, звонкие или глухие)

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

3.    Постановка темы и цели урока.

- Прочитайте слова.

Нора, волк, луна, раки, ели.

-  Какое слово вы не смогли прочитать? (последнее)

-  Почему? ( В нём есть незнакомая буква).

-  Кто из вас знает, как называется эта буква?

-  Какие цели поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с новой буквой, узнать, какие звуки она обозначает, научиться правильно её писать и читать слова с этой буквой).

- Отгадайте загадку:

                   В лесу мороз крепчает,

                   В полях метёт метель,

                   На праздник нас встречает

                   Сверкающая…     (ель)          

- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (ели)

-  На доске даны две схемы к этому слову.

 http://festival.1september.ru/articles/645973/img1.jpg

- Сколько звуков и сколько букв в слове ели?

(Форма работы – в парах)

( У детей на партах – карточки - схемы слов)

http://www.pandia.ru/text/77/402/images/image001_58.gif

- Выберите  схему, которая подходит к слову ели.

(На доске такие же три схемы. После совещания в парах, дети составляют нужную схему, какую они решили и вывешивают ее рядом к той, похожей схеме, на доске.

-  Почему так получилось?  Задание одно, а ответы разные?

-   Мы еще не знакомы с буквой, с которой начинается слово ели.

4. «Открытие» нового знания

-  В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

-  Произнесите хором слово ЕЛИ по слогам.

-  Сколько слогов в слове ЕЛИ? (Два).

-  Произнесите первый слог протяжно.

Дети: [й э]

Учитель: Что слышите?

Дети: 2 звука: согласный и гласный звук.

(на доске выставляется схема первого слога)

Учитель: Произнесите 2-й слог. Из чего он состоит?

Дети: Мягкого согласного и гласного.

(выставляется схема второго слога)

Учитель: Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом?

(Дети не могут ответить на вопрос)

- Такой слог – принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [йэ], а пишем одну букву е.

-   Где стоит буква е?

Дети: В начале слова.

Учитель: Почему эта буква особенная?

ДетиОбозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.

Учитель: Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели?

Дети: В слове ели - 4 звука, 3 буквы.

Учитель: Дети, какую же схему вы должны были составить? Покажите.

        

5. Знакомство с новой буквой

А). На что похожа буква 

      На дворе — такая жалость! —

      Наша лесенка сломалась.

      Наша лесенка сломалась,

      Буква Е зато осталась.  

                                                    (Е. Тарлапан)

      Ева гребнем причесалась —

      В нем три зубчика осталось. 

                                       (Г. Виеру)

     Е на грядке пригодилась —

     Вместо грабель потрудилась. 

                                    (В. Степанов)

Б). Сравнение печатной буквы с прописной 

- Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква (у печатной углы острые, а прописной закругленные)

- Напечатайте букву е  в тетради.

Игра «Одень человечка»

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: [й’] – согласный, мягкий, звонкий; [э] – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова) 

– Вернёмся к схеме этого слова

Звуко-буквенный анализ слова ели

 Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

- Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова)

6. Работа над новым материалом

1).  – Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На доске прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

Ел    ем   ен  ев  ес  ер  

Ели  ем      если  

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

-Где стоит буква Е?(В начале слова)

 - Почему эта буква особенная? (Вывод: обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

2) А  сейчас, ребята, давайте понаблюдаем, какую ещё работу выполняет буква Е.

(Слайд)  Суслик роет нору.

-Составьте предложение со словом роет. (Суслик роет нору)

Суслик – грызун. Зверёк небольших размеров, окраска меха по спине бурая с белыми крапинками, грудь и брюхо желтоватые. Суслики живут на склонах  оврагов и вдоль дорог в глубоких норах. На зиму залегает в спячку. Они питаются семенами трав и зерновых культур.

- Произносите протяжно слово роет.

- Сколько звуков слышится в этом слове? (Пять)

- А сколько в нём букв? (Четыре)

- Почему так? (Буква Е обозначает два звука)

- После какого звука следует Е? (После гласного о)

Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного.)

3) ле   ме  де  те  ве  не

Ли  ми  ди  ти  ви  ни

Се, ре, ле, ве, не, ке, те

- доведение слога до слова

- Какой гласный слышится в этих слияниях? (Слышится звук э)

- Звук э гласный или согласный? (Гласный)

- Какой делаем вывод? (Буква е обозначает гласный звук э и показывает мягкость согласного звука)

- Мы ответили на третий вопрос.

7.Работа с нетбуками (Составление звуковых схем)

Физминутка (или музыкальная фм)

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись

Дружно глазки закрываем

До пяти все мы считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Три вопроса – это три работы буквы е. Так мы знаем одну её работу, то можем открыть один вопросительный знак. Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной.

Чтение слогов и слов

http://festival.1september.ru/articles/596863/img1.gif

Прочитываем все слоги по столбикам.

– Сравните слоги в каждом столбике.

Какие звуки дает буква “Е” если она стоит вначале слова или после гласной -……

Какой звук дает буква “Е”, если она стоит после согласного – ……

Физ.минутка.

 Сейчас немного отдохнём,

Физминутку проведём.

- Если в слове есть хитрая буква Е, хлопаем в ладоши – салют этой букве. Если нет, то мы прячемся - приседаем. Готовы?

Егор, эхо, поели, мел, река, этаж, еловые, это, лес, енот, снег.

- Теперь вы всё знаете о букве Е.

- Какие три работы она выполняет? (Е обозначает два звука[ йэ] – слияние, если стоит в начале слова или после гласного звука. Буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает гласный звук [э].)

  8). Работа по учебнику с.102  

- Прочитайте пару слов под картинкой Азбуки, страница 102: ел – поел. Что вы скажете?

Дети: В слове «ел» буква «е» находится в начале слова. Значит, она обозначает 2 звука.

Учитель: Прочитайте второе слово – (поел)

Где здесь мы видим букву е?

Что вы можете сказать?

Произнесите это слово протяжно. Сколько звуков слышите в этом слове?

Дети: Поел.

Учитель: А сколько в нем букв?

Дети: Четыре.

Учитель: А звуков?( 5)

Учитель: Почему так?

Дети: Буква е обозначает 2 звука.

Учитель: После какого звука следуете?

Дети: После гласного.

Учитель: Сделайте вывод.

ДетиБуква е обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласного.

Учитель: Молодцы! В чем же особенность новой буквы?

Дети: Она обозначает 2 звука, если стоит в начале слова и после гласной.

 

Разгадывание ребуса.

 Можете вы отгадать его? Как рассуждали?

Немытое в рот ни за что не возьмёт

И ты будь таким,

Как чистюля …. ЕНОТ

Кто такие еноты? (пушистые зверьки)

 

- Составим схему слова  ЕНОТЫ  (Работа в паре)

 - Сколько букв?  Сколько звуков?  Почему звуков больше, чем букв?

- Прочитайте пары слов под рисунком.

Рассмотрите рисунок?  Какие вопросы можно задать к этому рисунку? (вопросы детей).

-  Какие деревья растут возле дома?

-  Как вы думаете, кто находится в доме?  (дети, мальчики…)

-  Как мы можем проверить свои предположения?  (прочитать текст)

 -  Прочитайте название текста.  (Каникулы)

-   Что означает это слово? (отдых во время учёбы)

-   Что обозначает знак рядом с текстом? (читаем сами)

-  Как называется лес, в котором растут ели? (Ельник)

 -  Какая ветка нарисована на «волшебном рисунке»? (еловая)

- Что вы можете сказать о словах ель, ельник, еловая? (однокоренные слова, родственные)

-  Читаем сами в полголоса. Проверка 1 человек.

Анализ содержания.

Как Антон и Павлик оказались в этом доме?  (приехали на каникулы)

У кого они гостят?  (у дедушки с бабушкой)

Как  вы догадались?  (внуки)

Как проводят они зимние каникулы?

Лексическая работа.

Найдите в тексте слова , в которых буква Е обозначает 2 звука.

Найдите слова, которые пишутся  и звучат  одинаково, но имеют разное значение.

(Ели  - деревья, Ели – кушали)

Такие слова называются ОМОНИМЫ, мы с ними будем знакомиться позже.

 Работа с загадочным текстом  Кто Егор?

-  Познакомьтесь с обитателями дома поближе.

-  Прочитайте название текста.

-   Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в тексте. ( Чтение самостоятельно про себя)

-  Кто же Егор? Как вы догадались?

- отгадка пряталась в самом вопросе Кто- Кот

- вымытые лапки – про человека так не говорят.

9. Закрепление.  Работа в группах.

- Вам нужно будет выполнить следующее задание: Найти в словах букву Е, которая обозначает 2 звука

- Какие слова вы выбрали? (ответы повесить на доску)

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук [э] и 2 раза, если услышим два звука – [й’] [э]).

  • Самая низкая школьная отметка. (Единица)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
  • Кто ездил на печи? (Емеля)
  •   Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

10. Собери пословицу (работа в парах)

Есть терпенье – будет и уменье. ( У детей на партах  лежат слова).

- Объясните смысл этой пословицы.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем ещё надо поработать?

 - Наш урок подходит к концу.

- Вспомните, какую цель мы ставили с вами на урок.

- Достигли мы с вами поставленной цели?

- Что для вас было самым интересным на уроке?

 Оцените свою работу на уроке.

- Кто удивил нас своим ответом или работой?

 - Вы сегодня отлично поработали, поблагодарим друг друга за работу.  

  -А своё настроение мы покажем на нашей ёлочке. Давайте её нарядим, зажжем фонарики (Дети прикрепляют к ёлочке смайлики).

 -Молодцы! Я рада, что вы с хорошим настроением заканчиваете урок.

               

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Урок литературного чтения 1 класс Звуки б,бь, буквы б,Б.

Урок литературного чтения в 1классе по Программе "Школа России" Тип урока -знакомство с новыми знаниями.Урок составлен с использованием игровых технологий, индивидуальной и групповой работы, ИКТ. К ур...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...