Технологическая карта урока литературного чтенияТема: А.П.Платонов «Ещё мама».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дорошенко Мария Ивановна

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;

- знать содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)М: Просвещение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1ch_eschyo_mama_chtenie.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2019

ФИО учителя: Шбалина Л.Н __________

Школа:

ФИ студента:Дорошенко Мария

Класс: 3

ФИО методиста: Кондратьев И.И________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: А.П.Платонов «Ещё мама».

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама », дальнейшего совершенствования навыков чтения, навыков работы с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;

- знать содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)М: Просвещение.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

– Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости

- Приветствуют учителя.

- Отвечают на вопрос.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.

6 мин

А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение,  давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

Проверка домашнего задания по карточкам

- Какой рассказ мы читали? ( «Цветок на земле» А. Платонова)

- Кто его главные герои?

- Понравился ли Афоня?

- Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый

внимательный

вдумчивый

капризный

упорный

ленивый

любознательный

настойчивый

Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)

Расскажите: - что сделал мальчик?

Проверка работы у доски: докажите почему выбрали эти слова?

- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).

Перед тем как начать разговор по теме урока мне хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

а)-согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?

б)-родные люди – это… продолжите фразу.

На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

- выполняют речевую разминку

-выполняют работу в карточках по домашнему заданию

Проверка у доски

-доброте, любознательности

Ответы детей

Продолжают фразу

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

-На какое слово похоже слово родимая? (Родина)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Слушают учителя

Выбирают слова

-Родина

Предположение детей

Артём его мама и учительница

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

Наглядный – тест в учебнике.

16 мин

В тексте вам могут встретится незнакомые слова.Давайте их разберём

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай

Чтение слов по слогам и целиком. – Объясните, как понимаете смысл слов?

- Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.

ГОРЕВАТЬ – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.

Ступать – шагать, ходить, идти

Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем)

-К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

-Почему вы так решили? Докажите. (все события происходят в реальной жизни)

Давайте обратимся к словарю . В «Толковом словаре русского языка» С.И.ОжеговаН.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера..»

Анализ текста

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу:

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

Разбирают незнакомые слова

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай- объясняют смысл слов

Чтение рассказа

-Рассказ

-все события происходят в реальной жизни

-мальчик Артём

-Потому что учительница в школе была Артёму как мама

-боялся её оставить одну, думал что будет скучать или что то с ней случиться

-с гусем ,собакой и мальчишками которых не знал .

-увидела что он скучает по маме и взяла его на руки.

-потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить

-он думал о маме

-она поступила как заботливая мама, промыла его рану

-сказала,  что если он не будет учиться то мама расстроиться

-Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

2 мин

Физминутка

 Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

-О ком можно так сказать? (Об Артеме)

-Какими еще прилагательными можно описать характер героя?

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям? (высказывание детей)

-А теперь составим характеристику учительнице?

Добрая,злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая.

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

Выполняют физминутку

-Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

-находят в тексте

высказывание детей

дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

высказывают своё предположение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – разъяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Частично-поисковый – выделение вопросов.

10 мин

-Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план?

1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .

3. Запишите свой заголовок к каждой части .

4. Проверьте себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Составление плана

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

7. Пора снова в школу

Проверка.

-Ребята ответьте мне на вопрос.

Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

-Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернёмся к нему.

1.Выделить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки .

3. Запишите свой заголовок к каждой части .

4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама »

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- «Ещё мама»

-А.П. Платонов

-учительница в школе стала Артёму как мама.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Ещё мама"" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний представлений учащихся о произведении А.П. Платонова ...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама \'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё мама&ra...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «П. Платонов \'Еще мама 2\'».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё мама»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Еще мама»; создание услови...

Технологическая карта урока литературного чтения А. П. Платонов «Ещё мама» (1 ч.) (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; формирование умения ана...