Методическая разработка по литературному чтению 2 класс "В. Даль "Кузовок" Учитель Волкова М.Г.
методическая разработка по чтению (2 класс)

Волкова Марина Геннадьевна

Методическая разработка по рассказу В. Даля "Кузовок" Учитель Волкова М.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  ВО 2 КЛАССЕ      

                                                 Тема урока :  В. Даль «Кузовок»

                                                           УМК «Гармония»

                                       Урок с использованием игровых технологий

Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями В. Даля, А. Барто, И. Токмаковой, В. Берестова, познакомить с биографией В. Даля; развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать интерес к слову, развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- дать представление о литературном творчестве  В.И. Даля, его толковом словаре.

 - продолжать учить  работать со словом, рифмами.

2.Развивающие

- развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств произведений.  

-  развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

 - формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста.

 3.Воспитательные  

- развить познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.

- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

- создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого   общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

- приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к двигательной активности

Материалы и оборудование: словари Даля, его портрет, модели кузовка,  мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point

                                            Структура и содержание  урока

I Речевая разминка

1) Дыхательная гимнастика:

а) Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

    - Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )

б) Выдох со счётом .

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 5 )

Используем скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

( вдох)

Раз Егорка, два Егорка,…

2) Скороговорка.

- Прочитайте артикуляционно

- Медленно шёпотом по слогам.

- Медленно вполголоса целыми словами.

- В ускоренном темпе.

- Индивидуально.

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,

Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над логическим ударением. 

- Что солил Терентий? Сколько было бочек?

- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки. 

4) Работа над интонацией.

- Прочитайте с интонацией восхищения;

- с интонацией удивления.

II Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

– На прошлом уроке мы изучали произведение Б. Шергина «Рифмы» и  пришли к выводу, что стихи у Шиша не получились, потому что он сочинял неправду. Давайте  с вами послушаем, как Мурзилка и Петя сочинили стихи и что у них получилось .

- Как хорошо быть поэтом!- подумали мы однажды с Петей Синичкиным.

- Сочинять стихи очень просто, -говорит Петя.

- О чем же нам писать?

- Что увидим, о том и сочиним! – И мы пошли на улицу сочинять стихи.

- Пес помчался через двор, -сочинил Петя первую строчку.

- Кот забрался на забор,- добавил я вторую.

- Птички весело поют, - говорит Петя.

- Тучки белые плывут, - отвечаю я.

- Вышел дед из магазина.

- У него в руке корзина.

- А в корзине той варенье.

Вот и все стихотворенье!

- Ну теперь мы настоящие поэты! Скорее к художнику. Пусть он сделает рисунки к нашему стихитворению.

А как вы думаете, получилось у Пети и Мурзилки стихотворение? Почему? Что они не обдумали? 

III. Постановка целей урока.

- Сегодня мы продолжаем играть в слова. А помогут нам замечательные авторы: Владимир Иванович  Даль, Агния Барто, Ирина Токмакова и Владимир Берестов.

Что вы знаете о В.Дале? (учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения)

 О чем вам говорят эти опорные слова?  (Владимир Даль, Казак Луганский, псевдоним, Луганск, сказки, толковый словарь)

Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)

- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный      " Словарь живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов. (Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля)

– Что стало для него главным делом жизни? (В.И.Даль собиратель слов – лексикограф)                                                                 – Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем.                                                                                                                                          Cлайд 7                                                                                                                                                                  (Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”)                                                                                                       Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. Да странные какие: “замолаживать”, “выползина”,“буран”, “кузовок”, “дождь”.

Физминутка.

3. Словарная работа.

– Какое слово вам знакомо? (дождь.)

– Объясните это слово. (Ответы детей)

Объяснение слова по словарю Даля (объяснение слова даёт заранее подготовленный ученик).                        

Ученица: “Мы говорим “дождь”, а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название.

Ситник или ситничек (от слова сито) — мелкий дождь.

 Ливень — проливной дождь, самый сильный.

Сеногной — дождь во время покоса.

 Грозный дождь — с грозой.

Грибной дождь — теплый и мелкий.

Косохлест, подстега — косой дождь с ветром.

Лепень — снег с дождем. Слово для Даля — всегда картинка, образ”.

– Так какой же бывает дождь? (ответы детей)

– Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)

4. Словесное рисование.

– Попытайтесь и вы увидеть это слово... Закройте глаза... Что вы увидите под звуки дождя?

Слайд 8 (звуки дождя)

– Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь...)

Слайд 9

– “Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок”.

- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.

- Что это? ( корзинка)

-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?

5. Практическая работа со словарём.

- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.

- Вот так выглядит русский кузовок - плетёная корзиночка для ягод и грибов.                         (показ модели)

- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.                                                                                                     

 - Прочитаем, как он описывает её.

 Владимир Иванович Даль родился более 200 лет назад, в своем небольшом произведении рассказавший нам о том, как играли дети в старину. Через всю жизнь этот человек пронес любовь к русскому языку. Он собирал и записывал народные пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры.

Главный труд всей жизни Даля – «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах, который люди используют еже много лет, в том числе и в настоящее время.

- В старину, когда еще не было радио, телевизоров, плееров, компьютеров, очень популярны были игры со словами. А вы знаете какие нибудь игры со словами?

 Одна из таких игр описана в произведении, с которым мы сейчас познакомимся.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

 Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

Кузовок мой –

В этой книжке.

Загляните, ребятишки!               ( В. Фетисов)

 Как вы думаете , о чем будет идти речь в произведении? ( О кузовке).

- А кто знает, что такое кузовок? А хотите узнать?

4. Знакомство с текстом.

Произведение читается детьми по цепочке.

5. Игра в «Кузовок».

Давайте поиграем с вами в игру, о которой  мы прочитали у Даля.

- Ребята, кто из вас догадался в какую игру мы с вами будем играть?  ( Кузовок)

-  А для того, чтобы играть в какую нибудь игру, что нужно знать? ( Правила)

- Почему произведение «Кузовок» названо игрой? (Даны правила игры).

Какие правила в этой игре?

- По очереди со словами положить в кузовок свой предмет.

- Ведущий достает предмет и просит игрока сказать, что должен сделать обладатель этого предмета.

- Хозяин должен выполнить.

 -Что нам надо сделать чтобы поиграть в эту игру?

- Разбиться на группы.

- Определить ведущего.

- Игрока.

-Что надо приготовить для игры?

- Кузовок.

- Предмет для каждого игрока.

Как будем оценивать игру команды?                 карточки

6. Оценка игроков, призы.

Рефлексия

_ Выполнили мы с вами цель?

- Что делали для этого?    

- Понравилась вам игра?

- А кому нибудь было скучно?  ( вешаем на доске кузовки).

Домашнее задание: найти в словаре Даля 5 странных слов, и выписать их значение.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...