Методическая разработка по литературному чтению 2 класс "В. Даль "Кузовок" Учитель Волкова М.Г.
методическая разработка по чтению (2 класс)
Методическая разработка по рассказу В. Даля "Кузовок" Учитель Волкова М.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка. Учитель Волкова М.Г. | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Тема урока : В. Даль «Кузовок»
УМК «Гармония»
Урок с использованием игровых технологий
Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями В. Даля, А. Барто, И. Токмаковой, В. Берестова, познакомить с биографией В. Даля; развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать интерес к слову, развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- дать представление о литературном творчестве В.И. Даля, его толковом словаре.
- продолжать учить работать со словом, рифмами.
2.Развивающие
- развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств произведений.
- развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.
- формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста.
3.Воспитательные
- развить познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.
- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
- создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
- приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к двигательной активности
Материалы и оборудование: словари Даля, его портрет, модели кузовка, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point
Структура и содержание урока
I Речевая разминка
1) Дыхательная гимнастика:
а) Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.
- Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )
б) Выдох со счётом .
- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 5 )
Используем скороговорку:
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
( вдох)
Раз Егорка, два Егорка,…
2) Скороговорка.
- Прочитайте артикуляционно
- Медленно шёпотом по слогам.
- Медленно вполголоса целыми словами.
- В ускоренном темпе.
- Индивидуально.
Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,
Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.
3) Работа над логическим ударением.
- Что солил Терентий? Сколько было бочек?
- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки.
4) Работа над интонацией.
- Прочитайте с интонацией восхищения;
- с интонацией удивления.
II Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
– На прошлом уроке мы изучали произведение Б. Шергина «Рифмы» и пришли к выводу, что стихи у Шиша не получились, потому что он сочинял неправду. Давайте с вами послушаем, как Мурзилка и Петя сочинили стихи и что у них получилось .
- Как хорошо быть поэтом!- подумали мы однажды с Петей Синичкиным.
- Сочинять стихи очень просто, -говорит Петя.
- О чем же нам писать?
- Что увидим, о том и сочиним! – И мы пошли на улицу сочинять стихи.
- Пес помчался через двор, -сочинил Петя первую строчку.
- Кот забрался на забор,- добавил я вторую.
- Птички весело поют, - говорит Петя.
- Тучки белые плывут, - отвечаю я.
- Вышел дед из магазина.
- У него в руке корзина.
- А в корзине той варенье.
Вот и все стихотворенье!
- Ну теперь мы настоящие поэты! Скорее к художнику. Пусть он сделает рисунки к нашему стихитворению.
А как вы думаете, получилось у Пети и Мурзилки стихотворение? Почему? Что они не обдумали?
III. Постановка целей урока.
- Сегодня мы продолжаем играть в слова. А помогут нам замечательные авторы: Владимир Иванович Даль, Агния Барто, Ирина Токмакова и Владимир Берестов.
Что вы знаете о В.Дале? (учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал народные сказки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения)
О чем вам говорят эти опорные слова? (Владимир Даль, Казак Луганский, псевдоним, Луганск, сказки, толковый словарь)
Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?)
- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов. (Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля)
– Что стало для него главным делом жизни? (В.И.Даль собиратель слов – лексикограф) – Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. Cлайд 7 (Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”) Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. Да странные какие: “замолаживать”, “выползина”,“буран”, “кузовок”, “дождь”.
Физминутка.
3. Словарная работа.
– Какое слово вам знакомо? (дождь.)
– Объясните это слово. (Ответы детей)
Объяснение слова по словарю Даля (объяснение слова даёт заранее подготовленный ученик).
Ученица: “Мы говорим “дождь”, а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название.
Ситник или ситничек (от слова сито) — мелкий дождь.
Ливень — проливной дождь, самый сильный.
Сеногной — дождь во время покоса.
Грозный дождь — с грозой.
Грибной дождь — теплый и мелкий.
Косохлест, подстега — косой дождь с ветром.
Лепень — снег с дождем. Слово для Даля — всегда картинка, образ”.
– Так какой же бывает дождь? (ответы детей)
– Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)
4. Словесное рисование.
– Попытайтесь и вы увидеть это слово... Закройте глаза... Что вы увидите под звуки дождя?
Слайд 8 (звуки дождя)
– Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь...)
Слайд 9
– “Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок”.
- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.
- Что это? ( корзинка)
-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?
5. Практическая работа со словарём.
- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.
- Вот так выглядит русский кузовок - плетёная корзиночка для ягод и грибов. (показ модели)
- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.
- Прочитаем, как он описывает её.
Владимир Иванович Даль родился более 200 лет назад, в своем небольшом произведении рассказавший нам о том, как играли дети в старину. Через всю жизнь этот человек пронес любовь к русскому языку. Он собирал и записывал народные пословицы и поговорки, загадки, сказки, игры.
Главный труд всей жизни Даля – «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4 томах, который люди используют еже много лет, в том числе и в настоящее время.
- В старину, когда еще не было радио, телевизоров, плееров, компьютеров, очень популярны были игры со словами. А вы знаете какие нибудь игры со словами?
Одна из таких игр описана в произведении, с которым мы сейчас познакомимся.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок мой –
В этой книжке.
Загляните, ребятишки! ( В. Фетисов)
Как вы думаете , о чем будет идти речь в произведении? ( О кузовке).
- А кто знает, что такое кузовок? А хотите узнать?
4. Знакомство с текстом.
Произведение читается детьми по цепочке.
5. Игра в «Кузовок».
Давайте поиграем с вами в игру, о которой мы прочитали у Даля.
- Ребята, кто из вас догадался в какую игру мы с вами будем играть? ( Кузовок)
- А для того, чтобы играть в какую нибудь игру, что нужно знать? ( Правила)
- Почему произведение «Кузовок» названо игрой? (Даны правила игры).
Какие правила в этой игре?
- По очереди со словами положить в кузовок свой предмет.
- Ведущий достает предмет и просит игрока сказать, что должен сделать обладатель этого предмета.
- Хозяин должен выполнить.
-Что нам надо сделать чтобы поиграть в эту игру?
- Разбиться на группы.
- Определить ведущего.
- Игрока.
-Что надо приготовить для игры?
- Кузовок.
- Предмет для каждого игрока.
Как будем оценивать игру команды? карточки
6. Оценка игроков, призы.
Рефлексия
_ Выполнили мы с вами цель?
- Что делали для этого?
- Понравилась вам игра?
- А кому нибудь было скучно? ( вешаем на доске кузовки).
Домашнее задание: найти в словаре Даля 5 странных слов, и выписать их значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе (УМК "Школа России") по теме: "Поэтическое изображение осенних листьев в творчестве русских поэтов"
В данном материале представлен интегрированный урок литературного чтения (Литература, ИЗО, природоведение)...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.
Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....