Сказки А.С.Пушкина
материал по чтению

Бостанова Фатима Казиевна

Урок чтения  Сказки А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения.

   Тема: Сказки А.С.Пушкина.

Учитель Бостанова Ф.К.

т


Тема урока: Сказки А. С. Пушкина

Цели урока: ознакомить с творчеством А.С.Пушкина - Сказочника, его биографией, понятием «авторская»

(литературная) сказочника;

развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, с литературными кроссвордами.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Актуализация знаний.
  • С какими сказками мы ознакомились на прошлом уроке чтения? ( С русскими народными сказками.)
  • Почему они называются народными? (Их автор неизвестен. Они пересказываются народом из поколения в поколение, каждый рассказчик пересказывает своими словами, добавляет что-то свое)
  • Прочитайте, какова тема сегодняшнего урока.
  • Кто автор сказок, которые мы будем сегодня читать?

(Сегодня мы будем читать сказки А.С.Пушкина. Автор этих сказок известен. Такие сказки называются авторскими, или литературными.)

Ш.Постановка целей урока.

  • Сегодня вы познакомитесь со сказками А.С.Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.
  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя.

-Посмотрите на портрет А.С.Пушкина. Кто может посчитать сколько прошло со дня его рождения? (Более200 лет.)


Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят его произведения?

(Сказки Пушкина интересны, там происходят разные чудеса. Хочется сразу дочитать до конца. А стихи поэта очень красивые. Когда их читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь.)

В детстве Саша начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Радионовна, привила ему любовь к русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в своем стихотворении « Сон»;

И шепотом рассказывать мне станет

О        мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствую ни ног, не головы.

Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки М.А. Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Радионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок.

Так родились пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов- на создание музыкальных произведений.

  1. Рассматривание выставки книг.

-Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина. Какие сказки вы узнали? (« Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде»,

« Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...»,

« Сказка о золотом петушке».


-Молодцы! Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. В начале урока я говорила вам, что язык Пушкинских сказок необыкновенный, неповторимый, волшебный. Давайте дети послушаем этот необыкновенный язык Пушкинских сказок. Это отрывок из поэмы « Руслан и Людмила».

( У лукоморья дуб зеленый.)-показать отрывок.

  1. Показ отрывков из сказок.
  • Сегодня я приготовила отрывки из сказок Пушкина. Давайте посмотрим и послушаем отрывок из сказки.

(Показ отрывка из сказки на компьютере).

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

(Далее обсуждение сказки учащимися).

  • Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон- в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка песенки поет и грызет орешки, с изумрудами и т.д.)
  • Назовите отрицательных персонажей сказки. ( Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)
  • Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб).
  • Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому что правда открыта)
  • Дети кто не будь сможет прочитать отрывок из сказки «О царе Салтане» наизусть.

Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову


Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой- Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит И ответ держать велит:

«Чем вы, гости ,торг ведете И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...»

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну К славному царю Салтану;

От меня ему поклон».

  • Молодцы!

-А теперь посмотрим и послушаем другую сказку Пушкина ( Просмотр « Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).

  • Из какой сказки этот отрывок? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
  • Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри).
  • Чьи поступки осуждает автор?(Царицы, чернавки)
  • Кто помогает Елисею? (Природа помогает Елисею. Солнце, Месяц, Ветер).
  • Кто из вас прочитает наизусть отрывок из сказки о том как природа помогает Елисею.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:


Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного,

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

Я жених ее»,- «Постой,- Отвечает ветер буйный,- Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе , во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

  • Молодцы ребята!
  • Всегда ли внутренняя красота сопутствует внешней? (Нет Царица злая, черствая.)
  • Зачитайте отрывок где царевна разговаривает с зеркалом.

( Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

  • Как зло было наказано в сказке? (Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)
  • А теперь посмотрим следующую сказку.

( Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».)

  • Назовите отрицательных героев сказки. ( Старуха).
  • Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? (Нет. «Старик не осмелился перечить», « Не дерзнул поперек слова молвить».)
  • Можно ли старика по праву назвать положительным героем?


(Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек».)

  • Прочитайте пожалуйста отрывок из сказки наизусть. (Дети читают отрывок из сказки наизусть).

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась.

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

« Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне- море,

Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит,

на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с прокпятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне- море,

Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море.

Долго у моря он ждал ответа,


Не дождался, к старухе воротился- Глядъ: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

  • Молодцы !
  • Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?

(Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)

  • Теперь посмотрим другую сказку.

( Просмотр отрывка из сказки «Сказка о попе и работнике его Балде».)

  • Дети из какой сказки отрывок вы только что посмотрели?

( Сказка о попе и работнике его Балде».

  • Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана дурака, Емелю.)
  • Почему? (Непрактичный, наивный ,но добросовестный, трудолюбивый.)
  • Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.)

-Прочитайте отрывок из этой сказки наизусть.

(Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его тятей;

Кашу заварит, нянчится с дитятей Только поп один Балду не любит Никогда его не приголубит,

О        расплате думает частенько;

Время идет, и срок уж близенько.


Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:

Лоб у него заране трещит.

-Прочитайте как был наказан поп?

С первого щелка Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка Лишился поп языка,

А с третьего щелка Вышибло ум у старика.

  • Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно.

Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

  • А теперь посмотрим пятую сказку. ( Просмотр сказки- « Сказка

о        золотом петушке».

  • Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. -Какие страшные чудеса там происходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)
  • За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу.

Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

-Прочитайте наизусть из этой сказки.

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу,- Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой Будет верный сторож: твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется


И в то место обернется». Царь скопца благодарит, Горы золота сулит.

«За такое одолжение,- Волю первую твою Я исполню как мою»

  1. Закрепление изученного. Литературная игра « Там чудеса...»

( Класс делится на три команды- три ряда.)

Конкурс «Волшебное средство»

1 ряд.        2        ряд.        3        ряд.

Зеркальце.        Золотая рыбка.        Золотой        петушок.

Конкурс « Волшебные превращения».

  • В кого превратились?

1 ряд        2        ряд.        3        ряд.

Князь Гвидон. Лебедь.        Чародей.

Конкурс « Кто это?».

  • Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?
  1. ряд        2 ряд.        3        ряд.

Дадон, Елисей, Бабариха, Балда,        Соколко (пес),Чернавка

Гвидон.        Черномор.        (прислуга) Буян (остров

Конкурс «Сказочный зачин»

  • Из какой сказки слова?
  1. ряд        2        ряд.        3        ряд.

«Жил-был        «Они жили в ветхой        «Негде в тридевятом

поп...»        землянке ровно        царстве, тридесятом

тридцать лет и три        государстве жил-

года.»        был славный царь...»

Конкурс « сказочные красавицы».

  1. ряд.        2 ряд.

«... Говорят,... есть,        Правду молвить,

Что не можно глаз отвесть.        молодица

Днем свет божий...,        Уж и впрямь была....


... землю освещает-
месяц под косой...,
а во лбу... горит»

3 ряд.

Но ... молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, ...,

Поднялась- и расцвела.

Белолица,....,

... кроткого такого.

  1. Итог урока. Награждение победителей.
  • Какая сказка А. С. Пушкина вам понравилась больше всего?
  • Почему?
  • Прошло более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не
    властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади
    стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа.

Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта на уроках
литературы и в этом году, и в течении всех школьных лет, и, в
течении всех школьных лет, и я надеюсь, всей жизни.

  1. Домашнее задание.

Прочитайте к следующему уроку сказки русских писателей В. Одоевского, В.Даля, П.Ершова, Л.Толстого, С.Аксакова.

Высока,... , бела,

И ... и всем взяла; Но зато ... ломлива, Своенравна и ....


В кого превратился?

Князь Гвидон.


В кого превратилась?

Лебедь.


В кого превратился?

  Чародей.


Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?

Дадон, Елисей, Гвидон.


Бабариха, Балда, Черномор.

Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?


Дадон, Елисей, Гвидон.

Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?


Бабариха, Балда, Черномор.

Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?


Соколко, Чернавка, Буян.

Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат?


:

Из какой сказки слова?

«Жил-был поп...»


Из какой сказки слова?

«Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года».


Из какой сказки слова?

«Негде в тридевятом царстве,тридесятом государстве жил-был славный царь...»


«... Г оворят,... есть,

Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий...

.. .землю освещает- месяц под косой... а во лбу .. .горит»


«Правду молвит, молодица Уж и впрям была... Высока,...,бела,

И...и всем взяла;

Но зато.. .ломлива, Своенравна и... .


Но... молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла,.... Поднялась- и расцвела. Белолица,...,

... кроткого такого.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....