Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванова Ольга Евгеньевна

Конспект урока по литературному чтению: "Отметки Риммы Лебедевой"(УМК "Школа России) 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 27.04. 2019

ФИО учителя: Иванова Светлана Анатольевна

Школа:№ 14

ФИ студента: Иванова Ольга

Класс: 3

ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 3

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Л.Кассилем и с рассказом «Отметки Риммы Лебедевой».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать биографию писателя

- уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- уметь прогнозировать содержание текста;

- уметь воспринимать на слух художественное произведение.                                                                          

Личностные:

- проявлять интерес и творческое отношение;

- проявлять уважительное отношение к своим сверстникам;

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа России», 3 класс, 2 часть, творческая тетрадь, презентация к уроку.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

- Повернитесь  друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на уроке. Присаживайтесь.

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. 

- Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

- Читать. Изучаем виды фольклора,   узнаём об историях, которые случаются  с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

        

Практический: выборочное чтение

4 мин

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

Ах, вы сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

- Читаем про себя.

- Читаем хором по слогам.

- Читаем хором словами.

- Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

- Читаем медленно, быстро.

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

- Молодцы, ребята!

Ребята, напомните, чем вы занимались на прошлом уроке.
Вчера вам было задано домашнее задание: принести какой-нибудь детский журнал и рассказать о нём.
Рассказывать вы будете по плану.
На рассказ не более 2 минут
Ребята, мы с вами знаем, что журнал Мурзилка был основан ещё в 1924 году.
Предположите, рассказы и стихотворения о чём в него вошли?

- Читают скороговорку по заданию учителя.

Мы знакомились с журналами «Мурзилка» и «Весёлые картинки»

Представляют свои журналы по плану.

  • Название журнала
  • Номер журнала
  • Год выпуска журнала
  • Период выпуска журнала(как часто выходит)
  • Для кого предназначен
  • Особенности журнала.

О войне.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, подводящий диалог

3 м

Сегодня мы познакомимся с первым рассказом нового раздела.

Прочтите, как он называется.

Кто автор данного рассказа?

- Итак, тема нашего урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориенти-роваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией 
Л. А. Кассиля

- Отметки Риммы Лебедевой

- Л.Кассиль.

- Мы познакомимся с творчеством Л.А. Кассиля.

- Мы узнаем содержание рассказа.

- Мы сможем поразмышлять над действиями  Риммы Лебедевой.

П: синтез.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа , слово об авторе

Практический: работа со словарными словами.

Работа с книгой: чтение текста.

17 м

Стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок -

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы -

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

Итак, вы прослушали стихотворение.

О ком оно?

Подумайте, почему я именно его прочитала сегодня.

Верно.

Но перед тем как познакомиться с содержанием рассказа, скажите, вы знакомы с этим автором?

Слушайте информацию внимательно, после я задам вам несколько вопросов.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О Л. А. КАССИЛЕ

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), прозаик.

Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927  году  выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные  очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Что вы узнали об авторе?

Сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ «Отметки Риммы Лебедевой» в аудиохрестоматии.

Следите за текстом, отмечайте слова, которые вам непонятны.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Какие слова вам были непонятны?

Проводит словарную работу.

Попробуйте найти значение этих слов в толковом словаре.

- Читают стихотворение

- О маленьком мальчике – Пете, который остался одним из живых в селе Поповка.

- Стихотворение о войне.

- Потому что рассказ Л.А. Кассиля тоже связан с войной.

- Нет.

 - Слушают рассказ учителя

- Высказывают своё мнение.

- Да

 - Восхитительное, прекрасное, грустное.

- Ответы детей

-Это произведение учит тому, что не нужно погружаться полностью в свою беду, ведь она отнимает много полезного времени.

-От автора. Римма, Маня, тетка, Анастасия Дмитриевна, Лейтенант.

-Фронт, госпиталь, кисет.

-Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

-Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

-Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания в устной форме.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V. Первичное закрепление

Словесный: разъяснение, беседа

4 м

Организует повторное чтение и обсуждение содержания

– В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева?

– В какой класс она поступила?

– Что сказала учительнице тетка девочки?

– Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.

– Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.

– Куда часто ходили ребята?

– Что сшила Римма?

– Кому подарила Римма табачный кисет?

– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?

Прочитайте.

Читают по цепочке

Свердловск.

В третий класс.

Читают отрывок: «Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите…»

Находят отрывки

В госпиталь.

Табачный кисет.

Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: восстановление цепи событий в рассказе.

3 мин

- Ответьте на несколько тестовых заданий.

1. В какой город приехала Римма Лебедева с мамой?
А. Москва
Б. Красноярск
В. Свердловск
2. В каком классе предстояло учиться Римме?
А. в 4 классе
Б. во 2 классе
В. в 3 классе
3. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?
А. сожгли немцы 
Б. бомбили немцы 
В. захватили немцы
4. Назови имя учительницы.
А. Анастасия Дмитриевна
Б. Алёна Сергеевна
В. Арина Ивановна
5. Кто усадил Римму на своей парте, рядом с собой?
А. Инна Воробьёва
Б. Маня Петлина
В. Сергей Холодов

- слушают задание;

- выполняют тест;

- проверяют на экране;

Р: саморегуляция.

П: анализ.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: разъяснение.

Практический: упражнение.

3-4 мин

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем

заставляет задуматься?

Ответы детей: прочтение стихотворения, биография автора.

Узнали новое произведение.

Отметки Риммы Лебедевой, Л.А. Кассиль.

Да, чувство сопереживания.

К: планирование учебного сотрудничества.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

4 мин

Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Чему вас научил рассказ?

- Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами лесенка успеха.

1. Поставьте себя на 1 ступеньку, если вы плохо работали на уроке и не поняли о чем рассказ.

2 . Поставьте себя на 2 ступеньку, если вы слабо работали на уроке, но поняли смысл рассказа.

3. Поставьте себя на 3 ступеньку, если вы хорошо работали на уроке и поняли смысл рассказа, вынесли из него урок.

- Кто поставил себя на 1 ступеньку, кто на 2, кто на 3?

Спасибо за урок!

- Познакомиться с биографией и с произведением.

- Да.

- Обдумывать свои действия.

- Записывают домашнее задание.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России

Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...

Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока . Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»...