Урок литературного чтения в 1 класс, период обучения грамоте (УМК "Школа России") "Звуки [г], [г"].Буквы Г,г."
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Токмурзина Светлана Минивалиевна

 

Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [г¢], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.
  • Развивающая: развивать личностные УУД (самоопределение, самооценка); регулятивные УУД (целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
  • Образовательная: познакомить обучающихся со звуками [г] и [г¢], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [г¢].

Принципы обучения и воспитания:

  • Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.
  • Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

  • Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы развития психических функций: творческое задание.

  • Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение:

  • Демонстративные: презентация, электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, карточки с иллюстрациями, карточки со словами, работа со звуковой лентой, карточки-мишени для самооценивания, слоговая таблица, таблицы-круги с буквой г.

Тип урока: открытие нового знания и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_g_i_g.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звуки [г], [г].Буквы Г,г.

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку обучения грамоте, понимают важность изучения звуков и букв.
  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение); регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
  • Предметный: обучающиеся знают звуки [г] и [г], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [г] и [г] обозначаются буквой «Г».

Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [г], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.
  • Развивающая: развивать личностные УУД (самоопределение, самооценка); регулятивные УУД (целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
  • Образовательная: познакомить обучающихся со звуками [г] и [г], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [г].

Принципы обучения и воспитания:

  • Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.
  • Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

  • Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);

По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;

Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;

Методы развития психических функций: творческое задание.

  • Методы воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оснащение:

  • Демонстративные: презентация, электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л. А. Виноградской, карточки с иллюстрациями, карточки со словами, работа со звуковой лентой, карточки-мишени для самооценивания, слоговая таблица, таблицы-круги с буквой г.

Тип урока: открытие нового знания и способов действий.

Ход урока:

1. Организованное начало урока.

А)-Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости, давайте их дружно поприветствуем.

-Повернулись, тихонечко сели.

Б) Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот порциями – 3 раза).

В) Артикуляционная гимнастика («Погулять язык собрался…»)

2. Актуализация опорных знаний.

1)- В качестве девиза к уроку предлагаю взять следующую фразу: (давайте прочитаем её хором)

  «Успех приходит к тому, кто много работает».

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему мы учимся на уроках обучения грамоте?

- Давайте посмотрим, чему мы уже научились.

2) Блиц-опрос:

 - Из чего состоит наша речь?(Из предложений).

- А из чего состоят предложения? (Из слов).

- Из чего состоят слова? (Из звуков и букв).

- На какие 2 группы делятся речевые звуки?

- Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6)

- Чем гласные звуки отличаются от согласных?

- Какими бывают согласные звуки? (По таблице «Характеристика звуков»)

-Что получится, если соединить согласные и гласные? (Слоги)

3) –Прочитайте слоги. Какой слог «лишний»? Почему? (Не является слогом-слиянием).

-Почему слоги  разделены на 2 группы? Как звучат согласные в них? Подберите подходящие схемы к каждой группе.

-Какие буквы указывают на мягкость? Когда  буквы  е и я обозначают 2 звука?

-Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе синим карандашом на своей мишени.

-Кто оказался в центре мишени? Здорово!

3. Определение темы и цели урока.

А) –Вижу, что вы готовы двигаться дальше. Для того, что определить тему нашего урока, предлагаю поработать в группе. Вам нужно будет склеить картинки и отгадать название получившегося предмета, переставив слоги местами.

- Но сначала повторим правила работы в группе (на слайде).

(Когда закончат работу, выступают и оценивают свою работу на лесенке успеха).

Б) – Давайте прочитаем хором слова - названия, которые у вас получились?

 –Как назвать одним словом? (Грибы)

-С какого звука начинается это слово?

-Произнесите звук, закрыв глаза. Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Есть ли пара по мягкости?

-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Открытие «нового знания».

1) Игра «Твёрдый-мягкий»

-Ученики 2 ряда будут читать слова «по цепочке», а вы если в слове услышите твердый звук [г]  , поднимаете синий кружок, а если мягкий звук ′] - зелёный.

Гуси, гиря, гараж, гантели, гитара, гигант, графин, гений, группа, герой.

2) Работа по электронному приложению. Дети просматривают мультфильм и называют картинки, в названиях которых присутствовали звуки [г] и [г′].

2) – Какой буквой записываем звуки [г] и [г′]?

- Покажите на алфавите.

-Возьмите листочки с буквами Г и г. Обведите буквы.

3) -В каких геометрических фигурах «спрятались» наши буквы? (В кругах).

-Начертите в тетрадях звуковую схему слова «круги».

(Один ученик у доски составляет звуковую схему слова «грибы»).

-Не забудьте разделить слова на слоги и поставить ударение.

-Откройте книги на стр.119 и проверьте себя.

-Из скольких слогов состоят слова «грибы» и «круги». Почему? (Вспоминают правило, по которому делятся слова на слоги).

-Оцените свою работу на мишенях. У кого также, как в учебнике, нарисуйте зелёный кружок в центре мишени. Кто оказался в центре? Молодцы!

4) Найдите текст на стр.119.

-Прочитайте его «шёпотом».

(Читает вслух хорошо читающий ученик).

-Кто из детей нашел съедобные грибы, а кто ядовитые?

-А среди ваших грибов все съедобные?

-Какой гриб называют «царём» всех грибов?

-Давайте хором прочитаем предложения об этом грибе, соблюдая восклицательную интонацию.

-Как называют людей, которые любят собирать грибы?

-Какое название можно придумать к тексту?

- Оцените свое чтение на мишенях жёлтым цветом.

-Кто сегодня хорошо читал без ошибок?

Дополнительно:

Выступление о грибе трюфель.

-Что интересного запомнили об этом редком грибе?

5. Итог урока:

-С какими звуками мы сегодня работали? Гласные они или согласные? Звонкие или глухие?

6. Рефлексия.

-Поднимите руки, кто сегодня из вас несколько раз оказался в центре мишени? Молодцы!

--А теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки? Не расстраивайтесь. Как говорилось в нашем девизе? Успех приходит к тому, кто много трудится, будете стараться, и у вас все получится.

- Я сегодня тоже хотела бы отметить ребят, которые помогали больше всех в открытии новых знаний…

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Литературное чтение. 1 класс (период обучения грамоте)

Литературное чтение. 1 класс (период обучения грамоте).УМК « Школа России», система интерактивных технологий «Smart Notebook 11»....

Презентация по литературному чтению. 1 класс (период обучения грамоте)

Презентация по литературному чтению. 1 класс (период обучения грамоте).УМК « Школа России», система интерактивных технологий «Smart Notebook 11»....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (период обучения грамоте)

Рабочая программа по литературному чтению на 1 полугодие 1 класса...

Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...