Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя:
- знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать основную информацию об авторе стихотворения А.В. Жигулине;
- уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
- уметь выразительно читать стихотворение.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2019 Школа: №28 Класс: 4 «В» Кабинет: 15 | ФИО учителя ФИО студента ФИО методиста |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…».
Цели деятельности учителя:
- знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;
- развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать основную информацию об авторе стихотворения А.В. Жигулине;
- уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
- уметь выразительно читать стихотворение.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- осознавать эстетическую ценность произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; раздаточный и наглядный материал, презентация.
№ п/п | Этапы урока Методы и приемы | Хрономе-траж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 минута | Приветствие. Итак, друзья, внимание! – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте. | Приветствовать учителя. Организовывать своё рабочее место. Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа. Практический: контроль домашнего задания. | 5 минут | Проверка домашнего задания. – На прошлом уроке вы получили задание на выбор: либо написать мини-сочинение «Моя малая Родина», либо подготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. – Сейчас те, кто написал сочинения – мне их сдает, а кто подготовил выразительное чтение – будет выступать. | Сдавать домашнее задание. | П: структурирование знаний. |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: беседа. | 2 минуты | – Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.
Нивы зрелые…»
Твой голос узнаю…» – Сегодня мы продолжим тему Родины и познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме о Родине Анатолия Владимировича Жигулина. – Какие цели поставим на урок? | Слушать задание. – Иван Саввич Никитин. «Русь». – Спиридон Дмитриевич Дрожжин. «Родине». Слушать учителя. Узнать тему урока. – Познакомиться с жизнь и творчеством А.В. Жигулина, подготовиться к выразительному чтению. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: целеполагание. |
4. | Открытие нового знания Словесный: беседа. Практический: выполнение заданий; чтение стихотворения. | 7 минут | 1) Сообщение о жизни и творчестве А.В. Жигулина. (Подготовленное сообщение ученика.) – (Вопрос к ученику.) Каким источником информации пользовался? Кто помогал? 2) Первичное восприятие текста. (Чтение стихотворения учителем.) – Почему это стихотворение вошло в раздел «Родина»? – Назовите смысл стихотворения. 3) Проверка первичного восприятия текста. – Какие чувства владели поэтом, когда он писал свое стихотворение? – Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение. 4) Вторичное восприятие текста (самостоятельное чтение). Алгоритм 1. Основная мысль. 2. Значение слов. – Попытайтесь узнать мнение соседа. 5) Лингвистическое комментирование. – Какие слова вам непонятны? – Давайте узнаем значение некоторых слов.
| Слушать сообщение об авторе, запоминать основную информацию. Слушать чтение стихотворения. – Т.к. автор в стихотворении описывает Родину. – Смысл заключается в огромной любви поэта к Родине. Автор считает смыслом своей жизни, а так же источником жизненной энергии Родину. – Гордость за Родину, любовь к ней. Ответить на вопрос, поделиться мнениями. Самостоятельно читать стихотворение, выделять его основную мысль, находить непонятные слова и предполагать их значение. – Проселки, перелески, жнивье. | П: рассуждение по новой теме. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5. | Первичное закрепление Словесный: беседа. Практический: выполнение заданий. | 15 минут | 1 строфа (чтение про себя). – К кому обращается автор? – Какую картину природы видит перед собой А.В. Жигулин? – Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта? – Найдите и прочитайте первую строчку. – Как понимаете выражение «В неярком блеске»? – К чему относится это выражение? – Давайте попробуем соединить 1 и 3 строчку. – Прочитайте. – Прочитайте 2 строчку. – Каким синонимом можно заменить слово «взором»? – Что автор подразумевает под словом "трепетным"? – Какое выразительное средство языка использует здесь автор? – Прочитайте 4 строчку. – Как вы думаете, что значит «любить без памяти»? – Сделаем вывод. – О чем говорит поэт в 1 строфе? – Озаглавим 1 строфу. 2 строфа (чтение про себя). – Что заметили? – Можно ли сразу сказать, о чем говорится во 2 строфе? – Назовите, что любит автор. – О какой белоствольной роще идет речь? Почему именно это словосочетание использует поэт? – Что автор хотел сказать словом «шорох»? – Прочитайте 2 строчку 2 строфы. – О каком дыме идет речь? – Что такое туман? – Что еще волнует автора? Прочитайте 3 строку. – Почему крест ржавый? – Прочитайте 4 строку. – О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? – Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого. – Озаглавьте 2 строфу. 3 строфа (чтение про себя). – Найдите слова - антонимы. – Как понимаете первые две строки? – Что использует здесь автор? – Что видит поэт в своей родине? Как вы думаете, почему? – Озаглавьте 3 строфу. – Посмотрите на план. Что главное выделил поэт? – Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его озаглавили? – Хорошо. Теперь даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения. – При подготовке учитывайте характер и тональность лирического произведения, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания. | Прочитать 1 строфу стихотворения. – Автор обращается к Родине. Ответить на вопрос. – «…без памяти люблю…» – «О, Родина! В неярком блеске…» – Переносное значение слова - неяркое проявление достоинств, блеск - яркий искрящийся свет. – Проселки, перелески. Прочитать. – Взглядом. – Волнующим. – Метафора - образное выражение (поймать взором). Прочитать. – Любить очень сильно, образно закрывая глаза на то, что не хочешь вспоминать. – О любви к Родине. 1. Люблю без памяти. Прочитать 2 строфу. – Единоначатие - анафора, в данном случае - многосоюзие, замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины. – Говорится о том, что любит автор в Родине. – «…шорох рощи белоствольной, …» – Т.к. береза – это символ России. – Погода тихая, спокойная, листья как - будто переговариваются, шепчут друг другу. Прочитать. – Речь идет о тумане. – Туман – это водяные пары в низких слоях воздуха; непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами; возможно и в переносном значении - состояние неясности, смешанных мыслей. Прочитать. – Т.к. церковь заброшенная, старая. Прочитать. – Говорится о могиле неизвестного солдата. – Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата. 2. Все, что дорого. Прочитать. – Обиды – прощенья. – Связано с биографией А.В. Жигулина. Поэт - на Родине после освобождения, он находился в заключение около 5 лет в Сибири. – Автор использует сравнение. – Утешение и исцеление, т.к. вдали от Родины было тяжело, да и суровый климат Сибири… 3. Утешение и исцеление. – А.В. Жигулин не разделяет понятия большой и малой Родины. Для него это - единое целое. Предложить. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Практический: работа в группах. | 5 минут | – Я предлагаю вам выбрать конверт и выполнить задания. 1) Отгадайте загадку. Здесь родился, живешь, Уезжаешь - скучаешь. Как зовут это место, знаешь? – Подберите слова близкие по значению слову «Родина». 2) Деформированное предложение. – Соберите пословицу. Объясните смысл. 3) Деформированное предложение. – Соберите пословицу. Объясните смысл. 4) Выбери правильный ответ. Береги землю родную, как ... а) мать любимую, б) себя самого, в) любимую игрушку. 5) Доскажи пословицу. – Объясни смысл. Родная сторона - мать, чужая -… 6) Вставь слово, чтобы получилась пословица. – Объясни смысл. (Жить, учиться, работать) - Родине служить. 7) Проверка. – К чему должен стремиться человек? – Кому особенно близка пословица «Жить - Родине сложить»? – Что объединяет все эти задания? | Работать в группах. – Родина. – Отечество, страна, Отчизна, Россия. – Родина - мать, умей за нее постоять. – Человек без Родины, что соловей без песни. – а) мать родную. – Мачеха. – Жить. – Любить и защищать Родину. – Солдатам, военнослужащим. Они дают присягу служить Родине, защищать ее. – Все эти задания о Родине. | Р: итоговый контроль. |
7. | Включение в систему знаний, повторение Словесный: беседа. | 2 минуты | – Запишите домашнее задание: на стр. 142 учебника есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения». Ваша задача подготовить ответы на эти вопросы и быть готовыми отвечать на следующем уроке. | Узнать и записать домашнее задание. | Р: обобщение, контроль. |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 минуты | – Продолжите предложения:
| Оценить себя и свои достижения на уроке. | П: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...
Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...
Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу "И в шутку, и всерьез" ( УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:Предметные:-знать произведения изученных авторов и их биографию;-уметь читать произвед...
Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.00-8:40 Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...
Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...