Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цели деятельности учителя:

  • знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать основную информацию об авторе стихотворения А.В. Жигулине;
  • уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
  • уметь выразительно читать стихотворение.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности;
  • осознавать эстетическую ценность произведения.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2019

Школа: №28

Класс: 4 «В»

Кабинет: 15

ФИО учителя 
Дедюхина Валентина Николаевна

ФИО студента 
Данилова Екатерина Сергеевна, 42 гр.

ФИО методиста 
Батуева Любовь Ивановна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…».

Цели деятельности учителя: 

  • знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать основную информацию об авторе стихотворения А.В. Жигулине;
  • уметь работать с произведением и отвечать на вопросы по содержанию;
  • уметь выразительно читать стихотворение.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности;
  • осознавать эстетическую ценность произведения.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; раздаточный и наглядный материал, презентация.


№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хрономе-траж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 минута

Приветствие.

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!

– Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте.

Приветствовать учителя.

Организовывать своё рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

Практический: контроль домашнего задания.

5 минут

Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке вы получили задание на выбор: либо написать мини-сочинение «Моя малая Родина», либо подготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов.

– Сейчас те, кто написал сочинения – мне их сдает, а кто подготовил выразительное чтение – будет выступать.

Сдавать домашнее задание.

П: структурирование знаний.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

2 минуты

– Мы знакомились с некоторыми лирическими стихотворениями о Родине. По двум строчкам из них узнайте произведение и назовите автора.

  • «Посмотри на юг –

Нивы зрелые…» 

  • «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю…»                     

– Сегодня мы продолжим тему Родины и познакомимся с новым лирическим произведением в стихотворной форме о Родине Анатолия Владимировича Жигулина.

– Какие цели поставим на урок?

Слушать задание.

– Иван Саввич Никитин. «Русь».

– Спиридон Дмитриевич Дрожжин. «Родине».

Слушать учителя. Узнать тему урока.

Познакомиться с жизнь и творчеством А.В. Жигулина, подготовиться к выразительному чтению.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: целеполагание.

4.

Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: выполнение заданий; чтение стихотворения.

7 минут

1) Сообщение о жизни и творчестве А.В. Жигулина. (Подготовленное сообщение ученика.)

– (Вопрос к ученику.) Каким источником информации пользовался? Кто помогал?

2) Первичное восприятие текста. (Чтение стихотворения учителем.)

– Почему это стихотворение вошло в раздел «Родина»?

– Назовите смысл стихотворения.

3) Проверка первичного восприятия текста.

– Какие чувства владели поэтом, когда он писал свое стихотворение?

– Какие чувства вы испытали, услышав это стихотворение? Ваше мнение.

4) Вторичное восприятие текста (самостоятельное чтение).

Алгоритм

1. Основная мысль.

2. Значение слов.

– Попытайтесь узнать мнение соседа.

5) Лингвистическое комментирование. 

– Какие слова вам непонятны?

– Давайте узнаем значение некоторых слов.

  • Проселки - грунтовые дороги между небольшими населенными пунктами (поселками).
  • Перелески - небольшие редкие леса, отделенные полянами.
  • Жнивье - поле, где убрали злаки.

Слушать сообщение об авторе, запоминать основную информацию.

Слушать чтение стихотворения.

– Т.к. автор в стихотворении описывает Родину.

Смысл заключается в огромной любви поэта к Родине. Автор считает смыслом своей жизни, а так же источником жизненной энергии Родину.

– Гордость за Родину, любовь к ней.

Ответить на вопрос, поделиться мнениями.

Самостоятельно читать стихотворение, выделять его основную мысль, находить непонятные слова и предполагать их значение.

– Проселки, перелески, жнивье.

П: рассуждение по новой теме.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.

Первичное закрепление

Словесный: беседа.

Практический: выполнение заданий.  

15 минут

1 строфа (чтение про себя).

– К кому обращается автор?

– Какую картину природы видит перед собой А.В. Жигулин?

– Какое словосочетание в строфе подчеркивает чувство поэта?

– Найдите и прочитайте первую строчку.

– Как понимаете выражение «В неярком блеске»?

– К чему относится это выражение?

– Давайте попробуем соединить 1 и 3 строчку. – Прочитайте. – Прочитайте 2 строчку.

– Каким синонимом можно заменить слово «взором»?

– Что автор подразумевает под словом "трепетным"?

– Какое выразительное средство языка использует здесь автор?

– Прочитайте 4 строчку.

– Как вы думаете, что значит «любить без памяти»?

– Сделаем вывод. – О чем говорит поэт в 1 строфе?

– Озаглавим 1 строфу.

2 строфа (чтение про себя).

– Что заметили?

– Можно ли сразу сказать, о чем говорится во 2 строфе?

– Назовите, что любит автор.

– О какой белоствольной роще идет речь? Почему именно это словосочетание использует поэт?

– Что автор хотел сказать словом «шорох»?

– Прочитайте 2 строчку 2 строфы.

 О каком дыме идет речь?

– Что такое туман?

– Что еще волнует автора? Прочитайте 3 строку.

– Почему крест ржавый?

– Прочитайте 4 строку.

– О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?

– Перечислите своими словами, что любит поэт, что ему дорого.

– Озаглавьте 2 строфу. 

3 строфа (чтение про себя).

– Найдите слова - антонимы.

– Как понимаете первые две строки?

– Что использует здесь автор?

– Что видит поэт в своей родине? Как вы думаете, почему?

– Озаглавьте 3 строфу.

– Посмотрите на план. Что главное выделил поэт?

– Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его озаглавили?

– Хорошо. Теперь даю возможность подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

– При подготовке учитывайте характер и тональность лирического произведения, правильно ставьте логические ударения, выбирайте интонацию, обращая внимание на знаки препинания.

Прочитать 1 строфу стихотворения.

– Автор обращается к Родине.

Ответить на вопрос.

– «…без памяти люблю…»

– «О, Родина! В неярком блеске…»

– Переносное значение слова - неяркое проявление достоинств, блеск - яркий искрящийся свет.

– Проселки, перелески.

Прочитать.

– Взглядом.

– Волнующим.

– Метафора - образное выражение (поймать взором).

Прочитать.

– Любить очень сильно, образно закрывая глаза на то, что не хочешь вспоминать.

– О любви к Родине.

1. Люблю без памяти.

Прочитать 2 строфу.

– Единоначатие - анафора, в данном случае - многосоюзие, замедляет темп, придает плавность, звучит величественно, порождает у читателя образ многосторонней Родины.

– Говорится о том, что любит автор в Родине.

– «…шорох рощи белоствольной, …»

– Т.к. береза – это символ России.

– Погода тихая, спокойная, листья как - будто переговариваются, шепчут друг другу.

Прочитать.

– Речь идет о тумане.

– Туман – это водяные пары в низких слоях воздуха; непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами; возможно и в переносном значении - состояние неясности, смешанных мыслей.

Прочитать.

– Т.к. церковь заброшенная, старая.

Прочитать.

– Говорится о могиле неизвестного солдата.

– Березовая роща, туман, природа, заброшенная старая церковь, могила неизвестного солдата.

2. Все, что дорого.

Прочитать.

– Обиды – прощенья.

– Связано с биографией А.В. Жигулина.  Поэт - на Родине после освобождения, он находился в заключение около 5 лет в Сибири.

– Автор использует сравнение.

– Утешение и исцеление, т.к. вдали от Родины было тяжело, да и суровый климат Сибири…

3. Утешение и исцеление.

– А.В. Жигулин не разделяет понятия большой и малой Родины. Для него это - единое целое.

Предложить.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Практический: работа в группах.

5 минут

– Я предлагаю вам выбрать конверт и выполнить задания.

1) Отгадайте загадку.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь.

Как зовут это место, знаешь?  

– Подберите слова близкие по значению слову «Родина».

2) Деформированное предложение.

– Соберите пословицу. Объясните смысл.

3) Деформированное предложение.

– Соберите пословицу. Объясните смысл.

4) Выбери правильный ответ.

Береги землю родную, как ...

а) мать любимую,

б) себя самого,

в) любимую игрушку.

5) Доскажи пословицу.

– Объясни смысл.

Родная сторона - мать, чужая -…

6) Вставь слово, чтобы получилась пословица.

– Объясни смысл.

(Жить, учиться, работать) - Родине служить.

7) Проверка.

– К чему должен стремиться человек?

– Кому особенно близка пословица «Жить - Родине сложить»?

Что объединяет все эти задания?

Работать в группах.

– Родина.

– Отечество, страна, Отчизна, Россия.

– Родина - мать, умей за нее постоять. 

– Человек без Родины, что соловей без песни.

– а) мать родную.

– Мачеха.

– Жить.

– Любить и защищать Родину.

– Солдатам, военнослужащим. Они дают присягу служить Родине, защищать ее.

– Все эти задания о Родине.

Р: итоговый контроль.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа.

2 минуты

– Запишите домашнее задание: на стр. 142 учебника есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения». Ваша задача подготовить ответы на эти вопросы и быть готовыми отвечать на следующем уроке.

Узнать и записать домашнее задание.

Р: обобщение, контроль.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 минуты

– Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • На уроке я сумел…
  • После урока…

Оценить себя и свои достижения на уроке.

П: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу "И в шутку, и всерьез" ( УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.Планируемые результаты:Предметные:-знать произведения изученных авторов и их биографию;-уметь читать произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.00-8:40   Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...