Открытый урок по литературному чтению "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель: Познакомить со стихотворением А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
Задачи:
Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;
Развивающие: развивать поэтический слух, развивать навыки навыков анализа лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать начальное представление о патриотической лирике.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; бережное отношение к русской природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.73 КБ | |
| 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
Цель: Познакомить со стихотворением А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
Задачи:
Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;
Развивающие: развивать поэтический слух, развивать навыки навыков анализа лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать начальное представление о патриотической лирике.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; бережное отношение к русской природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию писателя и стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в немосновной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Организационный момент.
Перед тем, как начать урок поприветствуем наших гостей. Хотелось бы поздравить вас с Праздником Праздников и Торжеством всех Торжеств. Пасхой Христовой.
Слайд 1 «ХВ»
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Мы Вам желаем
Любви, чудес,
Вновь повторяя:
Христос воскрес!
Актуализация опорных знаний.
У. Ребята, что вы себе представляете, услышав слово «родина»?
Слайд 2– «Тихая моя родина…»
Д. Город, где родился и живу; маму.
У. Да, услышав такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то своё, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей…
О большой и малой родине сложено немало стихов. Давайте вспомним некоторые из них. Кто готов рассказать? Это было вашим домашним заданием.
Серафима прочитает стихотворение, которое она выбрала.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Максим.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
С остальными работами мы обязательно познакомимся позже, а пока Сима пройдет и соберет работы, расставит их на выставке.
III.Сообщение темы урока. Определение целей урока.
О Родине сложены не только стихи, но и песни. Православная редакция знаменитой песни протоиереем Артемием Владимировым.
Слайд 3 «Видео»
(Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» муз. В.Баснера, стих. Артемия Владимирова).
У. Спасибо, ребята! А как вы думаете, для чего мы затронули тему «Родина»?
Д. Наверное, будем знакомиться с новым стихотворением о Родине.
IV. Изучение нового учебного материала, открытие новых знаний.
У. Правильно, мы сегодня познакомимся со стихотворением о Родине Анатолия Жигулина.
Слайд 4 «Жигулин»
IV. Новая тема
Знакомство с автором.
Саша, расскажи нам о жизни поэта, пожалуйста.
В 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Будущий поэт видел войну собственными глазами. Он ее пережил, прочувствовал на себе. В свете этих событий и окрепла зародившаяся еще в детстве любовь к земле, к природе.
Пробыв 5 лет в ссылке и вернувшись, он поступает в литературный институт и переселяется в Москву.
Больше всего Жигулин писал о России. Это была его боль, его любовь.
Слайд 5 «О, родина!»
Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..”
Первичное чтение стихотворения.
– Послушайте, как прочитает стихотворение настоящий артист. Обратите внимание на интонацию, на выражение.
Первичное закрепление
- О чем это стихотворение? Вы поняли, о чем хотел сказать автор? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)
- Какое название этому стихотворению предложите вы?
У. Как думаете, какой смысл автор вкладывает в слово «Родина»?
Д. – (проблемная ситуация)
У. Затрудняетесь? Вот это мы и выясним на уроке.
Слайд 6 «Словарь»
4) Словарная работа (работа с толковым словарем)
– Объясните значение слов. Проверьте свои ответы по словарю.
Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.
Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.
Анализ произведения
- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)
- Что любит автор? Найдите в тексте (просёлки, перелески)
- Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
«Я взором трепетным ловлю» (с волнением разглядываю)
- Какая главная мысль в первой строфе этого стихотворения? (Признание в любви к Родине).
-Подберите синоним к данному выражению.( Патриотизм.)
У. А кто такие «патриоты»? (Любящие свою Родину, преданные ей.)
- О чём говорится во второй строфе? (в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
Автор описывает тот период нашей страны, когда храмы были разрушены, заброшены.
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)
- Почитайте третью строфу.
- Что видит в своей родине поэт? Чем является Родина для автора этого стихотворения? (утешением и исцелением).
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” )
У. Да, всё связано в нашей жизни: природа, история народа, человек. И эти последние строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека. Значит, какой смысл слова «Родина»?
Д. Это единство: природа, история, человек.
Слайд 7 «О, родина»
Самостоятельная работа.
– Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”
– Отметьте места, где надо делать короткие паузы.
– Прочитает стихотворение_______________________
Хотелось бы вернуться к слову (патриот). Что еще вы можете сказать о патриоте, кроме того, что он любит Родину? (Он готов на жертвы и совершение подвигов во имя интересов своей родины). Можно ли назвать Анатолия Жигулина патриотом?
Каких еще известных людей патриотов вы можете назвать?
Остановимся на царской семье.
Слайд 8 «Царская семья 1918 – 2018»
Почему? ( В этом году будет 100 лет с момента их расстрела) . Вы помните, что Царица Александра родилась и выросла не в России и принадлежала совсем к другой вере. Но, полюбив Николая Александровича, она всей душой приняла православие, всем сердцем полюбила Россию. Вот что писала в своих дневниках Императрица Александра Федоровна:
Слайд 9 «Цитата»
«Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме.
Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации».
Слайд 10 «Дети»
Своих венценосных детей Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали в духе патриотизма. Существовали и традиции Царской семьи.
Как воспитывали наследника, цесаревича Алексея, нам расскажет Коля.
Слайд 11 «Цесаревич»
Воспитание защитника Отечества.
По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Цесаревич Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей, и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта и сумел привить наследнику любовь к военному делу.
Вот что говорил о цесаревиче Влади́мир Никола́евич Вое́йков — русский военачальник, приближенный Николая II:
Слайд 12 «Цесаревич с военными»
«Наследник, будучи горячим патриотом, был умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. При полном отсутствии гордости, его существо наполняла мысль о том, что он – будущий Царь: вследствие этого он держал себя с громадным достоинством. Благодаря болезни, знакомой со страданиями, он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог, сделать что-нибудь приятное окружавшим его»
Беседа о том, что царского сына воспитывали не избалованным царевичем, а добрым, отзывчивым, благородным. Несмотря на его болезнь.
О воспитании великих княжон расскажет Аня. Кто помнит имена царских дочерей?
Слайд 13 «Сестры милосердия»
Служение милосердия в военное время.
Во время Первой мировой войны императрица и Великие Княжны полностью отдавали себя милосердному делу – помощи раненым солдатам. Они забывали себя ради других. В этой заботе проявлялся их патриотизм, желание помочь Родине в трудную годину.
Слайд 14 «С больными»
Великие княжны днями не снимали костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат.
Главный врач лазарета Гедройц говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова».
Такова была их любовь к Родине, что они проводили очень много времени в госпиталях, рядом с простыми солдатами. Не жалели сил, были готовы и жизнь отдать. Что в конце концов и случилось
Слайд 15 «Царская семья»
Царская семья – это образец патриотизма, пример для всех людей.
Итог урока.
О чем говорили весь урок? (О любви у Родине, о патриотизме)
Это качество должно быть присуще каждому человеку, особенно православному.
Убрать экран!!!
У. Ребята, а как мы должны относиться к своей Родине?
Д. Любить, уметь её защищать, вырасти достойными гражданами страны.
У. А какой уголок России вы считаете своей малой родиной, т.е. местом, где ты родился и рос.
Д. город Кисловодск
У. Чем вы дорожите в своём городе?
Д. Природой, памятниками, музеем, церковью.
(Слайды 16 – 20).
У. Чем вы можете помочь родному городу, чтобы он стало ещё краше?
Д. Посадить деревья, цветы, соблюдать чистоту…
Закончить урок хотелось бы словами нашего президента: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», а также словами митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла
«Невозможно полюбить дальнего, не полюбив ближнего — семью и Родину. Человек, любящий свою Родину, — это так же естественно, как сын, любящий свою мать.»
Домашнее задание.
Стр. 138 выразительно читать, кто желает, выучить наизусть.
Составить синквейн о Родине.
Правила написания синквейна
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Мы Вам желаем
Любви, чудес,
Вновь повторяя:
Христос воскрес!
Знакомство с автором
В 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Будущий поэт видел войну собственными глазами. Он ее пережил, прочувствовал на себе. В свете этих событий и окрепла зародившаяся еще в детстве любовь к земле, к природе.
Пробыв 5 лет в ссылке и вернувшись, он поступает в литературный институт и переселяется в Москву.
Больше всего Жигулин писал о России. Это была его боль, его любовь.
Воспитание защитника Отечества.
По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Цесаревич Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей, и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта и сумел привить наследнику любовь к военному делу.
Вот что говорил о цесаревиче Влади́мир Никола́евич Вое́йков — русский военачальник, приближенный Николая II:
«Наследник, будучи горячим патриотом, был умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. При полном отсутствии гордости, его существо наполняла мысль о том, что он – будущий Царь: вследствие этого он держал себя с громадным достоинством. Благодаря болезни, знакомой со страданиями, он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог, сделать что-нибудь приятное окружавшим его»
Служение милосердия в военное время
Во время Первой мировой войны императрица и Великие Княжны полностью отдавали себя милосердному делу – помощи раненым солдатам. Они забывали себя ради других. В этой заботе проявлялся их патриотизм, желание помочь Родине в трудную годину.
Великие княжны днями не снимали костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат.
Главный врач лазарета Гедройц говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тихая моя родина…
Анатолий Владимирович Жигулин 1930 - 2000
Анатолий Жигулин О, Родина!
Словарная работа Трепетный - взволнованный, выражающий трепет. Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков. Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.
Анатолий Жигулин О, Родина!
Царская семья 1918 - 2018
«Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации». Императрица Александра Феодоровна
Цесаревич – Защитник Отечества
Служение милосердия в военное время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)
Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"
Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...
Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...

Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...

Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...

Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.00-8:40 Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...
