Открытый урок по литературному чтению "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шевченко Мария Николаевна

Цель: Познакомить со стихотворением А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

Задачи:

Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;   

Развивающие: развивать поэтический слух, развивать навыки навыков анализа лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать начальное представление о патриотической лирике.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; бережное отношение к русской природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_1.docx34.73 КБ
Файл rodina_szh.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Цель: Познакомить со стихотворением А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

Задачи:

Образовательные: познакомить с творчеством писателя; обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста;   

Развивающие: развивать поэтический слух, развивать навыки навыков анализа лирического произведения, развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей; формировать начальное представление о патриотической лирике.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; бережное отношение к русской природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знают биографию писателя и стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в немосновной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре и группе;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Организационный момент.

Перед тем, как начать урок поприветствуем наших гостей. Хотелось бы поздравить вас с Праздником Праздников и Торжеством всех Торжеств. Пасхой Христовой. 

Слайд 1 «ХВ»

Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!


Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!

Мы Вам желаем

Любви, чудес,

Вновь повторяя:
Христос воскрес!

Актуализация опорных знаний.

У. Ребята, что вы себе представляете, услышав слово «родина»?

Слайд  2– «Тихая моя родина…»

Д. Город, где родился и живу; маму.

У. Да, услышав такое родное и близкое слово, каждый вспоминает что-то своё, дорогое и понятное ему: укромные уголки, любимые места, друзей, родителей…

О большой и малой родине сложено немало стихов. Давайте вспомним некоторые из них. Кто готов рассказать? Это было вашим домашним заданием.

Серафима прочитает стихотворение, которое она выбрала.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Максим.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

С остальными работами мы обязательно познакомимся позже, а пока Сима пройдет и соберет работы, расставит их на выставке.

III.Сообщение темы урока. Определение целей урока.

О Родине сложены не только стихи, но и песни. Православная редакция знаменитой песни протоиереем Артемием Владимировым.

Слайд 3 «Видео»

(Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» муз. В.Баснера, стих. Артемия Владимирова).

У. Спасибо, ребята! А как вы думаете, для чего мы затронули тему «Родина»?

Д. Наверное, будем знакомиться с новым стихотворением о Родине.

IV. Изучение нового учебного материала, открытие новых знаний.

У. Правильно, мы сегодня познакомимся со стихотворением о Родине Анатолия Жигулина.

Слайд 4 «Жигулин»

IV. Новая тема

Знакомство с автором.

Саша, расскажи нам о жизни поэта, пожалуйста.

В 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Будущий поэт видел войну собственными глазами. Он ее пережил, прочувствовал на себе. В свете этих событий и окрепла зародившаяся еще в детстве любовь к земле, к природе.

Пробыв 5 лет в ссылке и вернувшись, он поступает в литературный институт и переселяется в Москву.

Больше всего Жигулин писал о России. Это была его боль, его любовь.

Слайд 5  «О, родина!»

Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

Первичное чтение стихотворения. 

– Послушайте, как прочитает стихотворение настоящий артист. Обратите внимание на интонацию, на выражение.

Первичное закрепление

- О чем это стихотворение? Вы поняли, о чем хотел сказать автор? (о любви к Родине, о том, что дорого поэту)

- Какое название этому стихотворению предложите вы?

У. Как думаете, какой смысл автор вкладывает в слово «Родина»?

Д. – (проблемная ситуация)

У. Затрудняетесь? Вот это мы и выясним на уроке.

Слайд 6 «Словарь»

4) Словарная работа (работа с толковым словарем)

– Объясните значение слов. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.

Анализ произведения

- Прочитайте первую строфу. К кому обращается автор? (к Родине)

- Что любит автор? Найдите в тексте (просёлки, перелески)

- Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующим)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

  «Я взором трепетным ловлю» (с волнением разглядываю)

- Какая главная мысль  в первой строфе этого стихотворения? (Признание в  любви к Родине).

-Подберите синоним к данному выражению.( Патриотизм.)

У. А кто такие «патриоты»? (Любящие свою Родину, преданные ей.)

- О чём говорится во второй строфе?  (в ней говорится о том, что  любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

Автор описывает тот период нашей страны, когда храмы были разрушены, заброшены.

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

- Почитайте третью строфу.

- Что видит в своей родине поэт? Чем является Родина для автора этого стихотворения? (утешением и исцелением).

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” )

У. Да, всё связано в нашей жизни: природа, история народа, человек. И эти последние строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека. Значит, какой смысл слова «Родина»?

Д. Это единство: природа, история, человек.

Слайд 7    «О, родина»

Самостоятельная работа.

– Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”

– Отметьте места, где надо делать короткие паузы.

– Прочитает стихотворение_______________________

Хотелось бы вернуться к слову (патриот). Что еще вы можете сказать о патриоте, кроме того, что он любит Родину? (Он готов на жертвы и совершение подвигов во имя интересов своей родины). Можно ли назвать Анатолия Жигулина патриотом?

Каких еще известных людей патриотов вы можете назвать?

Остановимся на царской семье.

Слайд 8 «Царская семья 1918 – 2018»

Почему? ( В этом году будет 100 лет с момента их расстрела) . Вы помните, что Царица Александра родилась и выросла не в России и принадлежала совсем к другой вере. Но, полюбив Николая Александровича, она всей душой приняла православие, всем сердцем полюбила Россию. Вот что писала в своих дневниках Императрица Александра Федоровна:

Слайд 9 «Цитата»

«Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме.  

Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации».

Слайд 10 «Дети»

Своих венценосных детей Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали  в духе патриотизма. Существовали и традиции Царской семьи.

Как воспитывали наследника, цесаревича Алексея, нам расскажет Коля.

Слайд 11 «Цесаревич»

Воспитание защитника Отечества.

По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Цесаревич Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей, и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта и сумел привить наследнику любовь к военному делу.

Вот что говорил о цесаревиче  Влади́мир Никола́евич Вое́йков — русский военачальник, приближенный Николая II:

Слайд 12 «Цесаревич с военными»

«Наследник, будучи горячим патриотом, был умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. При полном отсутствии гордости, его существо наполняла мысль о том, что он – будущий Царь: вследствие этого он держал себя с громадным достоинством. Благодаря болезни, знакомой со страданиями, он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог, сделать что-нибудь приятное окружавшим его»

Беседа о том, что царского сына воспитывали  не избалованным царевичем, а добрым, отзывчивым, благородным. Несмотря на его болезнь.

О воспитании великих княжон расскажет Аня. Кто помнит имена царских дочерей?

Слайд 13 «Сестры милосердия»

Служение милосердия в военное время.

Во время Первой мировой войны императрица и Великие Княжны полностью отдавали себя милосердному делу  – помощи раненым солдатам. Они забывали себя ради других. В этой заботе проявлялся их патриотизм, желание помочь Родине в трудную годину.

Слайд 14 «С больными»

Великие княжны днями не снимали костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат.

 Главный врач лазарета Гедройц говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова».

Такова была их любовь к Родине, что они проводили очень много времени в госпиталях, рядом с простыми солдатами. Не жалели сил, были готовы и жизнь отдать. Что в конце концов и случилось

Слайд 15 «Царская семья»

Царская семья – это образец патриотизма, пример для всех людей.

Итог урока.

О чем говорили весь урок? (О любви у Родине, о патриотизме)

Это качество должно быть присуще каждому человеку, особенно православному.

Убрать экран!!!

У. Ребята, а как мы должны относиться к своей Родине?

Д. Любить, уметь её защищать, вырасти достойными гражданами страны.

У. А какой уголок России вы считаете своей малой родиной, т.е. местом, где ты родился и рос.

Д. город Кисловодск

У. Чем вы дорожите  в своём городе?

Д. Природой, памятниками, музеем, церковью.

(Слайды 16 – 20).

У. Чем вы можете помочь родному городу, чтобы он стало ещё краше?

Д. Посадить деревья, цветы, соблюдать чистоту…

Закончить урок хотелось бы словами нашего президента: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», а также словами митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла

 «Невозможно полюбить дальнего, не полюбив ближнего — семью и Родину. Человек, любящий свою Родину, — это так же естественно, как сын, любящий свою мать.»

Домашнее задание.

Стр. 138 выразительно читать, кто желает, выучить наизусть.

Составить синквейн о Родине.

Правила написания синквейна

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!


Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!

Мы Вам желаем

Любви, чудес,

Вновь повторяя:
Христос воскрес!

Знакомство с автором

В 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Будущий поэт видел войну собственными глазами. Он ее пережил, прочувствовал на себе. В свете этих событий и окрепла зародившаяся еще в детстве любовь к земле, к природе.

Пробыв 5 лет в ссылке и вернувшись, он поступает в литературный институт и переселяется в Москву.

Больше всего Жигулин писал о России. Это была его боль, его любовь.

Воспитание защитника Отечества.

По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Цесаревич Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей, и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта и сумел привить наследнику любовь к военному делу.

Вот что говорил о цесаревиче  Влади́мир Никола́евич Вое́йков — русский военачальник, приближенный Николая II:

«Наследник, будучи горячим патриотом, был умен, благороден, добр, отзывчив, постоянен в своих симпатиях и чувствах. При полном отсутствии гордости, его существо наполняла мысль о том, что он – будущий Царь: вследствие этого он держал себя с громадным достоинством. Благодаря болезни, знакомой со страданиями, он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не упускал случая, когда мог, сделать что-нибудь приятное окружавшим его»

Служение милосердия в военное время

Во время Первой мировой войны императрица и Великие Княжны полностью отдавали себя милосердному делу  – помощи раненым солдатам. Они забывали себя ради других. В этой заботе проявлялся их патриотизм, желание помочь Родине в трудную годину. 

Великие княжны днями не снимали костюм сестёр милосердия. Они трогательно и самозабвенно лечили раненых солдат.

 Главный врач лазарета Гедройц говорила: «Они не играли в сестёр милосердия, как многие светские дамы, а именно были ими в лучшем значении этого слова».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тихая моя родина…

Слайд 4

Анатолий Владимирович Жигулин 1930 - 2000

Слайд 5

Анатолий Жигулин О, Родина!

Слайд 6

Словарная работа Трепетный - взволнованный, выражающий трепет. Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами. Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков. Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.

Слайд 7

Анатолий Жигулин О, Родина!

Слайд 8

Царская семья 1918 - 2018

Слайд 9

«Истинная патриотическая любовь к Родине не бывает мелочной. Она великодушна. Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую. Во всех видах любви, которые выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации». Императрица Александра Феодоровна

Слайд 11

Цесаревич – Защитник Отечества

Слайд 13

Служение милосердия в военное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 4 класса на тему "А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»"

Цели деятельности учителя: познакомиться с биографией А.В. Жигулина и стихотворением «О, Родина! В неярком блеске...»Планируемые результаты: -Предметные:знать: биографию автора; ...

Конспект урока литературного чтения А.В. Жигулин «О Родина! В неярком блеске…» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство с биографией автора А.В. Жигулина и его стихотворением «О Родина! В неярком блеске…»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выра...

Конспект урока литературного чтения «А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством А.В. Жигулина, его стихотворением «О, Родина! В неярком блеске…»; совершенствование навыка выразительн...

Технологическая карта урока литературного чтения «А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 19.04.2022Школа: №74Класс: 4 «М»Урок: 2Время: 8.00-8:40   Кабинет: 216Студент: Закирова ЭльвираРахимовнаГруппа: 45Учит...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора А. В. Жигулина, содержанием стихотворен...