"Я научу тебя читать"
материал по чтению (1 класс)

Кокарева Татьяна Степановна

В статье представлены  упражнения для обучения детей чтению, способы передачи прочитанного материала  друг другу. Как привить детям любовь к чтению книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_nauchu_tebya_chitat_-_kopiya.docx537.47 КБ

Предварительный просмотр:

Кокарева Татьяна Степановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 80 г.Владивостока.

Я НАУЧУ ТЕБЯ ЧИТАТЬ

 Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся  личности младшего школьника.

        Начальная школа призвана научить детей осознанному чтению, письму и счёту, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

        Важная роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению «Родного языка». Речевые навыки чтения имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека.

         В младшем школьном возрасте дети 6-7 лет обучаются грамоте (чтению и письму), однако выработка автоматизированности этих сложных речевых действий происходит в течение последующего, более или менее длительного периода, при условии систематических упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. Следовательно, речевые навыки чтения и письма являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности.

         Из опыта моей работы могу отметить следующее.

         Как научить детей быть добрыми и отзывчивыми? Как научить их ощущать боль другого, сопереживать вместе с товарищем, сочувствовать друг другу? В разрешении этих вопросов поможет книга. Художественная литература оказывает огромное влияние на эмоциональный мир детей. Вместе с автором ребёнок учится творить добро, при  этом формируется его мировоззрение, развивается интеллект.

        Прививать любовь к книге можно начинать в возрасте до года, когда он слышит речь взрослых, смотрит красивые картинки в книге. К тому же, после года ребёнок сам просит почитать ему книгу.

        До школы дети любят, когда им читают взрослые. Вместе с ними они рассматривают красочные картинки, с удовольствием заучивают стихи А.Л.Барто, С.Я.Маршака и других авторов. Некоторые дети, поступив в школу, уже читают целыми словами, другие по слогам, а кто-то вообще не знает букв.

        Очень важно научить читать ребёнка и привить ему любовь к этому занятию, ведь с каким бы предметом в школе ни столкнулся учащийся, он должен читать, чтобы усвоить содержание этого предмета.

        Изучая методическую литературу, передовые педагогические технологии, использую в своей работе тщательно подобранный материал, который апробирован мною. Есть упражнения, которые нравятся мне и детям. Обучение ребёнка букве можно организовать через игру. Для игры беру набор из магнитных букв и доску. Ребёнку предлагаю несколько букв для запоминания (начиная с гласных букв): А, О, И, и т.д. Называю чётко и ясно каждую букву, затем смешиваю их и беру по одной. Если ребёнок правильно читает букву, он забирает её себе, а неправильно прочитанную им букву я забираю себе. Работая с гласными буквами, обращаю внимание ребёнка на их произношение. Гласные буквы можно петь. Потом изучаем согласные. Первые буквы Н, К, М, П и т.д.. При изучении количество букв в группе может быть разное, все зависит от развития ребёнка, развитости его памяти. Используя эту игру, дети очень быстро запоминают буквы. В игре они внимательны, им не хочется проигрывать, да ещё тем более учителю. Когда буквы выучены, мы переходим к следующему упражнению. Звучит фраза: «Буквы выучили, теперь будем читать!» Дети были в недоумении. Как читать?! А вот так.

        Следующая игра состоит в чтении гласных букв. Из них мы составляем разные соединения  ау, уа, уу и т.д., комбинаций много. Дети всегда прислушиваются к тому, что у них получается при чтении. Ищем, что может обозначать каждое соединение.

        Следующая игра «Бегущая строка». Выстраиваем гласные по вертикали, берём согласную букву. Эта буква начинает дружить с каждой гласной. Задача заключается в том, что как только согласная буква подошла к гласной, их надо прочитать. На смену одной согласной букве приходит другая.

       А теперь (самое главное и более трудное) меняем местами согласную букву и гласную. Ребёнок уже знает, что согласная буква читается кратко и он успешно сливает звуки в слог.

        Эти упражнения я использовала, работая в подготовительной группе. Результаты были потрясающими: одна моя ученица за одно занятие опробовала все изложенные игры и стала читать;  девочка, приехавшая из Японии, овладела техникой чтения за два дня.

          Закрепить знания этих упражнений помогает другая игра «Читай со мной». Беру детскую книгу, желательно стихи А.Л.Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова (дети многие стихи знают наизусть)  и начинаю с ребёнком читать. Первое время ребёнку сложно следить, порой он читает узнаваемое произведение наизусть, но взрослому надо набраться терпения. Сказать доброе слово ребёнку. И как бы неумело ребёнок ни читал на первых порах, он должен услышать одобрение взрослых, потому что для себя он решил: «Я уже читаю!». Такой настрой ребёнка ведёт к желанию читать. Читая вместе со взрослым, ребёнок читает медленно, целыми словами, он слышит выразительное чтение, подражает взрослым. В этом случае успех дошкольнику в чтении обеспечен.

          А как быть, если в первом классе еще не все дети читают? И здесь есть выход.

           Как научить буквам и читать по слогам?

           Так же через игру, используя упражнения, перечисленные выше, только их можно усложнить, ввести новые элементы, учитывая возрастные особенности каждого ребёнка, его индивидуальные особенности. Самое главное – чтобы тяга к чтению формировалась и развивалась.

         Когда  первоклассник научился складывать слоги, я перехожу на чтение по методике А.М.Кушнира, то есть чтение со звуковым ориентиром 30 минут. Тексты читаются только один раз  (слушаем магнитофон), прочитанное обязательно обсуждается.

         При чтении с ориентацией на звуковой ориентир у детей нет страха перед книгой, учителем. Те дети, которые хорошо научилась читать до школы, продолжают совершенствовать свое чтение, а те, кто плохо читает или вообще не читает, учится читать. Нравится моим детям игра «Моя книга». С первого класса мои ученики рассказывают о своей прочитанной книге. Называют автора, название книги, прочитывают или рассказывают что-то интересное из содержания их книги. Слушатели заинтересовываются книгой. Они берут для чтения такую книгу в библиотеке или между детьми происходит обмен книгами .

          «Жужжащее чтение», реклама книги «Моя книга» и все сделанное нами приносит хорошие результаты. Каждый год обучения приносит увеличение количества прочитанных детьми книг, новые инсценировки, сочинения, создание рисунков, фильмов, презентаций и так далее. Дети развиваются быстрее, расширяется их словарный запас слов, растёт скорость чтения, дети обмениваются своими книгами. В классе ввожу соревнование по технике чтения. Дети имеют на год свой лист «Техника чтения». Проверяю результаты каждую неделю, дети сами отмечают свои результаты. Элемент соревнования даёт только положительный результат.

         На уроках чтения проводим игру «Шифровальщики». Дети имеют таблицу слогов, каждый слог имеет число. Используя эту таблицу, дети с большим интересом шифруют или расшифровывают слова. Однако есть дети, которые забывают изучаемые буквы, путают их. Для них я использую плакат «Алфавит». Это игра-тест на развитие внимания, памяти. Все эти упражнения помогают детям овладеть хорошей техникой чтения, любить книгу и активно участвовать в познавательном процессе получения знаний.

D:\Users\User\Desktop\фото с телефона\4г\20181218_142558.jpgD:\Users\User\Desktop\фото с телефона\4г\20181218_142628.jpg

D:\Users\User\Desktop\фото с телефона\4г\20181218_142843.jpg        D:\Users\User\Desktop\фото с телефона\4г\20181218_151006.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как научить ребёнка читать книгу"

Беседа на родительском собрании,что значит хорошая детская книга....

«Научились мы читать, «Азбуке поставим «пять»! Презентация букв.

Открытый урок для родителейПаспорт проектной работы Руководитель проекта: Рочева Е.А.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение (обучение грамоте).Учебные дисциплин...

Как научить ребенка читать

Материал предназначен родителям, которые хотят научить ребенка читать....

Чтение. Как научиться быстро читать.

Ученик, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это н...

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, за то, что научила нас читать!""

Данный сценарий можно использовать при подготовке праздника "Прощание с Азбукой", а отдельные элементы -  на уроках русского языка и литературного чтения....

Как научить ребёнка читать?

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научи...

Как научить ребёнка читать?

Ряд заданий и упражнений  на выработку навыка  беглого и осознанного чтения....