Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: С. Михалков "Аисты и лягушки".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Подорога Оксана Владимировна

Целью данного урока является  знакомство с творчеством С. Михалкова, с его сказкой “Аисты и лягушки”; совершенствование умения определять жанр произведений и их тему, правильно называть произведение, моделировать обложку произведения. Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_10.04.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе

Тема: С. Михалков. «Аисты и лягушки»

Цель: познакомить с творчеством С. Михалкова, с его сказкой “Аисты и лягушки”; совершенствовать умение определять жанр произведений и их тему, правильно называть произведение, моделировать обложку произведения.

Задачи:

- совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения, чтения по ролям; расширить круг знаний о творчестве С.В. Михалкова;

- развивать  речь, творческие способности, воображение; умение работать  в парах, группах;

 - прививать любовь к книге.

Оборудование:  учебник «Литературное чтение» (Л. А. Ефросинина),

 1 класс, тетрадь «Литературное чтение»,  портрет С. В. Михалкова; карточки для речевой разминки; выставка книг писателя; сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки-на макушке,

Глазки широко раскрыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Ребята у нас на уроке сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их и покажем все, чему научились.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

 - Для чего в школе необходим урок литературного чтения? Чему на этом уроке вы должны научиться? (снимают со стен  слова - действия и вывешиваем на доску).

- А сейчас перечислите литературные жанры, которые нам известны.(Сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, стихотворение).

- А на какие две группы можно разделить все произведения?    (Авторские и народные)

- Назовите тему, которую мы сейчас изучаем. ( Произведения о животных)

- Назовите произведения с которыми мы уже познакомились.

                                            Произведения о животных

 

Стихотворение                    Рассказ                Загадка

       2. Речевая разминка:

     - Начнём наш урок с речевой разминки. (Карточки у детей)

            Над цветком порхает, пляшет,

           Веером узорным машет.

     Чтение «про себя», вслух хором, индивидуальное чтение.

            - Что мы прочитали? (загадку)

            - О ком эта загадка? (о бабочке)

       3.  Проверка домашнего задания:

          -  Молодцы! Скажите, а почему именно о бабочке наша загадка?

           -  Вчера мы познакомились с произведением «Бабочка».

            -  Кто автор этого произведения?

            -  Это произведение написал Ю. Коваль.

Заслушать чтение по заданиям № 3,4.  ( несколько учеников)

4. Формулирование темы и цели урока.

 - На зрительных метках найдите и прочитайте отрывки из произведений.

- Знакомы ли вам эти строки ? (Нет, немножко).

- А если мы чего-то не знаем, то, что тогда? (Мы должны это узнать, этому научиться).

- Как вы думаете, что объединяет все эти произведения? ( один автор)

- Сергей Владимирович Михалков.

- Какова же тема нашего урока?

- Какая цель стоит перед нами? (познакомиться с творчеством С. Михалкова, с его произведение «Аисты и лягушки»).

5. Работа по теме урока.

 1. Сообщение о жизни писателя (выступают подготовленные ученики)

1 ученик: - Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. В десять лет он написал свою первую басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья Михалковых переехала на постоянное жительство в город Пятигорск.

Там Сергей Михалков окончил среднюю школу. Затем Михалков вернулся в Москву. Он стал рабочим на одной Московской фабрике.

2 ученик: - Однажды Михалков написал стихи для детей. Их напечатали в журнале «Пионер». Они сразу понравились и читателям, и поэтам. Успех этих стихов и решил судьбу поэта. Михалков написал ещё 2-3 детских стихотворения, затем родился «Дядя Стёпа», появились «Мы с приятелем».

3 ученик: - С. Михалков познакомился, а потом и подружился с такими детскими писателями, как С.Я. Маршак и К. И. Чуковский. Это помогло Михалкову окончательно определить его творческий путь. Так Михалков стал одним из любимых детских писателей.

  1. Первоначальное восприятие текста.

-  Сегодня мы откроем новую страничку творчества С.В.Михалкова. С каким произведением познакомимся сегодня на уроке? Прочитайте название произведения.

- Можно ли по заглавию определить, кто герои этого произведения. Обратите внимание на иллюстрацию. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

 Так ли это, попробуем ответить после прочтения произведения.

 Произведение читаю я, а вы читаете с карандашом  в руках, отмечаете непонятные слова.

3. Словарная работа.

- Посмотрите в тексты. Какие слова, были непонятны, какие слова вы подчеркнули?

  1. Работа в группах с толковым словарём.

1 гр.У- ВЕ- РЕН – НО      2гр. РАС – СЕР - ДИЛ – СЯ     3гр.  ПО- НА – ПРАС – НУ    4 гр. ВОЗ – РА – ЗИ – ЛА (капитаны групп дают лексическое значение слов)

                                         Физкультминутка

У лягушек на болоте

Ходит аист длинноногий

Сделал шаг потом другой

Замер, словно постовой.

Ногу правую согнул,

Шею влево повернул,

Посмотрел перед собой,

Сделал шаг, потом – другой.

Тут лягушки испугались

И вприпрыжку разбежались,

Аист бросился бежать

И лягушек догонять.

7. Повторное чтение текста детьми. Физминутка для глаз

- А теперь, чтобы лучше понять произведение, прочитаем его ещё раз. (Чтение по частям хорошо читающими детьми).

8. Анализ произведения.

РТ. С. 28 №1 Возьмите тестовое задание, посовещайтесь с товарищем, впишите пропущенные слова. (Работа в парах) проверка

- Понравилось произведение?

- Сколько персонажей насчитали? А почему же тогда сказку назвали «Аисты и лягушки»?( В сказке два персонажа, а название такое, потому что многие люди так же как и герои сказки не умеют договариваться и автор сравнивает их между собой).

- Как вы думаете, к какому литературному жанру относится это произведение?( Это сказка)

-  Что же сказочного в этом произведении? (  Животные разговаривают, ведут себя как люди).

-  А можно ли отнести это произведение к другому литературному жанру? Докажите.

- Теперь, когда нам понятно каждое слово прочитаем текст еще раз ( чтение цепочкой).

- Какие качества своих персонажей осуждает писатель?

- Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство.

- Чему хочет научить вас автор?

- С. Михалков хочет научить нас быть скромными, не хвастать, уметь дружить…

9. Сделать модель обложки. (РТ с. 29 №3)   Два ученика по желанию за доской. Взаимопроверка.

- Кто из вас уверен, что все сделал правильно?

10. Закрепление. Чтение по ролям.

11. Итог урока.
- Скажите, с творчеством какого писателя сегодня познакомились?

- Что нового о нем сегодня узнали? С каким произведением познакомились?

- Чему оно вас научило? (быть скромными, не хвастать, уметь дружить…)

С.В. Михалков написал много таких смешных сказок и басен. Выставка книг. Посетите школьную библиотеку и обязательно прочитайте их.

- Итак, урок подходит к завершению. Мне хочется поблагодарить вас за работу. Молодцы!

12. Рефлексия.

Сигнальные карточки. Поднимите зеленую карточку те, кому было интересно работать, кто все понял. Поднимите желтую те, у кого остались вопросы, и красную те, кому что-то не понравилось.


















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...