А.С. Пушкин. Зимнее утро.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гапонова Елена Михайловна

 

План- конспект интегрированного урока по чтению и развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зимнее утро. А. С. Пушкин.

Цель:

Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством А.С. Пушкина.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.   

 Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с биографией и творчеством А.С. Пушкина;

- формировать умение работать с художественными особенностями текста;

- создать условия для развития навыка правильного вдумчивого чтения;

-       осуществлять взаимосвязь предметов: окружающего мира  чтения др.                                                                                                                            

2. Развивающие:

- способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса обучающихся;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их фантазию и любознательность;

- помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.

3. Воспитательные:

-воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;

- создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям;

- воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданием), зеркала, портрет А.С. Пушкина, выставка книг, зимние пейзажи,, костюм зимы, снежинки.

 Музыкальный ряд: П. И. Чайковского «Времена года».

Структура урока:

  1. Организационный момент- 2 мин.
  2. Актуализация знаний, постановка целей- 5 мин
  3. Объявление темы урока- 1 мин.
  4. Биографическая справка – 5 мин.
  5. Работа над новым материалом- 10 мин.
  6. Физкультминутка и дыхательная гимнастика- 2 мин.
  7. Продолжение работы над новым материалом- 5 мин.
  8. Выполнение творческих заданий- 5 мин.
  9. Итог урока, самооценка- 4 мин.
  10. Домашнее задание- 1 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель: улучшение работоспособности, снятие речевого режима пр.

       1. Игра-энергизатор «Массаж»:

         - поглаживание по голове;

         -массаж мочек ушей;

        -разомнем плечи;

         -похлопаем и погладим по спине;

         -Сядет тот у кого день рождения в это время года (осень, лето, весна, зима).

      2. Артикуляционная гимнастика.

         Ну- ка зеркальце, смотри,

         Все нам верно повтори.

         Сяду я перед тобой,

         Повторяй-ка все за мной.

      «улыбочка», - «хоботок».( Динамические упражнения для губ).

       «лопатка», «грибок». (Статические упражнения для языка).

       «гармошка», «маляр», «лошадка», «моторчик». (Динамические упражнения для языка).

3.  Вступительная беседа.

Цель:

 Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Зима» средствами художественной литературы, и применить эти знания в творческой ситуации.   

 -Приходилось ли вам ребята, удивляться  чему – то обычному, видеть в этом что – то чудесное, поразительное? А ведь это можно назвать чудом, а чудес на свете очень много. Нужно только суметь увидеть их, не пропустить мимо себя.

К нам в гости идет волшебница, а как ее зовут, узнаете, отгадав загадку:

Птица- тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром. (Зима)

- Что за тройка на которой примчалась зима? (Зимние месяцы)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).

- Объясните, что значит «все покрылось серебром»? (снегом)

 

II. Актуализация знаний, постановка цели.

Цель:положительная мотивация, активизация учебной деятельности, повторение ранее изученного.

     - Какое стихотворение о снеге вызнаете?

1. Белый снег пушистый,  

 В воздухе кружится

 И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

    Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

 

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

 - Кто написал это стихотворение? (И.З.Суриков) О чем оно? Как догадались?

- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о зиме.

 2. Работа в группах.

- Обсудите в группах и назовите приметы наступления зимы.

- Проверьте себя по таблице.

Приметы зимы

Солнце ниже, чем осенью, дни короче, рано темнеет.

Деревья стоят голые, без листьев.

Стоят морозы, выпадает снег.

Водоёмы покрываются льдом.

Почва замерзает и покрывается снегом.

У некоторых животных мех становится гуще.

- Назовите главный признак наступления зимы. (Похолодание)

Именно этот признак влияет на изменения в неживой и живой природе.

С приходом зимы мы встречаем зимних гостей: холодных, морозных, снежных.(Музыка. «Здравствуй, гостья зима!» Входит Зима.)

Учитель: - Здравствуй, гостья – Зима! Зимушка – зима!

                 - Почему все дети тебя так любят?

Зима:

– Да и я вас очень люблю хоть порой и носики щиплю. Приготовила я вам испытания. Готовы ли вы к ним?  Давайте сейчас и проверим.

  1. Поставьте слова так, чтобы получилась пословица. (Раздаются вразброс написанные слова, дети складывают пословицу).

ГОД КОНЧАЕТСЯ, А ЗИМА НАЧИНАЕТСЯ.

     - Как вы понимаете эту пословицу?

 

2. Приглашаю вас в зимний лес. Там вы встретите лесных жителей. Им нужна ваша помощь.

    На этих снежинках ваше второе  испытание.

Вставь пропущенные слова в рассказ:

(Приложение 1).

  1.  Игра «Волшебные ворота».

(Зима и учитель держатся за руки, образуя ворота.)

- Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово или словосочетание, относящееся к теме «Зима».

Зима:

- Вы отлично прошли все испытания! Молодцы! И на память о нашей сегодняшней встрече, я дарю вам снежинки. До скорых встреч!

III. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». Написал его замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин.

IV. Биографическая справка. 

Цель: Создать условия для первоначального ознакомления с творчеством А.С. Пушкина.

  6 июня 1799 года родился А.С. Пушкин.( Приложение 5)) В 9 лет Саша уже хорошо читал, обладал исключительной памятью. В 11 лет знал наизусть множество стихотворений не только русских, но и французских поэтов. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его родители отдали его учиться в Лицей. 6 лет Александр учился в Лицее. Здесь кончились его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши- поэта.

  Произведения  Пушкина сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя  души чудесной сказкой, с синим ее лукоморьем, морскими его богатырями, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой. Но стихи всегда являлись самой сильной страстью поэта, Александр Сергеевич повсюду читал свои пламенные произведения.  Он всегда считался и считается, одним из самых лучших русских поэтов, того времени.

V. Работа над новым материалом.

Цель: воспитывать вкус и чувства у детей, интерес к художественному слову;

  1. Чтение стихотворения учителем. (Детям предлагается послушать и подобрать подходящую иллюстрацию к произведению, предложенные учителем.) (Приложение 5)

         Зимнее утро.

               

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

2. Словарная работа с объяснением значения слова:

   Великолепными.

3.Что говорится о зимнем утре? Какое оно- хмурое или солнечное?

 Почему ты так думаешь? Какие слова подтверждают твою мысль?

  Прочитай, как сказано про снег, про лес, про речку. С чем сравнивает поэт снег?

VI. Физкультминутка и дыхательная гимнастика:

Цель: коррекция и развитие внимания, моторной и мыслительной деятельности

  1. Подуем на снежинку.
  2. Фикультминутка (Приложение 2)

     VII.Продолжение работы над новым материалом. Цель:создать условия для развития навыка правильного, выразительного вдумчивого чтения.

1. Чтение стихотворения уч-ся в полголоса.

 2. Чтение « Цепочкой».

 3. Чтение «Спотыкаясь о камушки». (При чтении обратить внимание на знаки препинания).

- Какая музыка подошла бы к этому стихотворению: танец, вальс, марш, песня?

 4. Чтение  под музыку.

(Вальс П. И. Чайковского из альбома «Времена года»).  

VIII. Выполнение творческих заданий группами.

Цель: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности, заботливого отношения к другим людям

 (Приложение 3).

IX. Итог урока. 

Цель:помочь в становлении самосознания, самооценки и самоконтроля.

А) Одна из групп выполняет работу экспертов, используя схему

анализа. Приложение 4).

Б) Самооценка.

– Продолжите предложения: 

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…

Мне следует поработать над…

 

X.  Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть. Приготовиться к конкурсу чтецов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

А.Пушкин. "Зимнее утро" (урок-мастерская)

урок литературного чтения в 3 классе А.Пушкин "Зимнее утро"...

Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над    репродукциями ...