Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»

Цель: познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»; развивать образное мышление, воображение; воспитывать любовь к чтению.

УУД:

Личностные:

- развитие навыков познания через художественное произведение.

Познавательные:

- умение выделять основные структурные компоненты художественного текста, видеть логику в развитии сюжета, умение анализировать объект, подводить под понятие, рассуждать и делать выводы.

- способствовать развитию навыков осознанного чтения;

Регулятивные:

- волевая саморегуляция, мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос.

Коммуникативные:

- умение использовать разные виды чтения для решения учебной задачи, умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Оборудование: учебник, портрет Пушкина, картины.

Ход урока

I.        Мобилизующая часть

1. Приветствие

II.        Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

- Чтение стихотворений  наизусть.

2. Разминка речевого аппарата

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

- Произнесите скороговорку про себя.

- А теперь хором, шепотом.  

- Чуть- чуть громче и быстрее.

- Громко и быстро.

- А теперь, отдельный ученик попробует произнести эту скороговорку с огорчением.

- А теперь, с чувством радости.

- Молодцы, немного отдохнули.

2. Постановка темы и цели урока

На доске висит портрет А. С. Пушкина.

- Чей портрет висит на доске?

- Что вы знаете об этом человеке?

- Какие его произведения вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями Пушкина.

III.        Работа с текстом до чтения

1. Прогнозирование

- Первое произведение называется «Зимнее утро». Как вы думаете, о чём оно?

- А второе произведение называется «Зимний вечер». Как вы думаете, чем будет отличатся это стихотворение от первого?

- Эти стихотворения противоположны по названию и содержанию.  Это называется контраст. Контраст – это противоположность в каком – либо отношении. (высокий – низкий, чёрный – белый)

IV.        Работа с текстом во время чтения

1.        Первичное восприятие текста

- Откройте стр. 88 в учебнике. Я буду читать стихотворение, а вы следите за мной.

- Правильны ли были ваши предположения о том, что говориться в стихотворении?

Словарная работа.

  • Сомкнуты – закрыты;
  • Аврора – богиня утренней зари в Риме
  • Вечор - вечер
  • Янтарный - желтый, солнечный
  • Предадимся бегу – поедем.

2. Самостоятельное чтение

Чтение по четверостишьям.

3. Беседа по содержанию

- Понравилось вам стихотворение?

- Какую картину вы представили?

- Какие картины изображаются в стихотворении? Как выглядит комната в это утро?

- Какое чувство испытывает поэт?

- Найдите описание снега?

- Объясните словосочетание «лес прозрачный».

- Объясните «комната янтарным блеском озарена».

Физкультминутка

V.        Работа с текстом после чтения

1. Беседа

- Что хотел передать автор в своём стихотворении?

- Смог ли он передать красоту и любовь к родным местам?

VI.        Творческое задание

Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением зимней поры.

- Найдите строчки из стихотворение подходящие к этой картине.

VII.        Работа с текстом во время чтения

1.        Первичное восприятие текста

- Откройте стр. 90 в учебнике. Я буду читать стихотворение, а вы следите за мной.

- Правильны ли были ваши предположения о том, что говориться в стихотворении?

            Словарная работа

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

2. Самостоятельное чтение

Чтение по четверостишьям.

3. Беседа по содержанию

- Понравилось вам стихотворение?

- Какую картину вы представили?

- Какие картины изображаются в стихотворении?

- От чьего имени ведется рассказ?     (от имени автора)

- Какое настроение у рассказчика?    (грустное)

VIII.        Работа с текстом после чтения

1. Беседа

-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)

- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы?      (Образ природы помогает автору передать своё настроение. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?       (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?            (О няне)

- Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки.

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя старушка», «Мой друг») 

IX.        Творческое задание

Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением зимней поры.

- Найдите строчки из стихотворение подходящие к этой картине.

X. Итог урока

- Со стихами какого поэта вы познакомились?

- Какие чувства возникли у вас, после прочтения стихов?

XI. Домашнее задание

- Готовится к выразительному чтению двух стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Урок литературного чтения.  Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»....