Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»
 
Задачи урока:
Дидактические:
1. Познакомиться со стихотворением «Зимний вечер»;
2. Научиться читать выразительно стихотворение;
3. Находить в стихотворении яркие образные слова и особенности произведения.
Развивающие: 
1. Развивать навыки самоконтроля посредством заполнения листа «самоконтроль»;
2. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
3. Развивать познавательные интересы детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы;
2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся;
3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку литературного чтения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 28.01.2022

Школа: Академический лицей № 95

Класс: 3-5

Урок: 5

Время: 11:30 – 12:30  

Кабинет: 220

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 33

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомиться со стихотворением «Зимний вечер»;
  2. Научиться читать выразительно стихотворение;
  3. Находить в стихотворении яркие образные слова и особенности произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навыки самоконтроля посредством заполнения листа «самоконтроль»;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
  3. Развивать познавательные интересы детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание читать, стремление к познанию через организацию групповой работы;
  2. Воспитывать уважение к мнению других обучающихся;
  3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку литературного чтения.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 3 класс, 2 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф:

Словесный

 (беседа)

Эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.  Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Пожалуйста, присаживайтесь.

-Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Если вы готовы начать продуктивную и интересную работу, покажите палец вверх. Он означает, что вы готовы к нашему занятию.

-Отлично!

-Теперь я уверена, что наше занятие пройдет увлекательно, и вы узнаете для себя много нового.

-Посмотрите на слайд:

Кто прочитает девиз нашего урока?

Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать, Выразительно читать.

-Ребята, у каждого из вас лежит на столе лист самооценивания.  В нем есть 3 пункта, каждый из этих пунктов мы будем заполнять по ходу урока. Пожалуйста, подпишите на листах свою фамилию и первую букву имени

Приветствуют учителя

Эмоционально настраиваются на урок.

Показывают «знак готовности»

Читают девиз урока

Л: Самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презентация.

Лист самооценивания.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф:

Наглядный (демонстрация)

Ф:

Словесный (ответы на вопросы)

Ф:

Словесный

(подводящий диалог)

Ф:

Практический

(проблемная ситуация)

Ф:

Словесный

(побуждающий, формирующий диалог)

Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-Ребята, произведения какого раздела мы начали с вами изучать?

-Совершенно верно!

-Как вы понимаете выражение «Великие русские писатели»?

- Почему их так назвали?

-Для чего мы изучаем произведения великих русских писателей?

-С каким стихотворением мы уже познакомились в этом разделе?

Подготовить к изучению нового материала, необходимого для «открытия нового знания».

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.С. Пушкина, но прежде, чем мы узнаем, с каким произведением поэта познакомимся на уроке, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. Автор его композитор Вивальди. У него есть музыка о временах года. Послушайте и попробуйте определить, о каком времени года идет речь.

-Итак, выскажите свои мнения. Почему вы так думаете?

-Совершенно верно, ребята! Данное произведение о зиме.

-С чего начинается день каждого человека?

-В чём особенности этого времени суток?

- А как заканчивается день?

-Сейчас посмотрите на слайд это картина Юлия Клевера

«Закат солнца зимой».

- Какие чувства вызывает картина?

Великие русские писатели

Великие русские писатели - это гордость нашей страны. Каждое их слово, каждая строчка пропитаны русским духом. Это самые необычные люди на свете, умеющие выразить на бумаге то, что порой нельзя даже представить.

Великими называют известных писателей, творчество которых приносит людям радость, вдохновение, даёт повод для раздумий.

Они мастера русского языка, русского слова, многому учат

«Зимнее утро», А.С. Пушкин

Слушают произведение

Зима, потому что слышны звуки метели

С утра

Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

-Вечером. Все возвращаются домой.

Дети рассматривают картину.

- Печаль, тоску, грусть, одиночество. Дети высказывают своё мнение.

П: повторить уже пройденный материал.

Р: выработать учебную мотивацию.

К: учет разных мнений.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

(метод предположения)

Словесный: составление плана

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке.

-Как вы думаете, а какая тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы поставим перед собой?

-Итак, вы совершенно правы. Тема нашего урока «А.С Пушкин. «Зимний вечер». Сравнение картин «Зимнего утра» и «Зимнего вечера».

Целями нашего урока является: 1. Познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; 2. Сравнить картины «Зимнего вечера» и «Зимнего утра»; 3. Сделать вывод.

-Ребята, сейчас мы с Вами составим план работы на уроке. Как вы думаете, какой будет первый пункт плана? Какой второй? И третий?

-Совершенно верно!

 1) Познакомимся со стихотворением «Зимний вечер»

2) Определим критерии сравнения и выполним сравнение «Зимнего утра» и «Зимнего вечера»

3) Сделаем вывод

Рассматривать картины, познакомимся с произведением зимнего вечера.

Зимний вечер

Познакомиться с произведением «Зимний вечер»; Сравнить картины «Зимнего вечера» и «Зимнего утра».

1) Познакомимся со стихотворением «Зимний вечер»

2) Определим критерии сравнения и выполним сравнение «Зимнего утра» и «Зимнего вечера»

3) Сделаем вывод

П: уметь формулировать тему и цель урока.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: совместная деятельность.

Л: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Учебная презентация.

Аудиозапись.

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (слово об авторе)

Словесный

(слово о написании стихотворения)

Практический

(аудиозапись)

Словесный (беседа)

Создание обстановки, направленной на поиск информации.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений поэта. Это стихотворение он посвятил своей няне Арине Родионовне. В таких случаях говорят, что произведение носит автобиографический характер.

Наслаждаясь чтением этого произведения, мы глубже поймем душу великого поэта, откроем секреты поэзии Пушкина.

(рассказ учителя под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Январь»)

- Давайте совершим небольшое путешествие в далекое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин. Узнаем историю возникновения

Итак, начинаем. Зима 1825, село Михайловское, под Псковом, - туда поэт был отправлен в очередную ссылку на 2 года, без права выезжать. Здесь он остался совсем один, и только его няня Арина Родионовна скрашивала его одиночество. В это время это была единственно близкая, родная душа для Пушкина. Оторванный от семьи, друзей в долгие зимние вечера поэт продолжал писать. И вот в один из таких вечеров появилось стихотворение «Зимний вечер».

-А вы когда-нибудь присутствовали при рождении стихотворения?

-Давайте представим, что мы сейчас находимся в домике Пушкина, в селе Михайловском, где он читает няне своё новое произведение.

-Подумайте, какое впечатление произвело на Вас стихотворение?

Сядьте поудобнее, закройте глаза.

АУДИОЗАПИСЬ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» А.С. ПУШКИН

Проверка первичного восприятия стихотворения

-Что вы себе представили, слушая это стихотворение?

-Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- Сейчас мы немного разомнемся. Встаем возле своих мест. Проверьте, что вы никого не ударите и не будете мешать. Внимание на экран.

Слушают

Нет

Закрывают глаза

Слушают

Зимний вечер, грустное настроение

Печаль, грусть, холод

Выполняют упражнения

П: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Р: выработать учебную мотивацию.

П: определение основной и второстепенной информации. К: аргументация своего мнения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Л: проявление активности в групповой работе.

К: сотрудничество в приёме информации.

Л: анализ стихотворения, синтез, обобщение.

Учебная презентация.

Аудиозапись.

Видеоролик.

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический

(словарно-лексическая работа)

Практический (индивидуальная работа на карточках)

Добиться понимания смысла стихотворения, настроения лирического героя.

- Прочитайте стихотворение про себя, найдите и отметьте непонятные слова. Работайте в парах.

- Куда нужно обратиться, чтобы узнать значение этих слов?

- Ребята, а теперь давайте поработаем с этими понятиями. Первое понятие «Веретено», кто может ответить, что это?

-Что такое кроет?

- Кровля обветшалая?

- Ветхая лачужка?

-Буря?

-Мгла?

-Вихрь?

-Приумолкла?

-Сейчас, я раздам вам карточки, вам нужно будет подписать фамилию и поработать в них. Каждому из вас нужно будет выписать примеры Эпитетов, сравнения и олицетворения, столько, сколько найдете. На это задание у вас есть 2 минуты. Приступайте к работе.

-Итак, ребята, время вышло, давайте проверим, что вам удалось выделить

-Читаем по одному эпитету и ту часть стихотворения, откуда вы его взяли.

-Начинаем с 1 группы с 1 номера.

-Отлично, поменяйтесь листами и выполните проверку задания по эталону на слайде.

-Возьмите лист самооценивания и в пункте «Языковые средства выразительности» обведите «+», если вы выписали все средства выразительности, обведите «+-», если вы не выпили 1-2 средства и обведите «-», если вы пропустили более 3 средств.

Читают

В словарь

Веретено – приспособление для прядения (ручного или машинного) утолщённый стержень для навивания нити.

Кроет- покрывает.

Кровля обветшалая – это очень плохая крыша.

Ветхая лачужка- небольшая, старая, разрушающаяся изба.

Буря-  Ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла-  природное явление, подразумевающее скопление большого количества песка, пыли, дыма или снега в нижнем слое атмосферы. 

Вихрь- Порывистое круговое движение ветра.

Приумолкла- замолчала на время.

Выполняют задания на карточках

Проверяют

П: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация.

Раздаточный материал.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И:

Практический

(работа в парах)

Организация самостоятельной работы.  Самостоятельная работа с картинами «Зимнее утро» и «Зимний вечер»

-Сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас на столах лежат картины, ваша задача определить к какому стихотворению («Зимнее утро» и «Зимний вечер») они относятся. И наклеить картины на чистые листы, одни к заголовку «Зимние утро», другие к заголовку «Зимний вечер». Так же подумайте, какие чувства у вас вызывают эти картины? На это задание у вас есть 2 минуты. Приступайте к работе, время пошло.

- Ребята, а теперь один человек из группы расскажет, какие чувства у вас вызвали картины «Зимнего утра», а второй расскажет какие чувства у вас вызвали картины «Зимнего вечера».

-Посмотрите на слайд, вы должны были именно так расположить картины. Возьмите лист самооценивания найдите пункт «Распределение картин» и поставьте себе «+», если вы расположили все картины правильно, поставьте «+-», если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «-», если вы допустили 3 или более ошибок.

 

Работают в парах на карточках.

Проверка выполнения

Самопроверка

П: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

К: выражение своих мыслей.

П: анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные: оценка.

Учебная презентация.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный:

(подводящий диалог)

Практический:

(работа в группах)

Практический (работа в парах)

Выполнение сравнения двух стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер»

 - Ребята, кто считает, что стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро» чем-то похожи? А чем они могут быть похожи?

- А теперь, кто считает, что эти стихотворения абсолютно разные? Почему вы так думаете?

-Сейчас мы сравним эти стихотворения, чтобы наши мнения сошлись. Для этого нужно заполнить таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе, работайте в группах. На это задание у вас есть 3 минуты. Время пошло, приступайте к выполнению.

-Ребята, посмотрите на слайд, такой должны была получиться у вас таблица.

Возьмите лист самооценки, найдите пункт «Сравнение стихотворений», поставьте «+», если вы выполнили задание без ошибки, поставьте «+-», если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «-», если вы допустили больше 3 ошибок.

-Теперь, я предлагаю вам сделать общий вывод сравнения картин «Зимнего утра» и «Зимнего вечера» по критериям, которые вы можете увидеть на слайде (настроение, краски, изображение природы)

-В парах номера 1 и 2 описывают друг другу картины «Зимнего утра», а номера 3 и 4 описывают друг другу картины «Зимнего вечера». На задание у вас есть 1 минута. Время пошло

-Ваше время вышло. Кто хочет описать картину «Зимнее утро»?

-Кто хочет описать картину «Зимний вечер?»

-Отлично, ребята, ваши ответы абсолютно правильны!

Они похожи, стихотворения написаны об одном времени года.

Они разные, так как имеют разное настроение, разное время суток.

Выполняют задания на карточке

Самооценка

Работа в парах

«Зимнее утро» настроение данной картины позитивное, хорошее; краски светлые, легкие; смотря на изображение природы создается радостное настроение, позитивное.

«Зимний вечер» настроение данной картины грустное, чувство одиночества; краски картины темные; смотря на изображение природы создаётся настроение грусти, печали, одиночества.

П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Р: контроль, коррекция, оценка.

П: установление причинно- следственных связей.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация.

Раздаточный материал.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф:

Словесный: (Формулирование выводов,обобщений)

Практический

(Выбор смайла)

Самооценивание результатов.  Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала.

-Итак, ребята, возьмите свои листы самооценивания, если у вас все «+», поставьте себе 5, если есть 1 «-» - 4, если больше 2 или 2  «-», то 3

-А, наш урок подходит к концу.

-Ребята, какие цели мы ставили с вами в начале урока?

- Что вы узнали сегодня нового?

-Что вы запомнили больше всего?

-Что вам сегодня понравилось на уроке?

-Отлично!

-На слайде вы можете увидеть смайлики, выберите тот, который выражает ваше настроение от пройденного урока. Поднимите руку, у кого счастливый смайлик. А теперь у кого-то грустный и почему?

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

1. Познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; 2. Сравнить картины «Зимнего вечера» и «Зимнего утра»;

3. Сделать вывод.

Как А.С. Пушкин писал стихотворение «Зимний вечер», узнали что общего между стихотворением «Зимнее утро» и «Зимний вечер».

Ответы детей.

П: уметь оценивать себя и свои достижения на уроке.

Р: выработать учебную мотивацию.

К: планирование учебного сотрудничества.

Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Учебная презентация.

Раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...

Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Урок литературного чтения.  Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «Школа России» Тема «Зимние загадки». Нравится ли вам зима?

технологическая карта урока литературного чтения с элементами технологии эффективного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин Зимнее утро" УМК "Школа России"

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 3 классе...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...

Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин «Цветок»» (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тема урока: «А. С. Пушкин «Цветок» »Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся со стихотворением А.С. Пушкина «Цветок».Зада...