Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "
методическая разработка по чтению

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в тексте, как оно отражает настроение, создает целый художественный мир; способствовать развитию умений анализировать произведение живописи; работать с лирическим текстом (определять настроение, ключевые слова и средства художественной выразительности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._s._pushkin._liricheskie_stihotvoreniya.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 29–31. А. С. ПУШКИН. ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
(учебник, с. 85–91; рабочая тетрадь, с. 38)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в тексте, как оно отражает настроение, создает целый художественный мир; способствовать развитию умений анализировать произведение живописи; работать с лирическим текстом (определять настроение, ключевые слова и средства художественной выразительности)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осо-
знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; выполняют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществляют поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдают за словом в художественном тексте;

регулятивные: организовывают работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий);

коммуникативные: принимают правила взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий)

Личностные:

сознательно расширяют свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается

Образовательные ресурсы: http://multmir.net/multfilm-613-skazka-o-tsare-saltane; выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, портрет поэта, аудиозапись стихотворения «Узник», музыкального произведения «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, презентация картин русских художников И. Левитана, И. Бродского, А. Саврасова по теме «Осень», толковые словари


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Проверка
домашнего
задания

Организует выборочную проверку домашнего задания.

– Прочтите выразительно стихотворение, которое вы выбрали самостоятельно. Объясните значение слов-архаизмов.

– Продемонстрируйте работу в альбоме, посвященном творчеству А. С. Пушкина

Выразительно читают наизусть; объясняют значение слов-архаизмов.

Знакомят с начальным этапом работы в альбоме

Умеют слушать других людей, давать объективную оценку чужой работе

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Создает мотивацию, настрой на работу.

– Посмотрите отрывок из мультфильма и послушайте песенку.

– Как вы думаете, какая это сказка и кто её автор?

– Сегодня вместе с поэтом мы побываем в мире его лирических стихов.

– Что отражают лирические стихи?

– Задача урока – учиться бегло и выразительно читать стихи, определять настроение автора, его душевные переживания

Смотрят отрывок, определяют автора «Сказки о царе Салтане» – А. Пушкина.

– Душевные переживания, настроение

Актуализируют жизненный опыт, формулируют, принимают и сохраняют учебную

задачу

III. Повторение изученного

материала

Организует беседу, побуждает к свободному высказыванию.

– Давайте вернемся к прошлому уроку и вспомним, что узнали о жизни великого русского поэта А. С. Пушкина.

– Когда он родился? Где?

– Назовите его близких и верных друзей детства.

– Чем любил заниматься в детстве?

– Куда поступил учиться в возрасте 12 лет?

– 6 июня 1799 года в Москве.

– Бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна, крепостной дядька Никита.

– Читал книги, слушал сказки.

– В Царскосельский лицей

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы


Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Знакомство с лирикой

А. С. Пушкина.

1. Биографическая справка.

Вступительное слово:

– По окончании лицея А. С. Пушкин поступил на военную службу. Его стихи уже печатали и не все из них нравились царю, так как призывали к свободе.

Весной 1820 года царь отправляет Пушкина в ссылку на юг страны, в Молдавию.

За четыре года ссылки поэт пишет более сотни стихотворений и среди них – стихотворение «Узник», где сравнивает себя с орлом, живущим в неволе (слушание стихотворения). Затем новая ссылка – в село Михайловское, где рядом с поэтом была его няня Арина Родионовна. Находясь под впечатлением от русской природы, знакомясь вплотную с жизнью простого народа, поэт пишет свои лучшие лирические стихи.

Слушают рассказ учителя в соответствии с целевой установкой.

Адекватно воспринимают информацию.

2. Анализ отрывка «За весной, кра-сой природы…» из поэмы «Цыганы».

3. Анализ сти-хотворения
«Уж небо осенью дышало».

Первичное чтение стихотворения.

– Что вы себе представили, слушая стихотворение?

– В чем причина такого настроения?

– Можно ли определить, о каком времени года говорит автор? Прочтите эти строчки.

– Какие литературные средства использует автор? Приведите пример.

Организует прослушивание стихотворения.

– О каком периоде осени говорится в стихотворении?

– В каких строчках говорится об этом?

– Найдите значение слов сень и караван.

– Пасмурная погода, грустное настроение.

– Прошли весна, лето, наступили осенние холодные дни.

– Олицетворение, эпитеты: лето пройдёт, осень несёт; лето знойное, осень поздняя, теплый край, сине море.

– О поздней осени.

– «Стоял ноябрь уж у двора», ноябрь – последний месяц осени.

Сень – то, что покрывает что-нибудь; караван – движущаяся вереница.

Осуществляют анализ произведения, строят речевое связное высказывание.

Согласовывают усилия по решению учебной задачи, договариваясь, приходят к единому мнению, работая парах.

Владеют навыками работы со справочной


Окончание табл.

1

2

3

4

4. Осень в карти-нах художников, музыке композиторов

– Найдите в стихотворении приметы осени. Зачитайте.

– Как бы вы озаглавили этот отрывок?

Демонстрирует слайды с картинами русских художников.

– Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так,

что мы их легко себе представляем. А как видят осень художники? Вам предстоит работа в парах – один читает стихотворение, другой подбирает соответствующую картину.

Организует прослушивание музыкального фрагмента А. Вивальди «Времена года. Осень». Демонстрирует видеоряд

– Осень. Поздняя осень.

Обсуждают соответствие картины и текста.

Выразительно читают стихотворение под музыкальное сопровождение

и показ видеоряда

литературой.

Рассматривают и описывают содержание картин.

Владеют навыками выразительного чтения стихотво-рения

V. Домашнее

задание

1. Продолжить заполнение альбома, посвященного творчеству А. С. Пушкина.

2. Записать в рабочую тетрадь литературные средства, которые использует автор
в стихотворении «Уж небо осенью дышало».

3. Выучить стихотворение наизусть

Внимательно воспринимают советы учителя, корректируют совместные действия

Принимают

и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее до-стижения

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно...

•  Раньше мне не приходилось...

•  Пока мне трудно дается...

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; со...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения"

Педагогические задачи: расширять представления о передаче эмоций через художественный текст; развивать умение анализировать лирическое произведение, строить монологические аргументированные высказыван...

Технологическая карта урока по литературному чтению для 4 класса. По теме «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении»

Класс: 4Четверть: 2УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Литературное чтениеТема урока: «Е.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении».Тип урока: отк...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Барто. Заучивание стихотворений".

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Барто. Заучивание стихотворений". 1 класс. Зпр 7.2....