Технологическая карта урока по литературному чтению "М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Педагогические задачи: расширять представления о передаче эмоций через художественный текст; развивать умение анализировать лирическое произведение, строить монологические аргументированные высказывания по теме; творческие способности; воспитывать чувство прекрасного на примере произведений и картин М. Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._yu._lermontov._liricheskie_stihotvoreniya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 42. М. Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения
(учебник, с. 144–147)

Тип урока: освоение нового материал

Педагогические задачи: расширять представления о передаче эмоций через художественный текст; развивать умение анализировать лирическое произведение, строить монологические аргументированные высказывания по теме; творческие способности; воспитывать чувство прекрасного на примере произведений и картин М. Ю. Лермонтова

Планируемые результаты

Предметные:

научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; читать стихотворные произведения М. Ю. Лермонтова наизусть (по выбору); определять тему и главную мысль произведения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Метапредметные:

познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;

регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока, читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

знают наизусть стихотворения
М. Ю. Лермонтова, читают их выразительно

Образовательные ресурсы: романс А. Варламова «Горные вершины», иллюстрация картины «На севере диком…» И. Шишкина, портрет М. Ю. Лермонтова

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

– Ребята, я заметила, что вы рассматривали выставку книг, рисунки на доске. А интересно вам, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Приветствуют учителя, психологически настраиваясь на урок.

Владеют навыками психологической под-


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Тогда посмотрите, всё ли у вас на партах лежит аккуратно, и начнем урок

Показывают готовность
к уроку

готовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Вступительное слово учителя.

1. Введение

в тему. Актуализация знаний.

2. Чтение плаката со словами

А. С. Пушкина

Изучая творчество М. Ю. Лермонтова, мы с вами познакомились с некоторыми страницами его жизни. Напомню вам, что родился поэт в 1814 году, 15 октября (по новому стилю). Прожил он недолгую, трагическую жизнь, всего 27 лет, погибнув
на дуэли. Но успел написать много замечательных произведений. Посмотрите на выставку книг. Со многими из них вы будете знакомиться в старших классах. А знаете ли вы, что М. Ю. Лермонтов сам иллюстрировал свои произведения?
(Показывает иллюстрации на доске.) Здесь вы видите лишь некоторые рисунки поэта к его работам, а вот это автопортрет Лермонтова.

В своих произведениях Лермонтов выражал одиночество, любовь к Родине, природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными. Но образы природы всегда говорят нам о судьбе человека, его стремлениях, страданиях.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

– Скажите, ребята, что свойственно поэтическому языку?

– Ребята, а что называется рифмой?

Внимательно слушают.

– Предстоит сделать какие-то открытия, сегодня узнаем что-то новое.

– Поэтическому языку свойственны: четкий ритм, рифма, чувства автора.

 – Рифма – это созвучие последних слов в строке.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли


Продолжение табл.

1

2

3

4

– А какие языковые средства помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении?

– Поэту помогают выра-зить свои чувства эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения

III. Изучение новой темы.

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины».

– Сегодня мы почитаем стихи замечательного русского поэта М. Ю. Лермонтова. Попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта.

– Самостоятельно прочитайте стихотворение «Горные вершины».

После прочтения стихотворения.

– Это перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

– Какое настроение вызывает это стихотворение?

Внимательно читают стихотворение.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют

высказанные мнения. Находят ответы

на вопросы

в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя. Осуществляют логические действия.

– Как вы думаете, когда и где, как и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?

– На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни горцев. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ», – писал он.

– Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

– Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, представить эту картину,

о чем нам хочет сказать

поэт.


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Слушание романса А. Варламова «Горные вершины».

3. Словесное рисование

– Найдите рифмующиеся слова. Как надо читать это стихотворение? Почему?

 Какой художественный приём поэт использует в стихотворении? 

– Найдите олицетворение в этом стихотворении.

– Какую музыку вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»?

– Послушаем романс «Горные вершины».

– Какие открытия вы сделали, познакомившись со стихотворением «Горные вершины»?

Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Какими словами описаны горные вершины?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.

– Медленно, торжественно.

– Олицетворение.

– Вершины спят.

– Печальную, грустную, протяжную.

Слушают романс.

– Стихотворение спокойное. Настроение грустное. Его можно спеть. Написан романс.

Словесное рисование представленной картины.

Физкультминутка

Как живешь? Вот так! (Дети встают, показывают большой палец.)

Как идешь? Вот так! (Шаги на месте.)

Как бежишь? Вот так! (Бег на месте.)

Как летишь? Вот так! (Махи кистями.)

Как плывешь? Вот так! (Махи руками.)

Как шалишь? Вот так! (Прыжки с поворотами.)

Как сидишь? Вот так! (Садятся за парты.)

Выполняют физкультминутку

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Закрепление нового материала.

1. Беседа по картине и иллюстрации.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют


Продолжение табл.

1

2

3

4

2. Чтение учителем стихотворения «На севере диком стоит одиноко…».

3. Словарная работа.

4. Работа с репродукцией И. И. Шишкина «На севере диком…».

– Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…».

 Какие незнакомые слова встретились в стихотворении «На севере диком стоит одиноко…»? Попробуйте объяснить их значение.

Риза – облачение, одежда священника при богослужении.

Утес – высокая скала (обратить внимание на изображение утеса).

– Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

– Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?

– Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение.

– Прочитайте вслух выразительно.

– Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

– А какое у него настроение?

– Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?

– Рассмотрите репродукцию картины художника Ивана Ивановича Шишкина. Что вы на ней видите? Как вы назвали бы эту картину?

– Совпадают ли по настроению стихотворение и картина Ивана Ивановича Шишкина?

– У поэзии Лермонтова есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу двойной жизнью. Например, мы видим пейзажную зарисовку и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

– Как нужно читать это стихотворение?

– Риза, утёс.

Дети читают.

– Стихотворение грустное.– Сосна одна, ей грустно
и скучно.

– Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению.

Читают стихотворение

свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Полно и точно выражают свои мысли

V. Итог урока. Рефлексия
деятельности

– С творчеством какого поэта мы познакомились сегодня на уроке?

 Понравились ли вам его стихи? Какая тема затронута в стихах М. Ю. Лермонтова?

– Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?

– Какую задачу мы ставили в начале урока?

– М. Ю. Лермонтова.

– Одиночество и грусть.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа

Окончание табл.

1

2

3

4

– Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали?

VI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс по теме "Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой»Цели урока: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнени...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе (ПНШ) "Анализ стихотворений Ю.Мориц"Хвостики", "Букет".Поход в "Музейный дом"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" 4 четверть.План урока составлен в соответствиис требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; со...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в текст...

Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…»

Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: созда...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Барто. Заучивание стихотворений".

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Барто. Заучивание стихотворений". 1 класс. Зпр 7.2....