Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"
план-конспект урока по чтению на тему

Коленкина Анна Игоревна

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.

Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из текста;

2)умение на основе анализа объектов делать выводы;

 

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;                                                         

2) умение строить речевое высказывание;                             

3)  умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Личностные УУД:

1)  умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;        

2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_liter.chteniya.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока Литературного чтения

Учитель: Коленкина Анна Игоревна

Тема: Стихи Н. Матвеевой.

Цель: Знакомство с произведением

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.

Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из текста;

2)умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;                                                          

2) умение строить речевое высказывание;                              

3)  умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1)  умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;        

2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Тип урока: УОНЗ

Ресурсы: учебник по Литературе 4 класс, портрет Н. Матвеевой, аудиозапись «Девочка и пластилин» (в исполнении С. и Т. Никитиных), песни Золушки «Ночь, ночь новогодняя…», видеозаписи стихотворений «Было тихо…», «Нерешительные», «Лето».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

-Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.                                                    - Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Слушают учителя, настраиваются на урок.  

2. Актуализация знаний

Предлагает ответить на вопросы.

- Над каким разделом работаем?

- И действительно, мы с вами изучаем произведения тех писателей, с которыми встречались раньше, но уже обращая внимание на какие-то новые особенности в их творчестве.

- О творчестве, какого писателя мы говорили с вами на предыдущем уроке?

- Что нового вы узнали о нём?

- Что такое миниатюры?

Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Геннадия Михайловича Цыферова

Г.Цыферов – импровизатор; писал не только стихи, но и миниатюры       Художественное произведение малых размеров, а точнее – жанр художественной литературы;

              или словами текста из учебника  - Это крохотные сказки, похожие на картинки

3. Изучение нового материала

Работа с текстом до чтения

Открываем учебник на стр. 176. С каким же автором мы с вами сегодня познакомимся?

Мы определили тему, как вы думаете, какие задачи будут на уроке?

Слово учителя об авторе.

Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе.

Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, человека большой культуры и большого

артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации( т.е., чтение с особой выразительностью), впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не  всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни. Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Тогда

же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова,

А. Фета...

В течение семи лет Новелла Матвеева работала в детском доме. Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах.

Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте

имени    А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР.

Сейчас живёт и работает в Москве.

Вы узнали некоторые факты из биографии Новеллы Николаевны Матвеевой. Прочитали стихотворение, посмотрели фотографии, а теперь скажите, какими основными качествами, на ваш взгляд, будут наделены стихотворения Новеллы Матвеевой.

Мы будем читать стихотворения, изучать биографию писателя

Наверное, это будут очень добрые, нежные и необыкновенно красивые стихотворения.

Работа с текстами во время чтения.

Стихотворение «Девочка и пластилин».

а) Посмотрите на картинки на стр. 176 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет?

Хорошо, а теперь предлагаю прослушать аудиозапись. Песня «Девочка и пластилин» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных. Вы внимательно слушайте.

Побуждение и высказывание своего мнения.

- Так кто же был прав, высказывая предположения?

- Какое чувство ярко выражается после слушания песни?

б) Сейчас мы будем читать стихотворение по цепочке, с выражением по 2 строфе, выходят 3 человека. Потом ещё 3. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение возникает после прочтения?

- Какое стихотворение В. Долиной вы вспомнили?

- Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. Найдите строки, которые можно противопоставить.

В. Долина:  «Ах, какой ты славный!»            

В. Долина: «Взрослый так слепить не может»    

Н. Матвеева: «Ты их любишь маловато!»

Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»

- Отчего тяжко вздыхает девочка?

 - Станут ли в конце концов слепленные из  пластилина игрушки её друзьями?

- Почему вы так думаете?

 в) Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Было тихо…»

а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 177 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет?

А теперь приготовьтесь прослушать аудиозапись «Было тихо...»

б) Сейчас мы будем читать стихотворение по цепочке, с выражением. 4 человека к доске выходят, потом ещё 4.

 - Почему в названии стихотворения стоит многоточие?

- Как можно играть с этим стихотворением?

 

- Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как постепенно эти

звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении стихотворения?

- Какие чувства вызывает?

в)  Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Нерешительные»

а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 178 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет?

А теперь приготовьтесь прослушать аудиозапись

«Нерешительные»

- Кто был прав в своих предположениях?

б) Сейчас мы будем читать стихотворение по цепочке, с выражением. 3 человека к доске выходят, потом ещё 3.

- Какое это стихотворение?

- Что вызывает нашу улыбку?

- Можно ли стихотворение назвать шуткой? Дразнилкой?

Стихотворение «Путешественник»

а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 178 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет?

б) Самостоятельное чтение стихотворения. Прочитайте стихотворение про себя, потом несколько человек выйдет и выразительно прочитает.

- Увидит ли когда-нибудь Тарасик острова?

- А отправится ли в новое плавание?

- Что говорит об этом автор? Что думаете вы?

- Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль, или вы ему завидуете?

Почему?

б)  Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение «Лето»

а) Рассмотрите следующие картинки на стр. 180 и название стихотворения, и выскажите своё мнение. Как вы думаете, о чём оно будет?

- Какое это стихотворение?

- Какие чувства вызывает?

- Какие приметы лета встретились в стихотворении?

Радостные, можно петь…

«Песня про манную кашу»

В. Долина:  «Ах, какой ты славный!»                

Н. Матвеева: «Ты их любишь маловато!»

 В. Долина: «Взрослый так слепить не может»    

Н. Матвеева: «Ты их лепишь грубовато…»

Даёт остановиться, задуматься

Продолжить наполнять тишину ночи звуками до бесконечности

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

аудиозапись

в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.

Видеозапись «Было тихо...»

видеозапись «Нерешительные»

видеозапись «Лето»

Работа с текстами после чтения.

Откройте с. 181  вопросы 2, 5 и давайте разберем с вами вопросы.

Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

Физминутка

1) руки к плечам, четыре круговых движения вперёд; назад

2) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – подобно движению маятника совершать наклоны поочерёдно вправо и влево, не сгибая

4. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое стихотворение из представленного творчества Н. Матвеевой вам понравилось больше?

Почему?

- А захотелось ли вам прочитать другие стихи этой поэтессы?

Ответы детей

5. Домашнее задание.

с.176 – 180 выразительно читать, выучить стихотворение любое наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".

Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика»".Цель: Зна...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...